«Высокая степень неопределенности — реальность, с которой бизнесу во всем мире сегодня приходится работать. И работа эта строится в первую очередь на создании индивидуальной стратегии развития.
В настоящее время на рынке труда конкуренция за привлечение квалифицированных специалистов ведется в условиях острого кадрового дефицита. В 2023 году, по данным Росстата, был зафиксирован рекордно низкий уровень безработицы — 4,2%, при этом 85% компаний отмечают нехватку сотрудников нужной квалификации. Согласно данным Института экономики РАН, нехватка таких работников составила в 2023 году около 4,8 млн человек.
Ситуация, сложившаяся на рынке труда, заставляет как крупные, так и малые компании искать новые пути привлечения и обучения сотрудников, а также развития систем их мотивации. Традиционный подход, ориентированный на получение прибыли и высокий уровень эффективности, постепенно исчерпывает свою актуальность. Как показывает практика, компании, переориентировавшиеся на своих сотрудников и следящие за потребностями клиентов, способны создавать более инновационные и устойчивые бизнес-модели.
Внедрение принципов человекоцентричности означает переосмысление большинства бизнес-процессов, продуктов и услуг со смещением акцента на потребности и благополучие людей — как сотрудников, так и клиентов. Применение принципов HDI [Humanism, Digitalization, Innovation — гуманизм, цифровизация, инновации - ред.] в работе кадровых служб позволяют сформировать грамотную систему подбора сотрудников, повысить квалификацию и мотивацию коллектива и существенно ускорить рост и эффективность всего предпринимательского проекта.
В 2024 году Альянс человекоцентричных компаний на базе АНО «Корпоративной Академии Росатома» подготовил первый отчет-исследование оценки человекоцентричности организаций. Более 300 компаний из стран БРИКС+ оценивались по пяти ключевым ценностями HDI-подхода к работе с кадрами: навыки будущего, трудовая мобильность, осознанное развитие, ценности и уважение личности, равные и справедливые возможности. Лидером рейтинга стала Турция, набравшая 74 бала из 100 возможных. Исследователи объясняют это особенностями турецкой бизнес-культуры и развитием семейного бизнеса. Многие крупные компании принадлежат одним и тем же семьям, а тесные связи и доверительные отношения являются основными корпоративными принципами.
В тройку человекоцентричных стран вошли Индия (70 баллов) и Мексика (65 баллов). Россия в данном рейтинге получила 56 баллов. У нас чаще, чем в других странах, организации проявляют внимание к семьям сотрудников. Многие компании реализуют корпоративные программы для родственников и детей персонала. К практике материальной поддержки семей прибегает 44% компаний-респондентов.
Построение и трансформация действующих моделей управления должны учитывать основные принципы концепции HDI в сочетании с устойчивым трендом на цифровизацию бизнес-деятельности. На практике это может выглядеть следующим образом. Принцип вовлечения работников в процесс принятия решений реализуется через сбор обратной связи и учет мнений сотрудников, а также создание возможностей для участия в стратегическом планировании. Для этого руководство компании внедряет цифровые инструменты сбора обратной связи и аналитики данных для улучшения товаров, услуг или рабочей среды.
Еще один пример — принцип персонализированного подхода к управлению. В компании признают уникальные способности и потребности каждого сотрудника и разрабатывают индивидуальные планы развития и поддержки специалистов. Эту задачу решает автоматизация рутинных рабочих процессов с помощью цифровых инструментов, что способствует высвобождению времени сотрудников на более сложные и творческие задачи. Программные продукты позволяют настраивать процессы под конкретные нужды и предпочтения пользователей. Итогом становится адаптивность и реактивность в управлении.
Наш Институт развития консалтинга и предпринимательства также разработал практические рекомендации по созданию управленческой бизнес-модели на основе концепции человекоцентричности, а также веб-сервис Management of Developing Projects (MDP) — специализированное программное обеспечение, которое позволяет внедрить принципы концепции HDI в новые и уже действующие системы управления проектами. Он позволяет проанализировать и внедрить в систему управления организации принципы человекоцентричности. Происходит это за счет обхода когнитивных ограничений. Пользователь получает возможность преодолеть критический уровень информационных потоков, сформировавшийся в силу объективно существующих законов человеческой психики. Итогом работы сервиса является готовая модель, которая позволяет реализовать основные принципы, заложенные в концепции человекоцентричности, в рамках действующей системы проектного управления.
Сегодня это становится критически важно. Ведь компании, реализующие концепцию человекоцентричности, более успешно привлекают и удерживают квалифицированный кадровый ресурс. Выживание компании зависит от желания и умения управленцев внедрять гуманистические ценностные установки на самых ранних стадиях развития предпринимательских проектов».
Мнение является частью цикла публикаций в рамках проекта-исследования РБК Петербург Human Centricity Management. Задача проекта - выявление и популяризация передовых стратегий менеджмента компаний, направленных на повышение эффективности взаимодействия с людьми, а также технологий и практик в области привлечения, удержания, мотивации и развития персонала.