Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Новые профессиональные ориентиры

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru
Как выстраивать профессиональные треки и готовить детей к будущему в меняющемся мире

Термин «профориентация» существует с советских времен, когда планировали не только экономику, но и жизнь человека от школы до пенсии, а выбор профессии в старшей школе зачастую однозначно определял трудовой путь гражданина. В XXI веке представления о будущем стремительно меняются. Эффективна ли традиционная система профориентации в условиях технологической и экономической неопределенности, как готовить молодых людей к трудовой деятельности и какова роль различных государственных и общественных институтов — обсудили участники круглого стола «Профориентация: константы и переменные», организованного РБК Петербург и компанией «АРТ Личность» в рамках исследования Human Centricity Management.

Вековая история вопроса

В Советском союзе профориентационная работа началась еще в 20-е годы XX века и являлась одним из средств рационального использования трудовых ресурсов. В этой работе участвовали государство, учреждения высшего, среднего и среднего профессионального образования, а также предприятия реального сектора экономики. Одним из важнейших направлений профориентации в советские годы было формирование у молодых людей интереса к рабочим специальностям. Ведущая роль здесь отводилась школам — учащихся знакомили с отраслями народного хозяйства, наиболее необходимыми государству профессиями; для школьников организовали экскурсии на производства и встречи с представителями разных профессий, обучали их первым навыкам труда. Изучали и школьников — повсеместно были распространены анкетирования и опросы, тесты, помогающие определить профпригодность подростков. После распада СССР профориентационная деятельность сошла на нет, тотальный интерес к ней возобновился только несколько лет назад.

«Еще лет 15 назад государство практически не интересовалось профориентацией, она была где-то на задворках. Сейчас эта ситуация поменялась, и мы видим, что государство стало пристально интересоваться этой деятельностью. Однако стройной системы нет, школа, вузы и работодатели пока не выстроились в единую профориентационную линию», — констатирует предприниматель, сооснователь компании «АРТ Личность» Ольга Заболотская.

Ольга Заболотская, «АРТ Личность»
Ольга Заболотская, «АРТ Личность» (Фото: Михаил Лагоцкий/РБК Петербург)

Между тем, отмечают участники дискуссии, сегодняшняя глобальная ситуация кардинально отличается от той, что была 100 лет назад, и с точки зрения территориального устройства страны, и с точки зрения технологического, экономического и социального развития. «Есть несостыковка между государством и компаниями, между экономикой и государственными интересами. Не видно внятных и понятных данных и прогнозов какие профессии и специальности будут нужны через 2-3 года», — говорит предприниматель, сооснователь компании «АРТ Личность» Айдар Фаррахов. Кроме того, полагает он, сегодня на профориентацию стоит «смотреть не в общестрановом масштабе, а применительно к отдельным регионам, так как они отличаются друг от друга уровнем экономического развития и перспектив развития».

Айдар Фаррахов, «АРТ Личность»
Айдар Фаррахов, «АРТ Личность» (Фото: Михаил Лагоцкий/РБК Петербург)

Новый ориентир — личность

Будущее действительно неопределенно, но законы развития человеческой природы постоянны, и выстраивать современную систему профориентации, возможно, стоит, опираясь именно на них, полагает ведущий научный сотрудник РАНХиГС, профессор, специалист ООО «Мобильное электронное образование» по инновационным проектам Игорь Сергеев. «Единственно возможным научным обоснованием профориентации может быть теория развития личности. Соответственно во главу угла стоит поставить личностно-ориентированный подход. Теория поколений, особенности цифрового поколения — это оболочка, а ядро, связанное с психологическими закономерностями возрастного развития личности человека, всегда остается», — поясняет Игорь Сергеев.

Игорь Сергеев,  РАНХиГС
Игорь Сергеев, РАНХиГС (Фото: Михаил Лагоцкий/РБК Петербург)

Советская система профориентации также не прошла проверки на прочность в условиях неопределенности. По данным директора hh.ru Северо-Запад Юлии Сахаровой, 85% работающих россиян, «родителей сегодняшних детей», хотели бы поменять ранее полученную профессию. «Либо они неверно выбрали профессию изначально, либо они разочаровались в выборе, либо поняли, что мир меняется и нужно двигаться в другую сторону. Однако в какую именно, большинство из них не знает», — констатирует Юлия Сахарова.

