
Более 350 компаний из Петербурга приняли участие в нацпроекте «Производительность труда». По оценкам РЦК, все они в среднем на 45% увеличили выработку, на 39% ускорили производственные процессы и на 36% снизили объемы незавершенного производства. Общий экономический эффект для участников нацпроекта, по данным правительства Петербурга, за шесть лет превысил 12,5 млрд руб. До 2030 года в программе от города примет участие еще 350 компаний. Как бизнесу понять, что ему пора заняться своей эффективностью, и кто сможет участвовать в новом федеральном проекте в сфере производительность труда — в интервью РБК+ Петербург рассказала Ирина Голубцова, генеральный директор Регионального центра компетенций в сфере производительности труда Санкт-Петербурга.
От рынка к человеку
— Как изменилась петербургская промышленность за последние шесть лет?
— За это короткое время предприятия — не только петербургские, но и российские, прошли огромный путь, включающий в себя сразу несколько стратегических этапов. В 2018-2019 годах компании больше искали клиентов и новые рынки, главная цель была — заработать как можно больше денег. Последнее, конечно, актуально и сейчас, но серьезно поменялось мировоззрение собственников и СЕО. Искусственный интеллект, цифровизация, автоматизация — они прочно входят в обиход предприятий, становятся частью жизни и бизнеса, многие компании задумываются о роботизации. Кадровый же кризис потребовал пересмотра отношения к персоналу — на первый план выходит забота о людях. За шесть лет компании перешли от клиентоцентричности к человекоцентричности.

— Какое место в это переосмыслении стратегий занимает повышение производительности труда?
— Как ни странно, одно из центральных. Чтобы повысить производительность труда, а, следовательно, эффективность компании, необходимо оптимизировать все бизнес-процессы. Это начинается с анализа и систематизации, выявления «узких» мест, тормозящих деятельность. Как показывает практика, именно они доставляют множество неудобств и дискомфорт сотрудникам. Как только эти пробелы устраняются, производство работает лучше, а людям становится комфортнее.
Отладка базовых бизнес-процессов — основа дальнейшей автоматизации и будущей роботизации, что опять же делает человеческий труд более комфортным и продуктивным. Внедрение новых технологий требует повышения квалификации сотрудников, их обучения — это расширяет их личные и профессиональные компетенции и горизонты. Люди видят, что компания о них заботится, повышается вовлеченность работников, их лояльность. Так что банальное наведение порядка на каждом рабочем месте, с чего зачастую и начинается любая программа повышения производительности труда, в итоге полностью меняет предприятие.
7,2 тыс. предприятий стали участниками национального проекта «Производительность труда» с 2019 по 2024 годы по всей России, из них более 350 — из Петербурга.
От малых улучшений к глобальным процессам
— Какие задачи ставят участники нацпроекта? Что именно они хотят изменить?
— В 2019 году компании рассуждали «от рынка» — произвести, продать, найти клиентов. Задачи ставились соответствующие: увеличить выработку, сократить время протекания производственного процесса.
Сейчас смотрят «от ресурсов» — «а могу ли я это сделать имеющимся персоналом?», «что необходимо сделать, чтобы на рабочих местах было комфортно и безопасно?», «какие логистические цепочки, в том числе внутренние, необходимо изменить, чтобы получить эффект «побыстрее». Это более масштабные задачи — мы анализируем не исключительно производство, как это было на старте в 2019 году, но и сопутствующие процессы. Это и закупки, поставки, отгрузка, и работа с заказчиком. Иногда предприятия нам говорят: «с производством мы сами справимся, а вы нам покажите, как планировать деятельность и экстраполировать оптимизацию на вспомогательные процессы». Такой подход стал актуален с 2023 года.
— Какова отраслевая структура петербургских участников нацпроекта? Есть ли отрасли-лидеры по запросу на повышение эффективности?
— Около 70% участников нацпроекта — это предприятия обрабатывающей промышленности, и, кстати, именно от них мы видим сегодня наиболее масштабные, широкие задачи. В прошлом году к нам стали приходить строители. Участниками нацпроекта стали около 50 застройщиков и генподрядчиков. Их в основном интересует стандартизация определенных работ — монолитных, отделочных, любых, дающих готовый результат, а также тех, которые на него влияют. Например, проектирование и разработка РКД. В прошлом году возможность участия в нацпроекте получили и представители туристической отрасли — гостиницы, сервисные предприятия.
— Много ли запросов от туристических компаний и проектов, реализованных в этой сфере?
— К сожалению, пока нет. Возможно, это связано со стереотипом, что производительность труда и бережливое производство — это про станки и гаечные ключи. Но это не так — эффективное производство актуально для всех компаний всех отраслей, и для туристических в особенности. Ведь они борются за лояльность клиентов, за повторные визиты, а этого можно добиться в том числе повышением качества сервиса.
Есть стереотип, что производительность труда и бережливое производство — это про станки и гаечные ключи. Но это не так — эффективное производство актуально для всех компаний всех отраслей, и для туристических в особенности.
— Можете привести пример работы в этой сфере?
— Например, мы работали с одной из гостиниц в Петергофе, а в качестве пилотного участка выбрали уборку номеров — нужно было понять, как сократить время этого процесса. Одно из решений оказалось нестандартным — вместо красивого развешивания халатов стали их просто класть в сложенном виде на тумбочки. Клиентам, как показали результаты опросов, все равно — висит халат или лежит, главное, чтобы он был, но на этом удалось сэкономить на уборке каждого номера до 4 минут. И так мы буквально руками перебрали все, что делает горничная, чтобы найти задел для оптимизации. Итогом этой работы стало сокращение времени на уборку номера на 10 минут. При том, что горничная убирает до 100 номеров, это очень серьезная экономия.
