#3 Форсайт РБК, 12 августа
Тенденции , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Энергетика развитого пространства: как новые проекты меняют город

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Какие принципы закладываются в основу девелоперских проектов, чтобы сохранять актуальность для будущих поколений, и какие тренды мы увидим в будущем десятилетии, обсудили участники дискуссии в рамках Форсайта РБК

Новый облик Петербурга формируется прямо сейчас. Чтобы выделить проект в череде соседних и создать комфортную среду для жителей, застройщики занимаются благоустройством уже не только дворов, но и прилегающих территорий, вплетая новые кварталы в общую городскую ткань. В то же время, архитектура новых проектов — особенно массовой застройки — зачастую оставляет желать лучшего. Какие тренды сегодня определяют развитие архитектуры и благоустройства, и как изменятся эти тренды в следующем десятилетии под влиянием поколенческих сдвигов — обсудили участники дискуссии «Районы, кварталы, проекты. Запросы и решения сегодня и тренды после 2030», прошедшей в рамках Форсайта РБК Петербург.

Выйти за рамки

Ключевой тренд сегодняшнего девелопмента состоит в том, что он выходит за рамки строящихся домов. «Современный жилой комплекс — это не только жилье, но и вся необходимая инфраструктура: школы, детские сады, магазины, кафе, спортивные площадки, общественные пространства. Причем речь идет не о формальном исполнении нормативов, а о создании живой, качественной, удобной среды. Здесь важна каждая деталь: продуманная архитектура, разнообразие сценариев досуга, доступность повседневных сервисов. Например, в наших кварталах в Кронштадте появится прогулочный бульвар с многофункциональным стрит-ретейлом — такая опция закрывает сразу несколько потребностей резидентов — в досуге, шоппинге и развлечениях, бытовых услугах и общению с соседями и близкими», — подчеркнул коммерческий директор «ГК Алькор» (входит в группу «Главстрой Санкт-Петербург») Алексей Бушуев.

Алексей Бушуев, «ГК Алькор» (входит в группу «Главстрой Санкт-Петербург»)
Алексей Бушуев, «ГК Алькор» (входит в группу «Главстрой Санкт-Петербург») (Фото: пресс-служба)

В результате новое наполнение и новый облик приобретают не только сами жилые кварталы, но окружающая городская ткань. Этому способствует еще один тренд — на открытость, проницаемость территорий. «В Москве уже все избавляются максимально от высоких заборов и максимально пытаются интегрировать проекты в городскую инфраструктуру, не разделяя. У нас происходит то же самое, в том числе, в сегментах высокого класса — мы получаем обратную связь от жителей, которые хотят, чтобы вокруг них была энергетика развитого пространства, даже если сами они не всегда в полном объеме пользуются этой инфраструктурой», — рассказал креативный директор компании Formula City Даниил Бабийчук.

Даниил Бабийчук, Formula City
Даниил Бабийчук, Formula City (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

По мнению руководителя проектного бюро МЛА+, преподавателя Института дизайна и урбанистики, ИТМО Яны Голубевой, в современных проектах появилось больше осознанности, понимания, что проект находится не в вакууме, а в городе. «Я заметила, что очень многие девелоперы стремятся оказать влияние на окружающую среду. Бывает это просто арт-проекты, бывает что-то большее — мы часто сталкиваемся с благоустройством соседних улиц, и так далее. И девелоперы зачастую уже чувствуют себя в большей степени активными горожанами», — подчеркнула она.

Яна Голубева, МЛА+, ИТМО
Яна Голубева, МЛА+, ИТМО (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

С этим утверждением согласен Алексей Бушуев. «Девелопмент — это не просто строительство жилых домов, но и преображение территорий, перезапуск неиспользуемых ранее локаций в полезные и интересные точки притяжения. Девелопер в данном случае выступает трансформатором и визионером, изменяя атмосферу локации, создавая ее новое восприятие и применение», — сказал он.

