#1 Human Centricity Management, 6 августа
Тенденции , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Подготовка специалистов со школьной скамьи

Фото: ПАО «Россети Ленэнерго»
Фото: ПАО «Россети Ленэнерго»
В условиях дефицита кадров компании много вкладывают в обучение сотрудников. Какие плоды приносит профильное обучение и почему компании готовы за свой счет готовить кадры для отрасли — обсудили работодатели и эксперты

Профильное образование в условиях высокой нехватки специалистов в самых разных отраслях начинает приобретать новое значение. Бизнес использует все доступные способы подготовки — городские и федеральные программы подготовки и переподготовки кадров, работает с вузами и колледжами, объединяется с конкурентами. Чего уже удалось добиться, как будет развиваться профессиональное обучение и как меняются роли всех участников процесса — обсудили эксперты и представители компаний на круглом столе РБК Петербург «Профильное образование: как компании готовят кадры для себя», организованном в рамках проекта-исследования Human Centricity Management.

Широкие возможности

Как подчеркнул председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт‑Петербурга Дмитрий Чернейко, сегодня формируются звенья новой образовательной инфраструктуры, и необходима интеграция их в единую систему. Чтобы результат действительно соответствовал ожиданиям бизнеса, он должен активно участвовать в этом процессе.

«Нужно, чтобы вокруг каждого ссуза собралась группа ключевых работодателей, которые бы четко формулировали требования бизнеса. Не просто переводили деньги через попечительский совет, а в первую очередь участвовали в формировании образовательных программ», — отметил Дмитрий Чернейко. Он напомнил, что Федеральные государственные образовательные стандарты, в рамках которых действуют вузы и ссузы, содержат основную часть, которую утверждает Минтруда, и переменную — которую формирует как раз сообщество работодателей.

Дмитрий Чернейко, комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга
Дмитрий Чернейко, комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Широкие возможности для бизнеса в сфере подготовки кадров сегодня предлагает город. Действуют программы опережающего обучения, есть национальный проект «Демография», который позволяет обучать под свои нужды большое количество категорий, например, работников старше 50 лет или молодых соискателей, которые вышли из учебного заведения, но для устройства в компанию им не хватает специальных знаний», — отмечает Дмитрий Чернейко. Упомянул он и более продвинутые формы взаимодействия, которые позволяют сделать программу в абсолютном соответствии с нуждами работодателя. Для этих целей Центр занятости населения имеет образовательную лицензию. От предприятия — запрос и преподаватели, от города — организация процесса, лицензия и частичное финансирование.

Для себя и для отрасли

Бизнес, осваивая предлагаемые властями возможности, также развивает и собственные учебные центры. Например, для обучения редким и дефицитным специальностям. «В отношении рабочих специальностей у нас есть два лицензированных учебных центра. Первый учит машинистов башенных кранов и специалистов, так или иначе с этим связанных. Второй — это специфические рабочие профессии для подразделения «ЛСР. Базовые материалы», — рассказала директор по персоналу «Группы ЛСР» Полина Голубева.

Полина Голубева, «Группа ЛСР»
Полина Голубева, «Группа ЛСР» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

При этом компании сегодня уже принимают как должное, что готовят специалистов не только для себя, но и для отрасли. «В первом центре за 2023 год мы обучили порядка 100 человек. Нам не нужно столько машинистов башенных кранов в моменте. Но поскольку у нас очень мало мест, где учат этой профессии, мы набираем всех, кто желает ей обучиться. И другие компании тоже готовы нанимать этих специалистов», — подчеркнула Полина Голубева.

Есть работодатели, которые целенаправленно объединяются с конкурентами, чтобы готовить кадры для отрасли. «В феврале была создана ассоциация — Национальное объединение технических заказчиков. Следующим шагом мы, по сути, объединившись с конкурентами, создаем общий учебный центр, где экспертами будут опытные специалисты компаний-участников и преподаватели профильных вузов», — рассказала директор по развитию Инжиниринговой корпорации «Ирбис» Ольга Аршанская.

Ольга Аршанская, Инжиниринговая корпорация «Ирбис»
Ольга Аршанская, Инжиниринговая корпорация «Ирбис» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Важная черта, отличающая обучение внутри компании, от государственных учебных заведений — гибкость и заточенность под потребности конкретного бизнеса. «Мы каждый год меняем программы. Например, у нас появилась дополнительная опция для клиентов, и мы открыли новую программу — менеджер по дизайну. Рождаются специализированные блоки продаж по востребованным направлениям — сантехника, электрика, кухни — и мы готовим специальных продающих специалистов — экспертов по каждому направлению, которые смогут клиенту все рассчитать, показать, подсказать, как лучше», — привела примеры руководитель центра экспертизы образовательной системы СТД «Петрович» Светлана Секоненко.