Масштаб и эффективность
— Какие компании чаще используют ресурсы РЦК для повышения эффективности — крупные, средние, малые?
— По нашей статистике, 40% запросов приходится на компании с годовой выручкой в 400-800 млн руб. Это своего рода некий пограничный этап перехода предприятия из категории «среднее» в «крупное», и эффект от мероприятий по повышению производительности труда здесь наиболее ощутим. Еще 25% участников нацпроекта — это компании с выручкой от 1 до 3 млрд руб. Они в наибольшей степени заинтересованы в стандартизации бизнес-процессов, в повышении их прозрачности. В таких проектах мы больше работаем с KPI сотрудников, с откликом на поручения руководства, с объединением команд и улучшением взаимодействия структурных подразделений.
— Неужели крупные компании меньше заинтересованы в повышении эффективности?
— Я полагаю, что здесь мы видим наложение двух разных факторов. Во-первых, согласно требованиям нацпроекта, его участники должны показывать рост производительности труда не менее чем 5% в год, но сам показатель по действующей методике рассчитывается как соотношение прибыли к численности персонала. А дальше арифметика — чтобы росло частное, нужно либо увеличивать числитель — прибыль, либо сокращать знаменатель — персонал, либо и то, и другое вместе. Прибыль наращивать сейчас сложно, людей сокращать невозможно, в итоге есть риск не уложиться в целевые требования нацпроекта. Во-вторых, чем крупнее компания, тем сложнее проект с точки зрения его практической реализации — долгое плечо согласования, трудно найти лиц, принимающих решения или способных на это решение влиять, то есть амбассадоров будущих изменений.
— Есть ли общие признаки неэффективной компании? Как руководителю понять, что пришла пора задуматься о повышении производительности труда?
— На мой взгляд, есть три основных маркера неэффективности. Первый — директор или собственник говорит, что погряз в рутине и времени на стратегию не остается. Второй — руководитель признает, что горизонт планирования у него не больше года, а будущее компании зависит от законтрактованного объема заказов. И третий — из компании уходят сотрудники, влияющие на результат, как правило, это позиции топ-2 уровня. Если руководитель отмечает наличие хотя бы на одного из этих признаков, то ему точно стоит что-то менять.
Есть три основных маркера неэффективности:
Первый — директор или собственник говорит, что погряз в рутине и времени на стратегию не остается.
Второй — руководитель признает, что горизонт планирования у него не больше года, а будущее компании зависит от законтрактованного объема заказов.
И третий — из компании уходят сотрудники, влияющие на результат, как правило, это позиции топ -2 уровня.
Если руководитель отмечает наличие хотя бы на одного из этих признаков, то ему точно стоит что-то менять.
— Изменилось ли принципиально отношение к изменениям среди петербургских предприятий? Насколько охотно они становятся участниками нацпроекта?
— В 2019-2020 годах, когда нацпроект только стартовал, добровольцев, конечно, было крайне мало. «Мы и так все умеем делать, все знаем, какой прок от раскладки по линеечке инструментов, отстаньте от нас» — такие были настроения. Так что первые участники нацпроекта шли в него в основном под административным влиянием. А вот уже с 2021-2022 года желающих стало гораздо больше. К этому времени стали очевидны достижения первых участников нацпроекта, и многие компании начали переосмыслять свое отношение к бережливому производству и другим инструментам повышения производительности труда. Да и экономическая ситуация заставила задуматься о собственной эффективности. В 2024 году все предприятия, которые вошли в программу, пришли к нам сами, а спрос на специалистов РЦК побил все рекорды.
— Нацпроект «Повышение производительности труда» формально закончился 31 декабря 2024 года, ему на смену пришел одноименный федеральный проект. В чем их отличие?
— Принципиальных отличий нет, в паспорте нового федерального проекта четко прописано, что он — логичное продолжение нацпроекта. В рамках федпроекта появится больше мер поддержки, в их числе — роботизация, к концу года ждем четких регламентов использования этого инструмента. Увеличено количество отраслей-участников федпроекта — с этого года в их перечне вся социальная сфера и ресурсоноснабжающие организации.
Критерии для участия в федеральном проекте «Производительность труда»:
- Предприятие относится к следующим отраслям: обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, гостиницы и общественное питание, здравоохранение, социальные услуги, культура, спорт, организация досуга и развлечений
- выручка предприятия не менее 400 млн руб. в год, для отрасли «Туризм» — не менее 180 млн руб. в год;
- применение общей системы налогообложения или единого сельхозналога;
- доля участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном капитале юрлица — не более 50%.
— Какие задачи стоят перед Санкт-Петербургом в рамках федерального проекта?
— До 2030 года участниками федерального проекта должны стать еще около 350 компаний. Это реальные цифры — по нашим подсчетам, в Петербурге требованиям федпроекта соответствуют 2,6 тыс. компаний. Только в этом году в проекте примут участие 70 предприятий, из них 63 компании будут работать с РЦК, остальные — с Федеральным центром компетенций. Мы рассчитываем на рост количества заявок от предприятий туристической отрасли, а также на появление большего, чем сейчас, числа экосистемных проектов, когда мероприятия по повышению производительности труда одновременно реализуются на крупной компании и у ее поставщиков и подрядчиков. Такие примеры в Санкт-Петербурге уже есть, и они успешны.