Запрос на уникальность

Набор деталей, из которых складывается наполнение жилого квартала, может отличаться от класса к классу. «Есть еще отдельное направление в проектах уровня бизнес-класса и выше — это инфраструктура, которая непосредственно доступна только для жителей комплекса: различные клубы, гостиные, коворкинги, фитнес-центры. То, что можно назвать неким третьим местом, где можно провести время с членами семьи, друзьями и соседями», — отметил коммерческий директор ГК «ПСК» Сергей Софронов.

Сергей Софронов,  ГК «ПСК»
Сергей Софронов, ГК «ПСК» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Одной из основных деталей проекта становится благоустройство — занимая относительно небольшую долю в общей себестоимости, оно существенно влияет на комфорт проживания и на привлекательность квартала для жителей. «Мы вышли на плато с точки зрения того, что себестоимость нет возможности увеличивать в условиях ограниченности спроса, и одной из самых трендовых историй является благоустройство. Это знаковая вещь, которая существенно продвигает проект, особенно когда он готов. В том числе и не в самых дорогих сегментах — там есть возможность размахнуться на масштабе», — говорит Сергей Софронов.

Ограничения по спросу двигают вперед качество благоустройства, уверен генеральный директор Derevo Park Андрей Кочетков. «Я постоянно говорю, что с любым кризисом качество продукта улучшается. Уменьшается количество денег, соответственно, появляется запрос на то, чтобы выделиться, запрос на некую уникальность. И, в частности, профессиональный, качественный ландшафт стал одной из важнейших вещей», — полагает эксперт.

Андрей Кочетков, Derevo Park
Андрей Кочетков, Derevo Park (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Меняется подход и к качеству оборудования, которое используется в благоустройстве, отметил руководитель и идеолог инженерно-производственной компании «Сильвер» Алексей Медведев. «Материалы, с которыми мы работали 10 лет назад, уходят в прошлое. Китайские пластиковые изделия смотрятся несерьезно. Все больше идет в сторону натуральных материалов или высокотехнологичных материалов. Это и высокопрочные пластмассы, и нержавеющая сталь высокого качества, качественная фурнитура и т.д.», — рассказал он.

Алексей Медведев, «Сильвер»
Алексей Медведев, «Сильвер» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

В результате яркие, интересные детские и спортивные площадки, наряду с продуманным ландшафтом, становятся дополнительным конкурентным преимуществом жилого комплекса. «Детские площадки в виде функциональных арт-объектов формируют культурную городскую среду и становятся яркими точками притяжения. Сейчас многие девелоперы делают ставку на благоустройство — своим подходом к концепциям общественных пространств они хотят удивить, привлечь покупателя. И я считаю, что такая здоровая конкуренция за покупателя двигает нас вперед», — отметил Юрий Берестов, основатель Технопарка «Айра».

Юрий Берестов, Технопарк «Айра»
Юрий Берестов, Технопарк «Айра» (Фото: пресс-служба)

Собственник группы компаний Bau City Development Кирилл Сиволобов сформулировал общее правило для того, чтобы выделить проект из общей массы: это эстетика и функциональность как самого жилого комплекса, так и среды вокруг него. «Когда среда в жилом комплексе и вокруг него сформирована эстетично и функционально, это и радует глаз и в целом помогает человеку чувствовать себя комфортно. Такие мелочи, как безбарьерная среда и наличие туалета в парадной, по-настоящему оценят мамы, которые много времени проводят с детьми во дворе на площадке — пояснил он.

Кирилл Сиволобов, Bau City Development
Кирилл Сиволобов, Bau City Development (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Вопросы архитектуры

Если благоустройство переживает расцвет, то в архитектурном облике новых жилых комплексов Петербурга, особенно в локациях массовой крупномасштабной застройки, эксперты наблюдают, скорее, застой. «Не хватает банально времени для того, чтобы делать хороший продукт. Архитекторы и девелоперы сталкиваются с очень большими объемами жилья, 50-300 тыс. кв. м. И потом мы задаемся вопросами, а почему так получилось, что оно все одинаковое. Потому что над этим нужно сидеть и работать, формировать какую-то логическую систему, которая будет как-то это контролировать. Но на это нужно очень много времени и людей», — рассуждает о причинах руководитель архитектурного бюро Sloi Architects Валентин Коган.