Светлана Секоненко, СТД «Петрович»
Светлана Секоненко, СТД «Петрович» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Новые формы сотрудничества

Трансформируется и работа компаний с учебными заведениями. К традиционным формам взаимодействия — базовые кафедры, практики и стажировки, участие специалистов компании в качестве преподавателей — добавляются новые. «У нас есть инструмент, который хорошо себя зарекомендовал — кейс-турниры. Он пришел к нам из ИТ, от хакатонов, но уже не ограничивается этой сферой. Мы формируем команды из студентов, используя в том числе комплексную систему сотрудничества «Газпром нефти» с высшими учебными заведениями под названием «Лига вузов». В рамках этого корпоративного проекта «Газпром нефть» сотрудничает с 38 университетами из 17 регионов России. Кейс-чемпионаты — это часто межвузовская и даже междисциплинарная история, где даются для решения конкретные производственные кейсы, которые потом оценивают сотрудники компании. Так мы получаем свежий взгляд на наши задачи, а ребята понимают, что компания инновационная, компания интересная, и есть ряд успешных кандидатов, которые пришли при помощи такого инструмента», — рассказала директор программ развития функции закупок «Газпром нефти» Виктория Шпиндлер. По ее данным, конверсия от хакатонов и кейс-турниров достигает 25%.

Виктория Шпиндлер, «Газпром нефть»
Виктория Шпиндлер, «Газпром нефть» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Руководитель отдела по подбору, адаптации и работе с вузами компании «Герофарм» Анна Головаченко назвала еще один действенный инструмент работы со студентами: «Важная часть нашей профориентационной работы — работа со студентами-амбассадорами. Мы начинали с одного вуза и ежегодно масштабируем проект. Это возможность рассказать подробнее про компанию и получить обратную связь от студентов. Эффект потрясающий — доля откликов на стажировки, на вакансии для студентов увеличилась с 15 до 30%. При этом ребята-амбассадоры получают возможность соприкоснуться с профессиями в фарме, пообщаться с экспертами и пройти дополнительное обучение навыкам, которые важны любому будущему сотруднику — как пройти интервью, составить резюме, формировать профессиональный нетворкинг».

Анна Головаченко, «Герофарм»
Анна Головаченко, «Герофарм» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

В сотрудничестве с образовательными учреждениями бизнес развивает еще один важный тренд — мультифункциональность и универсальность сотрудников. Это позволяет увеличивать производительность труда и закрывать потребности в кадрах, не выходя на внешний рынок. Напимер, оператор производственной линии получает дополнительную квалификацию водителя погрузчика, и компания имеет возможность оперативно закрывать кадровые дефициты, не прибегая к найму извне.

Проблема среднего звена

Сложнее идет работа со средними специальными учебными заведениями — техникумами, колледжами и т.д. «Популярность СПО среди учащихся невелика, и все меньше подростков стремится получить среднее профессиональное образование. А из тех, кто обучаются по строительным специальностям, 30-50% не планируют работать по профессии и предпочтут стать курьером», — посетовала Полина Голубева.

Есть и обратные примеры. «У нас с ссузами очень хорошее взаимодействие идет. За прошлый учебный год было порядка 400 студентов на практике. И порядка 80 из них остались с нами — либо на летний период, либо на будущее — это очень большие цифры», — поделилась руководитель отдела персонала сети отелей Wone Hotels Екатерина Овчинникова.

Екатерина Овчинникова, Wone Hotels
Екатерина Овчинникова, Wone Hotels (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

«Если вы идете в учебные заведения, если вы с ними взаимодействуете, совместно реализуете и профессионально дополняете образовательный компонент, говорите, чего вы ожидаете — это работает и работает очень хорошо. Если вы думаете, что они за вас что-то решат, разработают программы и приведут к вам специалиста — это не сработает», — считает заместитель генерального директора — руководитель Аппарата ПАО «Россети Ленэнерго» Снежана Китаева.

Снежана Китаева, ПАО «Россети Ленэнерго»
Снежана Китаева, ПАО «Россети Ленэнерго» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

А в некоторых ситуациях без колледжа просто не обойтись. «У нас не было правила, что руководитель обязан иметь высшее образование. Многие из них выросли в компании благодаря своим способностям, опыту и фокусу «Петровича» на подготовку собственных кадров. Но сейчас мы считаем, что руководителям нужно высшее образование. У нас есть пул руководящих сотрудников, у которых есть только среднее образование. Им не попасть в ВУЗы напрямую — из-за ЕГЭ. Соответственно, нам надо эту тему проходить через колледжи», — поделилась Светлана Секоненко.

