
Новый облик Петербурга формируется прямо сейчас. Чтобы выделить проект в череде соседних и создать комфортную среду для жителей, застройщики занимаются благоустройством уже не только дворов, но и прилегающих территорий, вплетая новые кварталы в общую городскую ткань. В то же время, архитектура новых проектов — особенно массовой застройки — зачастую оставляет желать лучшего. Какие тренды сегодня определяют развитие архитектуры и благоустройства, и как изменятся эти тренды в следующем десятилетии под влиянием поколенческих сдвигов — обсудили участники дискуссии «Районы, кварталы, проекты. Запросы и решения сегодня и тренды после 2030», прошедшей в рамках Форсайта РБК Петербург.
Выйти за рамки
Ключевой тренд сегодняшнего девелопмента состоит в том, что он выходит за рамки строящихся домов. «Современный жилой комплекс — это не только жилье, но и вся необходимая инфраструктура: школы, детские сады, магазины, кафе, спортивные площадки, общественные пространства. Причем речь идет не о формальном исполнении нормативов, а о создании живой, качественной, удобной среды. Здесь важна каждая деталь: продуманная архитектура, разнообразие сценариев досуга, доступность повседневных сервисов. Например, в наших кварталах в Кронштадте появится прогулочный бульвар с многофункциональным стрит-ретейлом — такая опция закрывает сразу несколько потребностей резидентов — в досуге, шоппинге и развлечениях, бытовых услугах и общению с соседями и близкими», — подчеркнул коммерческий директор «ГК Алькор» (входит в группу «Главстрой Санкт-Петербург») Алексей Бушуев.

В результате новое наполнение и новый облик приобретают не только сами жилые кварталы, но окружающая городская ткань. Этому способствует еще один тренд — на открытость, проницаемость территорий. «В Москве уже все избавляются максимально от высоких заборов и максимально пытаются интегрировать проекты в городскую инфраструктуру, не разделяя. У нас происходит то же самое, в том числе, в сегментах высокого класса — мы получаем обратную связь от жителей, которые хотят, чтобы вокруг них была энергетика развитого пространства, даже если сами они не всегда в полном объеме пользуются этой инфраструктурой», — рассказал креативный директор компании Formula City Даниил Бабийчук.

По мнению руководителя проектного бюро МЛА+, преподавателя Института дизайна и урбанистики, ИТМО Яны Голубевой, в современных проектах появилось больше осознанности, понимания, что проект находится не в вакууме, а в городе. «Я заметила, что очень многие девелоперы стремятся оказать влияние на окружающую среду. Бывает это просто арт-проекты, бывает что-то большее — мы часто сталкиваемся с благоустройством соседних улиц, и так далее. И девелоперы зачастую уже чувствуют себя в большей степени активными горожанами», — подчеркнула она.

С этим утверждением согласен Алексей Бушуев. «Девелопмент — это не просто строительство жилых домов, но и преображение территорий, перезапуск неиспользуемых ранее локаций в полезные и интересные точки притяжения. Девелопер в данном случае выступает трансформатором и визионером, изменяя атмосферу локации, создавая ее новое восприятие и применение», — сказал он.
Запрос на уникальность
Набор деталей, из которых складывается наполнение жилого квартала, может отличаться от класса к классу. «Есть еще отдельное направление в проектах уровня бизнес-класса и выше — это инфраструктура, которая непосредственно доступна только для жителей комплекса: различные клубы, гостиные, коворкинги, фитнес-центры. То, что можно назвать неким третьим местом, где можно провести время с членами семьи, друзьями и соседями», — отметил коммерческий директор ГК «ПСК» Сергей Софронов.

Одной из основных деталей проекта становится благоустройство — занимая относительно небольшую долю в общей себестоимости, оно существенно влияет на комфорт проживания и на привлекательность квартала для жителей. «Мы вышли на плато с точки зрения того, что себестоимость нет возможности увеличивать в условиях ограниченности спроса, и одной из самых трендовых историй является благоустройство. Это знаковая вещь, которая существенно продвигает проект, особенно когда он готов. В том числе и не в самых дорогих сегментах — там есть возможность размахнуться на масштабе», — говорит Сергей Софронов.
Ограничения по спросу двигают вперед качество благоустройства, уверен генеральный директор Derevo Park Андрей Кочетков. «Я постоянно говорю, что с любым кризисом качество продукта улучшается. Уменьшается количество денег, соответственно, появляется запрос на то, чтобы выделиться, запрос на некую уникальность. И, в частности, профессиональный, качественный ландшафт стал одной из важнейших вещей», — полагает эксперт.