Юлия Сахарова, hh.ru Северо-Запад
Юлия Сахарова, hh.ru Северо-Запад (Фото: Михаил Лагоцкий/РБК Петербург)

На профессиональный выбор человека в значительной степени влияют мода и пропаганда: например, в середине прошлого века были модны технические профессии, в нулевые – все, что связано с экономикой и юриспруденцией, сейчас это сфера IT, рассуждает Юлия Сахарова. «В дальнейшем маятник может качнуться куда угодно, мы не знаем, каким будет спрос на популярные сейчас профессии в будущем. Поэтому выбирать профессию нужно прежде всего исходя из склонностей конкретного человека к той или иной деятельности», — говорит она.

Детские проблемы будущего

По мнению исполнительного директора Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Кирилла Кузнецова, неопределенность является не особенностью именно текущей ситуации, а неотъемлемым фактором будущего. Его, считает эксперт, «стоит рассматривать не только как некую данность, которая на нас валится и к которой нужно бесконечно адаптироваться, но как нечто, что мы можем конструировать сами». Применительно к профориентации и прогнозированию «профессий будущего» такой подход может проявляться в совместной со школьниками «футурулогической» деятельности. «Если профессия — это решение некоей проблемы, то можно совместно с детьми выяснять, какие проблемы школьникам в принципе интересно решать, и как можно решить конкретную проблему более эффективно, на их взгляд», — приводит пример Кирилл Кузнецов.

Кирилл Кузнецов, «Гуманитарные технологии»
Кирилл Кузнецов, «Гуманитарные технологии» (Фото: Михаил Лагоцкий/РБК Петербург)

Прогнозирование будущего — дело неблагодарное, и точно предсказать, какие профессии будут востребованы в долгосрочной перспективе вряд ли удастся, согласен образовательный консультант, сооснователь Smart Сourse, ведущий подкаста «А смысл» Тимур Жаббаров. Он считает, что сделать осознанный выбор профессии подростку поможет участие в тематических форсайтах, которые как комплекс мероприятий стоит включать в систему профориентации. «Технология форсайта дает возможность отнестись к миру будущего не как к прогнозируемому, а как к создаваемому. Мы видим некие глобальные тренды и предполагаем, как они повлияют на все, и на нас лично. Когда человек строит свой образ будущего и себя в нем, то логичным продолжением этого является ответ на вопрос: что ты можешь сделать здесь и сейчас, чтобы достичь цели? И не последнее место в этом занимает профессиональное самоопределение», — поясняет Тимур Жаббаров.

Тимур Жаббаров, Smart Сourse
Тимур Жаббаров, Smart Сourse (Фото: Михаил Лагоцкий/РБК Петербург)

Метанавыки для самоопределения

Еще одним принципиальным несовпадением традиционной системы профориентации с текущими реалиями является отказ от догмы «одна профессия на всю жизнь», и результатом этого является иная цель, которую должна ставить перед собой профориентация. «Сегодня на рынке труда важно не то место, где человек оказался, а комплекс внутренних метанавыков, который позволяет ему оценивать пройденный путь, определять путь дальнейший и понимать, какие шаги нужно предпринять, чтобы его пройти», — говорит Тимур Жаббаров.

Для того, чтобы помочь человеку эти навыки сформировать, его необходимо обучать основам самоопределения, анализу собственных личностных потребностей и сопоставлению с запросами рынка труда, а также работе с информацией, считает Елена Меттус, руководитель центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения Академической гимназии № 56 имени М.Б. Пильдес. «Начинать обучения этим метанавыкам следует в школе, так как рынок труда является одной из зон максимального риска для подростка, который выбирает профессию», — считает Елена Меттус.

Елена Меттус, Академическая гимназия № 56 имени М.Б. Пильдес
Елена Меттус, Академическая гимназия № 56 имени М.Б. Пильдес (Фото: Михаил Лагоцкий/РБК Петербург)

В процессе профориентации ребенка должны принимать участие и родители, добавляет Айдар Фаррахов. «На сегодня существует достаточное количество доступных инструментов профориентации и проектов в этой сфере. Семье нужно просто начать этим заниматься», считает он.

Наряду с этим, уверена Елена Меттус, помимо теоретической базы школьнику необходимо знакомиться с миром профессий — как актуальных, так и прогнозируемых.

