Проект X Архитектурно-градостроительного Форсайта РБК Петербург открыла дискуссия об идентичности города. Участники обсудили, каким должен быть Петербург будущего и как сохранить уникальные черты города в условиях его развития.
Город соразмерный человеку
Сегодня город развивается стремительными темпами — архитектурные мастерские загружены, а девелоперы презентуют проект за проектом. Но есть важный момент, который, по словам экспертов, продолжает волновать как жителей города, так и архитекторов. Речь об идентичности города, которую петербуржцы хотят видеть в том числе в новых проектах. Однако для того, чтобы ее можно было заметить в современных постройках, обществу необходимо прийти к общему знаменателю — дать точное определение идентичности и местам ее проявления.
По словам коммерческого директора группы компаний «ПСК» Сергея Софронова, уникальность Петербурга сконцентрирована в его историческом центре. «Если мы говорим об идентичности, то для меня, как для горожанина, — это исторический центр города со сложившейся архитектурой, которую представляешь в голове, когда слышишь слово Петербург. Это точно не строения хрущевского периода и не современное массовое строительство, которое развивается на окраинах города», — констатировал он.
Главный архитектор проекта, партнер архитектурного бюро «Студия 44» Антон Яр-Скрябин отмечает, что идентичность петербургской архитектуры определяет ее душевность и сомасштабность человеку. По словам эксперта, туристы из Москвы приезжают в город именно за тем, чтобы «выдохнуть» от современных высоток.
Руководитель компании «Архитектурная мастерская Мамошина» Михаил Мамошин делает упор на исторический контекст — по мнению эксперта, уникальность города проявляется в чистоте его стилей. «Российская ментальность делала барокко более барочным, а когда дошло до историзма, в Петербурге появилась самая широкая палитра стилей. Только на Невском проспекте насчитывается 30 стилей и подстилей — это целые миры», — говорит он.
Как сохранить идентичность?
Во взгляде на роли архитектурной идентичности в новом строительстве однозначно сошлись девелоперы. Так, по мнению экспертов, при возведении новых объектов в центре города необходим баланс между смелым подходом и сохранением исторического контекста. В этом застройщикам помогают архитекторы.
«Если нам попадаются какие-то знаковые участки в центральных локациях, то мы понимаем, что в таком месте важно создать истинный петербургский проект. Тогда мы обращаемся к московским и петербургским студиям, к архитекторам, которые уже реализовывали подобные проекты и имеют представление о том, что можно построить в этом месте. Это важно, потому что в том числе в архитектурном сообществе есть внутреннее самоограничение, самоцензура. То есть архитектор, как правило, не доходя до городской комиссии, уже знает, что не будет сочетаться с окружающей застройкой», — рассказал Сергей Софронов. При этом, по его словам, не менее важно обращаться к молодым специалистам, которые могут иначе взглянуть на проект и добавить новые веяния.
Аналогичного мнения придерживается президент Группы RBI Эдуард Тиктинский. По его словам, при строительстве новых объектов необходимо учитывать петербургский культурный код, но при этом не отказываться от экспериментов.
«Смелые решения вовсе не обязательно ошибочны. Спас на Крови и Дом Зингера общественность тоже приняла не сразу. Для осознания того, как архитектура меняет городской ландшафт, к лучшему или нет, иногда нужно время», — говорит эксперт. По его словам, современная архитектура может быть узнаваемой по материалам, технологиям, стандартам продукта, но в то же время она должна перекликаться с архитектурными стилями прошлого.
В то же время в новых районах, как отмечает Эдуард Тиктинский, уместна смелая архитектура. В качестве примера Сергей Софронов приводит «Лахта Центр» и «Газпром Арену», в которых, по его мнению, нашла отражение новая петербургская идентичность.
Собственник группы компаний Bau City Development Кирилл Сиволобов отмечает при этом важность сохранять контакт с миром и учитывать большие тренды. «Мы идем по стопам Петра: учимся у тех, кто создает интересные архитектурные проекты за рубежом, и стараемся перенести некоторые элементы в наши проекты. Путешествуя по всему миру, посещаешь разные города — Чикаго, Нью-Йорк, Бостон, Амстердам, Париж — не остаешься равнодушным к тому, что строят там. Также много интересного строят и в Азии — Сингапур, Шанхай, Гонконг. В конечном счете хочется что-то подобное создать и у нас», — добавил он.
Управляющий партнер Института территориального планирования «Урбаника» Федор Коньков в то же время отмечает, что количество современных проектов застройки, которые отражают петербургскую идентичность, в действительности очень мало. В пример эксперт приводит проект намыва, который ранее застройщики анонсировали как новый морской фасад Петербурга.