Меняется подход и к качеству оборудования, которое используется в благоустройстве, отметил руководитель и идеолог инженерно-производственной компании «Сильвер» Алексей Медведев. «Материалы, с которыми мы работали 10 лет назад, уходят в прошлое. Китайские пластиковые изделия смотрятся несерьезно. Все больше идет в сторону натуральных материалов или высокотехнологичных материалов. Это и высокопрочные пластмассы, и нержавеющая сталь высокого качества, качественная фурнитура и т.д.», — рассказал он.

В результате яркие, интересные детские и спортивные площадки, наряду с продуманным ландшафтом, становятся дополнительным конкурентным преимуществом жилого комплекса. «Детские площадки в виде функциональных арт-объектов формируют культурную городскую среду и становятся яркими точками притяжения. Сейчас многие девелоперы делают ставку на благоустройство — своим подходом к концепциям общественных пространств они хотят удивить, привлечь покупателя. И я считаю, что такая здоровая конкуренция за покупателя двигает нас вперед», — отметил Юрий Берестов, основатель Технопарка «Айра».

Собственник группы компаний Bau City Development Кирилл Сиволобов сформулировал общее правило для того, чтобы выделить проект из общей массы: это эстетика и функциональность как самого жилого комплекса, так и среды вокруг него. «Когда среда в жилом комплексе и вокруг него сформирована эстетично и функционально, это и радует глаз и в целом помогает человеку чувствовать себя комфортно. Такие мелочи, как безбарьерная среда и наличие туалета в парадной, по-настоящему оценят мамы, которые много времени проводят с детьми во дворе на площадке — пояснил он.

Вопросы архитектуры
Если благоустройство переживает расцвет, то в архитектурном облике новых жилых комплексов Петербурга, особенно в локациях массовой крупномасштабной застройки, эксперты наблюдают, скорее, застой. «Не хватает банально времени для того, чтобы делать хороший продукт. Архитекторы и девелоперы сталкиваются с очень большими объемами жилья, 50-300 тыс. кв. м. И потом мы задаемся вопросами, а почему так получилось, что оно все одинаковое. Потому что над этим нужно сидеть и работать, формировать какую-то логическую систему, которая будет как-то это контролировать. Но на это нужно очень много времени и людей», — рассуждает о причинах руководитель архитектурного бюро Sloi Architects Валентин Коган.

Людей не хватает, а тем, кто есть, не хватает квалификации, считает Валентин Коган. По его мнению, современное архитектурное образование слишком сильно сфокусировано на художественном аспекте — «рисовании гипсовых голов», и слабо — на актуальных вопросах архитектуры.
Проблему с квалификацией архитекторов подтвердил и Кирилл Сиволобов: «У нас в проекте обычно участвуют несколько архитектурных бюро, одно делает визуализацию и посадку, другое предпроект, третье рабочую документацию, четвертое дизайн входных групп и т.д. — до 5-6 агентств. Донести свою мысль до каждого из участников зачастую бывает не просто».
Отдельно участники дискуссии отметили проблему согласований в Петербурге и разительное отличие в «смелости принятия решений» в сравнении с Москвой. Андрей Кочетков, сопоставляя опыт работы в Москве и Петербурге, выделил и другие различия между городами: «Первое — это банально бюджет, он там принципиально другой. Если брать квадратный метр благоустройства в бизнес- или премиум-классе, московское будет примерно в 1,5-2 раза дороже относительно петербургского. Второе заключается в том, что в Москве у крупных девелоперов большие маркетинговые и продуктовые команды, и там очень много внимания уделяется качеству продукта. Третье — это более простая система согласований в целом, что значительно ускоряет и облегчает ряд процессов».
Вопросы проектирования и архитектурного облика тесно связаны с социальными аспектами, напомнил заслуженный архитектор России, профессор Международной академии архитектуры Владимир Линов. Так, спрос на крошечные студии площадью 15-20 кв. м со стороны людей, которые хотят иметь хоть какое-то собственное жилье, порождает соответствующее предложение. «За 70 лет, с момента, когда была озвучена жилищная проблема, она не была решена в Советском Союзе и в России, и не решается должным образом до сих пор. У людей денег нет, а социальная задача не решается с помощью государства», — подчеркнул Владимир Линов. Участники дискуссии обсудили попытки различных структур, в частности, Дом.рф, разработать проекты домов для «социальной аренды», но экономика подобных проектов пока не складывается.