Осознанный выбор профессии

Сегодня молодые люди нередко выбирают вуз, а не профессию, поэтому в профориентационной работе важно знакомить школьников не только с образовательным ландшафтом, но и с возможностями региональной экономики, считает заместитель директора ГБНОУ «Академии талантов» Михаил Зенкин.

Михаил Зенкин, ГБНОУ «Академия талантов»
Михаил Зенкин, ГБНОУ «Академия талантов» (Фото: Михаил Лагоцкий/РБК Петербург)

Формирование универсальных навыков и метакомпетенций не может идти в отрыве от деятельности, поэтому важно создавать возможности, которые позволят ребятам проходить через череду профессиональных проб, не имитирующих, а моделирующих реальные производственные процессы.

Но для этого образовательным организациям нужны индустриальные партнеры, без участия работодателя это реализовать невозможно.

Многие компании уже являются соучастниками процесса профориентации, предоставляя школьникам, студентам и даже воспитанникам детских садов такие возможности. Так, компания «АЭМ-технологии» ведет профориентационную работу с детьми всех возрастов — от детского сада до вуза, в доступной форме объясняя и показывая, какие профессии и возможности роста и развития может предоставить, рассказала директор по персоналу компании Римма Галлямова. «Это длительная, растянутая во времени профориентационная работа дает свои плоды. Ребята, которые к нам приходят на работу, прекрасно понимают, чего они хотят и зачем что-то делают в профессиональном и образовательном плане. Многие уже с шестого класса представляют, куда пойдут работать», — говорит она.

Римма Галлямова, «АЭМ-технологии»
Римма Галлямова, «АЭМ-технологии» (Фото: Михаил Лагоцкий/РБК Петербург)

Петербургское предприятие «Икапласт» работает с подростками уже 10 лет: за это время завод трудоустроил около 400 детей в разные непроизводственные подразделения, за каждым из них закрепляется наставник. «Это — часть профориентации, и такая работа особенно важна в ситуации, когда многие дети вообще не представляют, кем хотят быть», — уверена заместитель генерального директора компании «Икапласт» Лиана Акопян. Между тем, отмечает она, один из методов профориентации — трудоустройство несовершеннолетних именно на производство, компаниям недоступен. «Да, для возраста 14-16 лет, наверное, это рано, но почему нельзя трудоустраивать на производство подростков 16-18 лет? Как дети увидят реальный завод, пощупают его руками, попробуют себя в рабочей профессии? Мы, конечно, устраиваем ребятам экскурсии на производство, но этого недостаточно», — подчеркивает она.

Лиана Акопян, «Икапласт»
Лиана Акопян, «Икапласт» (Фото: Михаил Лагоцкий/РБК Петербург)

В профориентации участвуют компании из самых разных отраслей экономики. Например, хоккейный клуб «СКА» проводит экскурсии и мастер-классы для детей сотрудников, когда подростки могут провести целый день посвятить изучению той или иной деятельности изнутри. «Мы — амбассадоры спортивной индустрии и стараемся дать ребятам возможность прикоснуться к спортивному менеджменту, повариться в этой среде, больше узнать про разные профессии. Это помогает детям в осознанном выборе дальнейшего трудового пути», — говорит директор по персоналу Хоккейного клуба «СКА» Юлия Митрофанова.

Юлия Митрофанова, «СКА»
Юлия Митрофанова, «СКА»

Профориентация «от работодателя» эффективна, если она опирается не на концепцию развития человеческих ресурсов, а на педагогику, психологию и принципы образовательной профориентации, уверен Игорь Сергеев. «Такие подходы мы уже видим. Некоторые компании начинают понимать, что ранняя профориентация — это не способ извлечения готового человеческого капитала, когда подростки рассматриваются с точки зрения того, как заткнуть ими кадровые дыры, а долгосрочная инвестиция в человеческий потенциал отрасли, региона, страны в целом, способствующая формированию кадров завтрашнего дня», — говорит он.

Современная система профориентации должна строиться на трех базовых элементах: профессиональные пробы, развитие индивидуальных навыков и наставничество, резюмирует Ольга Заболотская. «Мы сможем эффективно помогать ребенку в выстраивании его профессиональной траектории развития только если сумеем все эти элементы соединить воедино», — заключает она.

Инновации Технологии для HR: цифровая забота и резервы эффективности
Содержание
Закрыть