«Если какая-то идентичность и есть, то она не востребована. Основная же часть застройки к идентичности Петербурга или даже Ленинграда имеет косвенное отношение. Это скорее идентичность Мурино», — говорит Коньков.
Разделять идентичность
Заслуженный архитектор России, профессор Международной Академии Архитектуры Владимир Линов отмечает, что идентичность города может быть разной, поэтому важно предварительно разделить, какие особенности стоит сохранить в будущих проектах, а какие оставить в прошлом. «Предлагая какие-то решения, можно законсервировать что-то негативное в образе города. Мы знаем о таком понятии, как Петербург Достоевского — это грязные дворы, проходные, с мусором, с черными лестницами. Это, безусловно, часть идентичности Петербурга. Но нужно ли ее поддерживать?» — спрашивает эксперт.
При этом, по мнению главного архитектора L.Buro Петра Лари, ландшафтную идентичность Петербурга важно искать в прошлом, используя разные способы озеленения. Эксперт отмечает, что за последние 20 лет было застроено большое количество скверов в центре Петербурга, которые являются легкими города. Это, по его мнению, привело к тому, что характерной особенностью города стало отсутствие локальных зеленых мест отдыха в центре.
«Есть общий запрос — больше зелени, больше многофункциональных пространств, которые позволяют пользоваться этой средой, а не смотреть на нее как на фасад 2D. Чего не хватает в Петербурге? Наши улицы не позволяют активно озеленять их. Особенно интересны локальные проекты, где появляется зелень, отвечающая запросам города, которой могут пользоваться горожане, проходя внутрь проекта», — рассказал Лари. Одним из таких примеров, по его мнению, является новый квартал Hideout Residence на Римского-Корсакова, 22, в разработке которого ландшафтная студия L.Buro приняла участие. Несмотря на то, что он располагается в центре города в квартале апарт-отеля, он открыт для горожан и при этом обособлен от пешеходных улиц, что позволило сделать его зеленым в совершенно современной стилистике, не привязанной к общему облику города.
Партисипаторное проектирование
Важным элементом в осознании городской идентичности и путей ее поддержания является диалог между разными акторами. Как отмечает исполнительный директор Центра гуманистической урбанистики Европейского университета в Санкт-Петербурге Лев Шилов, для того чтобы с точностью определить мнение жителей города по поводу очередного проекта, необходимо в первую очередь наладить коммуникацию между гражданами и архитекторами — суметь рассказать о задумке архитектора так, чтобы это было понятно любому горожанину.
Важно не только донести идею, но и корректно спросить граждан об их потребностях. Классические вопросы, по мнению эксперта, в таком случае не подходят. «Если прийти к человеку и спросить: «Чего ты хочешь?» — ответ практически гарантированно будет однобоким. С людьми надо работать иначе. Если архитектор хочет услышать объективный и полноценный ответ, то надо спрашивать: «Что вы привыкли делать в этом месте? Почему любите туда ходить? А что вы бы там хотели делать?» и так далее», — пояснил он.
Более того, одного разговора, по мнению эксперта, будет недостаточно — в обсуждении градостроительных проектов необходим цикл дискуссий, в ходе которого люди смогли бы рассказать о том, чего им действительно не хватает. При этом, как отмечает Эдуард Тиктинский, с каждым годом потребители становятся все требовательнее — их интересует и дизайн мест общего пользования, и внутренняя инфраструктура: от коворкингов и переговорных до зала для фитнеса, и даже то, какой ресторан работает в доме.
Для того, чтобы девелоперы, горожане и архитекторы могли прийти к компромиссу, в разговоре должны принимать участие все стороны. Для этого, как отметил руководитель архитектурно-градостроительного Форсайта РБК Петербург Роман Герасимов, в команды Форсайта набирают студентов из разных направлений обучения.
«Этот юбилейный форсайт не станет исключением с точки зрения огромной пользы для студентов. Мы снова собираем команды из разных вузов по разным специальностям. И верим, что это важный шаг к будущей профессиональной деятельности, потому что сам архитектор никогда ничего не сделает. Сам урбанист — прекрасный человек, но без экономиста и маркетолога тоже ничего не получится. Социологи и медиа тут, безусловно, тоже нужны», — заключил он.
Форсайт РБК — это исследовательский проект, над которым работают студенты и мастера в области архитектуры и урбанистики. Среди задач — найти оптимальные пути развития городских территорий. Партнерами Х Форсайта РБК стали ГК ПСК, Bau City Development, Группа RBI, L.Buro и Formula City.