«Сегодня технологии развиваются с невероятной скоростью, вместе с тем на рынке труда наблюдается недостаток персонала. Так, по данным исследовательского центра SuperJob, за 2023 год 85% компаний работают в ситуации кадрового голода, в промышленной отрасли вакансий стало больше на 122%.
В этих условиях бизнесу необходимо постоянно искать новые способы привлечения сотрудников. Один из наиболее перспективных источников — студенты. Но и здесь конкуренция за внимание молодых соискателей становится выше. Если раньше конверсия от касания студентов с бизнесом составляла около 50%, то сейчас при тех же вводных конверсия составит всего 25%.
«Газпром нефть» — одна из компаний реального сектора экономики, которая активно знакомит молодых специалистов с отраслью, привлекает к реализации проектов, а также приглашает на практику с дальнейшим трудоустройством. Как студенты различных специальностей могут реализовать свой потенциал, хорошо видно на примере динамичной и востребованной сферы закупок и снабжения. Сегодня это современное и технологичное направление, в котором задействованы специалисты с разными профессиональными компетенциями. Познакомиться с отраслью, проектами и возможными карьерными направлениями школьники и студенты могут на профориентационных мероприятиях. В этом году при поддержке правительства Мурманской области был организован первый карьерный форум «Развитие Арктики. Новые профессии в логистике». 150 молодых людей встретились с представителями промышленных компаний и профильных учебных заведений, чтобы узнать об актуальных программах, выбрать подходящую профессию и задать вопросы потенциальным работодателям.
Следующий шаг — подготовка будущих специалистов. Вместе с вузами мы создаем и развиваем обучающие программы, которые не только соответствуют профессиональным стандартам, но и отвечают запросам бизнеса. Так, с 2019 года на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого действует программа дополнительного профессионального образования «Управление закупками на предприятиях нефтегазового комплекса». В 2021 году в Омском государственном техническом университете была запущена программа профессиональной переподготовки «Контрактный менеджмент и контрактное администрирование на предприятиях». После обучения более 70% студентов приходят работать на предприятия «Газпром нефти».
Сфера закупок и снабжения функционирует на стыке потребностей и интересов компании, наших партнеров и поставщиков. Специалисты этого направления влияют на конкретные и измеримые результаты бизнеса: от них зависит качество и скорость поставок, снижение затрат за счет внедрения новых технологий и аналитики больших данных, выстраивание долгосрочных отношений. Чтобы помочь новым сотрудникам в процессе адаптации, а также создать необходимые для эффективной работы условия, «Газпром нефть» внедряет цифровые и иммерсивные технологии. Обеспечивать управление информацией нам помогают интеллектуальные сервисы: подбор поставщиков, анализ рынка и большинство закупочных процедуры мы оцифровываем.
При помощи современных технологий мы не только совершенствуем подходы к закупкам и снабжению, но и развиваем отрасль. Один из примеров — внедрение системы удаленного управления кранами. Автоматизированное оборудование позволяет не только оптимизировать затраты, повысить скорость и безопасность логистических работ, но и поднять привлекательность профессии. Благодаря проекту оператор крана из цеха или порта «переезжает» на безопасное и эргономичное рабочее место в офисе — откуда и ведется управление техникой.
В работе мы придерживаемся человекоцентричного подхода. Наша энергия — в людях, и именно они находятся в центре наших бизнес-процессов. Развитие компании напрямую зависит от нашей команды. Поэтому мы занимаем проактивную позицию и смотрим на развитие и вовлечение наших сотрудников комплексно, начиная со студенческой скамьи».
Мнение является частью цикла публикаций в рамках проекта-исследования РБК Петербург Human Centricity Management. Задача проекта - выявление и популяризация передовых стратегий менеджмента компаний, направленных на повышение эффективности взаимодействия с людьми, а также технологий и практик в области привлечения, удержания, мотивации и развития персонала.