«Сегодня только слепой не увидит реальные и потенциальные риски, возникшие в связи с текущей ситуацией на рынке труда. Все известные мне коллеги по роли и отрасли предпринимают огромное количество усилий по привлечению и удержанию персонала.
Розница, в которой мы работаем, — одна из самых динамичных отраслей, и здесь я ежедневно наблюдаю изменения в подходе к построению отношений с людьми. Изменения касаются и стратегии построения бренда работодателя, и программ привлечения, и программ заботы — практически в каждом направлении работы с персоналом.
На мой взгляд, ключевая задача HR сегодня — увидеть возможности в текущих ограничениях и быстро попробовать их реализовать. Возможно, в противоположность общепринятой логике действий в моменте. В качестве примеров могу привести нашу WFM-систему [от англ. workforce manangement — управление рабочей силой] и цифровой путь соискателя.
Мы запустили WFM-платформу «мобильный аукцион» в 2019 году. Специфика розничной сети предполагает, что в разное время меняется активность покупателей в разных локациях, и эффективным решением для нас стало иметь пул мобильных сотрудников, которых можно переводить из магазина в магазин. До появления «мобильного аукциона» нашим менеджерам приходилось вручную переводить сотрудников и вносить данные о перемещениях в учетные системы. Специальная онлайн-платформа упростила эту работу: директора магазинов создают в ней заявки на работу, а мобильные сотрудники их принимают, выбирая для себя удобный магазин, день и количество часов в смене.
В 2022 году мы интегрировали в данную систему цифровой путь соискателя. Благодаря этому кандидаты на наши вакансии могут проходить онлайн все основные этапы трудоустройства, кроме пробного дня. Наши вакансии, размещенные на сайтах поисках работы, в соцсетях и мессенджерах, имеют ссылку на «мобильный аукцион». Там соискатель получит всю необходимую информацию и сможет предоставить документы, необходимые для оформления на работу.
Я считаю устаревшими сценарии, связанные с управлением людьми через манипуляции деньгами. Это то, что принято называть «программами мотивации». На мой взгляд и взгляд менеджмента компании, это перекладывание ответственности за управление людьми на них самих. Сегодня пришедшее на рынок труда поколение ориентировано на смыслы — управлять через смыслы кратно сложнее. Такая модель управления требует филигранного мастерства руководителя, мощного вовлекающего лидерства, эмоционального интеллекта.
Также устаревшей моделью я считаю жесткие иерархические структуры с минимальной передачей полномочий на места. Такие модели и структуры отучают людей думать, принимать решения и принимать на себя ответственность за эти решения. Ключ к успеху сегодня — управление через ценности и смыслы, делегирование, умение извлекать уроки из собственных ошибок и умение пробовать новое. А фундаментом для всех этих элементов является вовлеченность людей и осознанный выбор дела, которым они занимаются».
Мнение является частью цикла публикаций в рамках проекта-исследования РБК Петербург Human Centricity Management. Задача проекта - выявление и популяризация передовых стратегий менеджмента компаний, направленных на повышение эффективности взаимодействия с людьми, а также технологий и практик в области привлечения, удержания, мотивации и развития персонала.