На 10 лет вперед
Возможно, лет через 10 мы увидим больше арендных форматов, говорят участники дискуссии. Так, Яна Голубева отметила стабильный тренд на «жилье по подписке» и «жилье как сервис». По ее словам, все больше жилья сдается в аренду, и все больше людей выбирает формат жизни на несколько городов — иметь, например, квартиры в Москве, в Петербурге, и дачу в Подмосковье. Чтобы управлять этой недвижимостью, нужна соответствующая услуга. «Эта сервисная инфраструктура, мне кажется, — это основной бизнес, который будет возникать рядом с девелопментом», — прогнозирует эксперт.
Уже сейчас происходит обеление аренды жилья, говорит аналитик-урбанист «Продуктивный город» Татьяна Кискина, капитан команды — участницы Форсайта 2025: «Мне кажется, что в горизонте пяти лет, может быть, раньше произойдет обеление рынка. Налоговая база действительно важна для пополнения бюджета, нашему государству очень нравится собирать данные, составлять реестры, и этот процесс уже вовсю идет — по аналогии с рынком такси».

Еще один важный тренд, который уже наблюдается в Москве и хотелось бы видеть в Петербурге — развитие городской транспортной инфраструктуры. «В Москве на общественный транспорт умудрились пересадить большую часть жителей, особенно в центре города. Люди поверили в то, что этим можно пользоваться безопасно, комфортно, это прогнозируемо удобно», — отметил Даниил Бабийчук. В Петербурге, по словам эксперта, необходимо то же самое, особенно в историческом центре, несмотря на все сложности согласований: «Нужно понять и принять для себя, что если мы хотим жить в городе XXI века, мы должны перестроить инфраструктуру XIX века, в которой мы до сих пор живем».
Транспортная инфраструктура — это действительно фактор, который тянет за собой очень много изменений в городе, согласился Владимир Линов. «Создание транспортно-пересадочных узлов — это и архитектурная задача, и дизайнерская задача, и экономическая, и так далее. И что важно, это более или менее реально», — подчеркнул он.
Ценности поколения
В свою очередь, архитектор «ЗапСибГазпром» Анастасия Дядюрина, капитан команды — победителя Форсайтов РБК 2024, 2025 гг., напомнила, что через 10 лет покупатель жилья будет представителем поколения Z. По ее словам, это поколение исповедует новые ценности — в частности, больше следит за физическим состоянием, соответственно, востребованы большие фитнес-центры и спортплощадки, оно больше заинтересовано в хобби — нужны места для совместных занятий по увлечениям. «Также меняется модель семьи, прогнозируют, что чаще, например, встречаются семья один на один и даже браки выходного дня. Соответственно, есть потребность даже не в детских площадках и каких-то общесемейных местах пребывания, а в местах пребывания для пар, для романтических свиданий», — добавила Анастасия Дядюрина.

Покупатель недвижимости молодеет уже сейчас, заметил Юрий Берестов. «Удаленная работа, современные технологии дают возможности и формируют новые запросы к уровню и качеству комфортной городской среды. Поэтому я думаю, что современная инфраструктура должна быть функциональной, интерактивной, эстетичной и безопасной, то есть отвечать актуальным запросам общества, молодого поколения», — отметил он.
«Мне кажется, что будут очень востребованы арт-объекты, которые будут функциональными. Не просто какая-то скульптура, но чтобы на ней можно было сидеть, лазить или что-то еще делать», — добавил Алексей Медведев.
В то же время, большинство основных характеристик девелоперского продукта уже вышли на пик своей формы, полагает Сергей Софронов — как девелоперы, так и потребители воспринимают как должное и функциональные планировки, и дизайнерские места общего пользования, и качественное благоустройство. «Далее можно рассуждать про информатизацию, различные инструменты искусственного интеллекта. Большие ИТ-компании типа Сбера, Яндекса пытаются с некоторыми застройщиками создать историю с полноценным умным домом. Возможно, где-то через 10 лет мы увидим, что эта история по-новому заиграет в наших проектах», — обозначил эксперт направление будущего развития».