Валентин Коган, Sloi Architects
Валентин Коган, Sloi Architects (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Людей не хватает, а тем, кто есть, не хватает квалификации, считает Валентин Коган. По его мнению, современное архитектурное образование слишком сильно сфокусировано на художественном аспекте — «рисовании гипсовых голов», и слабо — на актуальных вопросах архитектуры.

Проблему с квалификацией архитекторов подтвердил и Кирилл Сиволобов: «У нас в проекте обычно участвуют несколько архитектурных бюро, одно делает визуализацию и посадку, другое предпроект, третье рабочую документацию, четвертое дизайн входных групп и т.д. — до 5-6 агентств. Донести свою мысль до каждого из участников зачастую бывает не просто».

Отдельно участники дискуссии отметили проблему согласований в Петербурге и разительное отличие в «смелости принятия решений» в сравнении с Москвой. Андрей Кочетков, сопоставляя опыт работы в Москве и Петербурге, выделил и другие различия между городами: «Первое — это банально бюджет, он там принципиально другой. Если брать квадратный метр благоустройства в бизнес- или премиум-классе, московское будет примерно в 1,5-2 раза дороже относительно петербургского. Второе заключается в том, что в Москве у крупных девелоперов большие маркетинговые и продуктовые команды, и там очень много внимания уделяется качеству продукта. Третье — это более простая система согласований в целом, что значительно ускоряет и облегчает ряд процессов».

Вопросы проектирования и архитектурного облика тесно связаны с социальными аспектами, напомнил заслуженный архитектор России, профессор Международной академии архитектуры Владимир Линов. Так, спрос на крошечные студии площадью 15-20 кв. м со стороны людей, которые хотят иметь хоть какое-то собственное жилье, порождает соответствующее предложение. «За 70 лет, с момента, когда была озвучена жилищная проблема, она не была решена в Советском Союзе и в России, и не решается должным образом до сих пор. У людей денег нет, а социальная задача не решается с помощью государства», — подчеркнул Владимир Линов. Участники дискуссии обсудили попытки различных структур, в частности, Дом.рф, разработать проекты домов для «социальной аренды», но экономика подобных проектов пока не складывается.

Владимир Линов, Международная академия архитектуры
Владимир Линов, Международная академия архитектуры (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

На 10 лет вперед

Возможно, лет через 10 мы увидим больше арендных форматов, говорят участники дискуссии. Так, Яна Голубева отметила стабильный тренд на «жилье по подписке» и «жилье как сервис». По ее словам, все больше жилья сдается в аренду, и все больше людей выбирает формат жизни на несколько городов — иметь, например, квартиры в Москве, в Петербурге, и дачу в Подмосковье. Чтобы управлять этой недвижимостью, нужна соответствующая услуга. «Эта сервисная инфраструктура, мне кажется, — это основной бизнес, который будет возникать рядом с девелопментом», — прогнозирует эксперт.

Уже сейчас происходит обеление аренды жилья, говорит аналитик-урбанист «Продуктивный город» Татьяна Кискина, капитан команды — участницы Форсайта 2025: «Мне кажется, что в горизонте пяти лет, может быть, раньше произойдет обеление рынка. Налоговая база действительно важна для пополнения бюджета, нашему государству очень нравится собирать данные, составлять реестры, и этот процесс уже вовсю идет — по аналогии с рынком такси».

Татьяна Кискина, «Продуктивный город»
Татьяна Кискина, «Продуктивный город» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Еще один важный тренд, который уже наблюдается в Москве и хотелось бы видеть в Петербурге — развитие городской транспортной инфраструктуры. «В Москве на общественный транспорт умудрились пересадить большую часть жителей, особенно в центре города. Люди поверили в то, что этим можно пользоваться безопасно, комфортно, это прогнозируемо удобно», — отметил Даниил Бабийчук. В Петербурге, по словам эксперта, необходимо то же самое, особенно в историческом центре, несмотря на все сложности согласований: «Нужно понять и принять для себя, что если мы хотим жить в городе XXI века, мы должны перестроить инфраструктуру XIX века, в которой мы до сих пор живем».