В сторону поддержки сотрудничества колледжей с бизнесом разворачиваются и городские профориентационные программы. «Есть программа, по которой город компенсирует бизнесу затраты на трудоустройство подростков. В этом году в ее рамках студенты профильного колледжа впервые работали на промышленных предприятиях города, и отзывы от работодателей были позитивные. Подобные проекты есть и в сфере здравоохранения, и в торговле. Мы планируем развивать программу именно в этом направлении и приглашаем работодателей ею пользоваться», — рассказал Дмитрий Чернейко.

Инвестиция в будущее

Но и работы с колледжами, по мнению работодателей, уже недостаточно. Бизнес идет в школы, создавая специализированные классы и организуя экскурсии на производство. Да, неизвестно, сколько из этих школьников пойдет в профильные учебные заведения и затем — работать в компанию, это инвестиции без гарантии, но без них через несколько лет дефицит кадров еще усугубится.

«Мы начали 10 лет назад с создания своего учебного комплекса. Дальше стали делать целевые программы совместно с вузами — сначала для детей сотрудников, затем для всех, кто готов учиться по востребованным для компании направлениям. Затем поняли, что воронку надо расширять и сделали совместную программу с учреждениями среднего профессионального образования и нашим учебным комплексом. Сделали прогноз нашего будущего спроса на кадры и поняли, что сегодня и этого не достаточно — и пошли в школы», — описала путь Снежана Китаева.

В этом году ученики одного из энергоклассов ПАО «Россети Ленэнерго», став участниками совместного пилотного проекта, получили первую рабочую профессию, но на этом компания останавливаться не намерена. В новом учебном году на базе школы-партнера откроется первый энергокружок для всех желающих школьников Невского района.

«Мы тоже сейчас начали работать со школьниками, — поделилась Ольга Аршанская. — В июне мы провели «День профессии» для ребят с 10 лет. Наш ведущий архитектор рассказала о профессии архитектор, о том, какими знаниями и навыками нужно обладать, чтобы стать специалистом. Мы видели живой интерес ребят и решили, что поставим такие мероприятия на регулярные рельсы и проведем в сентябре День профессии инженера-обследователя».

«Герофарм» организует для школьников экскурсии на предприятие. «Безусловно, работа со школьниками важна, потому что это не только их привлечение в профессию, но и работа с родителями. До сих пор в сознании многих людей работа на производстве — это что-то непривлекательное, неинтересное и неперспективное. Но на сегодняшний день такое представление совсем не соответствует действительности. Поэтому, в том числе, мы проводим экскурсии для школьников из профильных классов, показываем, как на самом деле выглядит современное производство, и получаем много позитивных отзывов», — рассказала Анна Головаченко.

Еще дальше пошли компании, которые нанимают школьников на работу. «Второй год подряд у нас работает больше 17 школьников. Они работают в ресторанной службе, начинают рабочий день с 6 утра. И работают прекрасно», — рассказала Екатерина Овчинникова. По ее словам, если раньше компания работала со школьниками по «сарафанному радио», то с нового учебного года запускает партнерский проект со школой.

По сути, на наших глазах формируются новые модели взаимодействия работодателей и системы образования. «Сложить новую инфраструктуру тяжело. Мы идем от ситуации, когда в течение почти тридцати лет система образования жила своей жизнью, а бизнес — своей», — признал Дмитрий Чернейко. Но делать это необходимо, причем сейчас как раз настал момент, когда власть и система образования к диалогу готовы, заключил он.

Инструменты Компании осваивают новые тренды в HR
Материалы выпуска
Тенденции Подготовка специалистов со школьной скамьи
Инструменты Компании осваивают новые тренды в HR
От первого лица «Развитие без роботизации — это путь в никуда»
Экспертиза Как стотысячной компании стать человекоцентричной
Инструменты «Человек труда» — кто он и как его найти?
Экспертиза С элементами геймификации: как привлечь и удержать молодежь
Экспертиза Соискатели со студенческой скамьи: как расти в условиях дефицита кадров
Экспертиза «Денежные программы мотивации и жесткие иерархические структуры устарели»
Экспертиза Человекоцентричность как элемент корпоративной культуры
Экспертиза «Преодолеть дефицит человеческого капитала нельзя без участия бизнеса»
Экспертиза «Наш опыт показывает, что деньги — не главное, особенно для молодежи»
Экспертиза Человекоцентричность как способ выживания для бизнеса
Экспертиза «Пациенты скорее согласны на операцию без наркоза, чем на хирурга-робота»
Экспертиза «Комфорт IT-шника отличается от комфорта сотрудника старшего возраста»
Инструменты Человек vs робот: надо ли выбирать?
Содержание
Закрыть