«Сегодня мы работаем на высококонкурентном рынке — со всех высоких трибун говорят о значимости человеческого капитала и его дефиците, что тормозит развитие экономики нашей страны. Демографическая яма 90-х, «разрыв» между вузовским/ссузовским/школьным образованием и реальными потребностями современного бизнеса, отсутствие регионов с избытком рабочей силы, стремительное развитие новых технологий, в том числе, и искусственного интеллекта — эти и другие проблемные аспекты активно обсуждаются. И решение этих проблем невозможно без участия бизнеса.
Процитирую недавнее исследование компании Headhunter — «Будут люди — будет бизнес» — бизнес должен работать над улучшением ситуации, равно как и государство. Для этого необходимо внедрять гибкие формы занятости, такие как удаленная работа, гибкий график и фриланс. Делать акцент на развитии и обучении сотрудников для повышения квалификации и улучшения их профессиональных навыков. Заниматься внедрением цифровых технологий и автоматизацией процессов в управлении персоналом для повышения эффективности и оперативности работы. Уделять внимание развитию корпоративной культуры, созданию комфортной и инклюзивной среды для сотрудников. В том числе — более активно вовлекать женщин в ранее «неженские» профессии, молодых специалистов, в том числе и школьников, больше интегрировать людей с инвалидностью и т. п.
Увеличивается и значимость работы с брендом работодателя для привлечения и удержания талантливых сотрудников. Например, Группа «Черкизово» уделяет большое внимание развитию корпоративной культуры и бренду работодателя. В 2023 году наша компания заняла 28-е место в ежегодном рейтинге работодателей России по версии HeadHunter и стала первой среди компаний АПК-сектора. В середине 2023 года мы запустили проект «Нежность — женщины в мужских профессиях». Благодаря этому проекту мы меняем взгляд на сферы, которые традиционно считались мужскими, и создаем равные условия для всех сотрудников без разделения по гендерному признаку. Мы бесплатно переобучаем и трудоустраиваем женщин, создаем для них комфортные рабочие условия.
В процессе реализации проекта мы улучшили условия труда с учетом особенностей женской аудитории — отремонтировали душевые, кабинеты и раздевалки, утеплили помещения, построили новые хозяйственно-бытовые корпусы, сделали раздельные входы для мужчин и женщин, установили новые модульные санузлы, бойлеры и тепловентиляторы, дополнили площадки гигиеническими средствами и фенами. Разработали новую спецодежду для женщин — добавили хлопковый слой, который делает ее удобнее в носке, тогда как верхняя ткань защищает запястья и предплечья от порезов. Мы автоматизировали производственные процессы, заменили или усовершенствовали часть техники. Например, изменили диаметр колеса на тележках для вывоза птицы и заменили материал с пластика на резину — теперь тележкой легче управлять. Мы также убрали для женщин ночные смены и провели работу со стереотипами со стороны коллег-мужчин, чтобы устранить устаревшие гендерные барьеры.
Для привлечения женщин на аграрные специальности мы использовали разные каналы: работные сайты, центры занятости, автошколы, вузы/ссузы, реферальную программу, местные администрации, СМИ, соцсети. Кроме того, мы активно задействовали PR-активности: фото- и видеосъемку с амбассадорами проекта, интервью сотрудниц в СМИ, рекламные кампании в интернете. В результате нам удалось привлечь более 90 женщин на профессии тракториста, водителя погрузчика, агронома, слесаря КИПиА и др.
Если говорить про еще одну целевую аудиторию — молодежь, здесь мы тоже много и активно работаем. В том числе мы запустили кафедру в МВА им. Скрябина по направлению «Интегрированные системы менеджмента качества продукции животноводства и птицеводства», создали сеть учебных заведений — партнеров в регионах и запустили первый агрокласс в Липецкой области. Всего в 2024 году мы планируем запустить четыре агрокласса».
Мнение является частью цикла публикаций в рамках проекта-исследования РБК Петербург Human Centricity Management. Задача проекта - выявление и популяризация передовых стратегий менеджмента компаний, направленных на повышение эффективности взаимодействия с людьми, а также технологий и практик в области привлечения, удержания, мотивации и развития персонала.