
«Петербург — это город времен и стилей. Он вдохновляет создавать пространства, где история встречается с будущим, а каждый новый проект для архитекторов, урбанистов и ландшафтных дизайнеров — это возможность найти баланс между величием традиций, чистотой линий и функциональностью.
Особенность Форсайта этого года в том, что в первый раз была задана свободная тема. Не конкретная локация или задача, как это было, например, в прошлом году — формирование агломерации Петербурга. Темой этого года стала идентичность Петербурга в сфере не только архитектуры, но и благоустройства. В том числе в сфере подхода к нашему центру — как в него инкрустировать что-то новое и не скатиться к подражанию стилю неоклассики. Уйти от копирования или попытки историзма, но при этом сохранить дух Петербурга в новой застройке.
Главная цель Форсайта — чтобы каждый девелопер, каждый руководитель из администрации Петербурга задумывался при проектировании, при согласовании нового объекта — какие проекты Петербургу нужны? Чем они будут отличаться от застройки других городов?
Я интересуюсь темой глобализации, к которой мы с вами движемся. Представьте страшную картину: вы прилетаете в аэропорт любого города мира и видите одно и то же. Одни и те же торговые центры, одни и те же магазины. В принципе, все уже так, но, к счастью, это пока только аэропорт. Но на самом деле, если взглянуть на новую застройку мегаполисов, то она идентична. Это одни и те же материалы, одни и те же решения, продиктованные классом жилья, близостью к центру и премиальностью комплекса, или, наоборот, его простотой, если это окраина.
То, что создается в рамках Форсайта, очень ценно, потому что завтра каждый девелопер, кто принял участие, кто прочтет, услышит про это, он априори задумается — а какой я создаю комплекс, какая в нем будет среда, будет ли она созвучна этому городу, или ее можно построить совершенно в любой точке мира.
Форсайт помогает структурировать подход к тому, что такое петербургская идентичность. И в том числе к понятию наследия. Мне очень понравилась фраза вице-губернатора Владимира Княгинина, прозвучавшая на подведении итогов Форсайта: «Наследие — это то, что не устаревает при жизни следующего поколения». В Петербурге нужно мыслить на два, три, пять поколений вперед, и тогда проекты сложатся в нашу городскую ткань мягко и пластично и при этом будут отвечать понятию современный город.
Со своей стороны, говоря об идентичности Петербурга, я считаю, что столпы идентичности — это скандинавский подход, нуарность и брутальность в сочетании с долговечностью и технологичностью.
Посмотрите, насколько просты общественные пространства Москвы. Их строится очень много, но они достаточно просты и похожи друг на друга. Все, что появляется в Петербурге, должно быть по-хорошему злым, брутальным, соответствующим северному нордическому типу нашего города. И это должно проявляться, на мой взгляд, и в архитектуре, и в среде».