Транспортная инфраструктура — это действительно фактор, который тянет за собой очень много изменений в городе, согласился Владимир Линов. «Создание транспортно-пересадочных узлов — это и архитектурная задача, и дизайнерская задача, и экономическая, и так далее. И что важно, это более или менее реально», — подчеркнул он.

Ценности поколения

В свою очередь, архитектор «ЗапСибГазпром» Анастасия Дядюрина, капитан команды — победителя Форсайтов РБК 2024, 2025 гг., напомнила, что через 10 лет покупатель жилья будет представителем поколения Z. По ее словам, это поколение исповедует новые ценности — в частности, больше следит за физическим состоянием, соответственно, востребованы большие фитнес-центры и спортплощадки, оно больше заинтересовано в хобби — нужны места для совместных занятий по увлечениям. «Также меняется модель семьи, прогнозируют, что чаще, например, встречаются семья один на один и даже браки выходного дня. Соответственно, есть потребность даже не в детских площадках и каких-то общесемейных местах пребывания, а в местах пребывания для пар, для романтических свиданий», — добавила Анастасия Дядюрина.

Анастасия Дядюрина, «ЗапСибГазпром»
Анастасия Дядюрина, «ЗапСибГазпром» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Покупатель недвижимости молодеет уже сейчас, заметил Юрий Берестов. «Удаленная работа, современные технологии дают возможности и формируют новые запросы к уровню и качеству комфортной городской среды. Поэтому я думаю, что современная инфраструктура должна быть функциональной, интерактивной, эстетичной и безопасной, то есть отвечать актуальным запросам общества, молодого поколения», — отметил он.

«Мне кажется, что будут очень востребованы арт-объекты, которые будут функциональными. Не просто какая-то скульптура, но чтобы на ней можно было сидеть, лазить или что-то еще делать», — добавил Алексей Медведев.

В то же время, большинство основных характеристик девелоперского продукта уже вышли на пик своей формы, полагает Сергей Софронов — как девелоперы, так и потребители воспринимают как должное и функциональные планировки, и дизайнерские места общего пользования, и качественное благоустройство. «Далее можно рассуждать про информатизацию, различные инструменты искусственного интеллекта. Большие ИТ-компании типа Сбера, Яндекса пытаются с некоторыми застройщиками создать историю с полноценным умным домом. Возможно, где-то через 10 лет мы увидим, что эта история по-новому заиграет в наших проектах», — обозначил эксперт направление будущего развития».

Тенденции От пышек до нового намыва: идентичность Петербурга глазами зумеров
Материалы выпуска
Тенденции Энергетика развитого пространства: как новые проекты меняют город
Тенденции От пышек до нового намыва: идентичность Петербурга глазами зумеров
Экспертиза Баланс между традициями и комфортом
Экспертиза «Мечтатели формируют все самое хорошее, что есть в мире»
Экспертиза Брутальность и нуар
Экспертиза Как исторический контекст влияет на архитектуру
Экспертиза «Важно оценивать проекты через призму возможности их реализации»
Инструменты Из музея — в креативный кластер
Тенденции От белых ночей — к небоскребам: как меняется идентичность Петербурга
Экспертиза «Редевелопмент делает из депрессивных зон новые центры притяжения»
Компетенция «Расширение функциональности возможно минимум в масштабах квартала»
Экспертиза «В спальных районах будет появляться больше кварталов "город в городе"»
Тенденции Петербургский девелопер 2020-х: новый продукт в новых локациях
Тенденции Петербург: планы на будущее
Тенденции Петербург будущего: как сохранить идентичность в эпоху перемен
Содержание
Закрыть