Дефицит мест в школах и детских садах и потребность семей в особых условиях учебы и воспитания ребенка дает возможности для роста частному образованию в Санкт-Петербурге. Кроме того, частные детские сады и школы — это социально-ориентированная форма малого бизнеса, здесь нет погони за прибылью, говорят специалисты.
Государственный и частный сектор
Дефицит мест в школах и детских садах в Петербурге сохраняется уже много лет. Но он активно сокращается, так если в 2018 году не хватало 100 социальных учреждений. То с 2019 по 2022 год в Петербурге были построены 44 школы и 127 детских садов, из них 10 школ и 23 детсада — только в прошлом году. «Таких темпов не было за всю историю города», — отмечал губернатор Петербурга Александр Беглов.
«Мы также настояли на том, чтобы все новые жилые кварталы вводились одновременно с социальной и дорожной инфраструктурой. Это правило соблюдается. На ближайшее время запланирован ввод 19 школ. Большая их часть примет детей уже 1 сентября. В следующем году мы должны закрыть дефицит по обеспечению социальными учреждениями», — отмечал весной 2023 года Александр Беглов.
Такая нехватка мест, прежде всего детских садов, стимулировала развитие частного сегмента. По мере роста городских садов, число частных сокращается, отмечают участники рынка. Но это касается именно лицензированный частных детских садов. «Частным детским садиком называют много чего — чаще всего это группы ухода и присмотра за детьми, — говорит Наталья Потемкина, директор частного дошкольного образовательного учреждения педагогических новаций и технологий. — Услуги по уходу и присмотру не подлежат лицензированию, однако, согласно закону «Об образовании в РФ», оказывать их могут те организации, которые имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности. Это требование связано с тем, что только в процессе лицензирования можно получить заключение Роспотребнадзора на соответствие условий, созданных для детей, нормам СанПиН».
Снижение числа лицензированных частных детских садов происходит еще и потому, что в городе нет и не строится помещений, пригодных для их открытия. Требования СанПиН, антитеррористической и пожарной безопасности одинаковы как в отношении помещений крупных государственных, так и малокомплектных частных детских садов.
В Петербурге около 80 частных детских садов, имеющих лицензию на образовательную деятельность, и около 600 частных учреждений, которые осуществляют дневной уход и присмотр за детьми. Более 50% этих организаций — социально-ориентированные НКО или представители МСП, имеющие статус социального предпринимателя.
Что касается клиентов частных детских садов, в них отдают детей либо за альтернативными программами обучения, либо за группами малой наполняемости. Особенно это видно в густонаселенных районах, например, в Приморском, Калининском и Выборгском: если в государственных садиках одной в группе обычно до 30 детей, то в частном может быть 10-15. Кроме того, там учитывают, что дети могут быть с особыми потребностями. Например, им тяжело привыкнуть к большой группе, а здесь практически семейная обстановка.
Кроме того, в городе не хватает речевых детских садов — с логопедом и психологом. Не хватает также мест для детей от 1 года до 3, решить эту проблему берутся частные садики, говорят специалисты.
Высокозатратный и низкомаржинальный
Если рассматривать частную школу и частный детский сад как бизнес, говорит Наталья Потемкина, то там почти нет прибыли, это бизнес высокозатратный и низкомаржинальный. «Кому нужна быстрая прибыль, лучше открыть шиномонтаж, мойку или алкомаркет. Поэтому частные школы и частные детские сады открывают энтузиасты», — говорит эксперт.
Только оборудование пищеблока может стоить больше 2 млн, а еще для детского сада нужно купить мебель, игрушки, учебные пособия, сделать ремонт, само помещение детского сада на 3-4 группы может стоить и 100 млн руб., а кредит на такой бизнес не выдаст ни один банк.
На аренде также не получится сэкономить, так как коэффициент социальной значимости, снижающий стоимость аренды, распространяется только на те помещения, что сдает в аренду город. Если у частных застройщиков есть помещение под детский сад, его также забирает город. То есть, предпринимателям открывать детские сады, по сути, негде — можно вкладываться в перепланировку существующих помещений, но это грозит существенным повышением стоимости проекта. А если не перепланировать их — не выдадут лицензию. Поэтому численность частных детских садов снижается.
Также влияет на ситуацию и поддержка государства. «Например, в Ленинградской области и 52 регионах РФ есть субсидия для частного учреждения на содержание имущества — 16 тыс. в месяц на уход и присмотр, но садик должен стоить для родителей не более 5 тыс. в месяц. Они получают на группу 16 тыс. на каждого ребенка. В Петербурге такая субсидия не предусмотрена», — говорит Наталья Потемкина и добавляет, что субсидия бы снизила цену на посещение садика.
Государство строит детские сады: теперь это нередко здания с бассейнами, игровыми площадками, спортивными залами, современными пищеблоками. Конкурировать с ними частникам сложно. Но дефицит мест и потребность в особых условиях сохраняется, поэтому частные детские сады будут развиваться. И это касается не только особых потребностей «богатых родителей», а вообще всех родителей маленьких детей.
Как говорит Наталья Потемкина, на рынке частного дополнительного образования недавно появился положительный момент — государство ввело сертификаты на оплату дополнительного образования детей. «Но система будет эффективно работать в том случае, если данный сертификат можно будет использовать как частичную оплату за кружки, — говорит Наталья Потемкина, — а сейчас это запрещено».
Частных детских садов, согласно данным городской геоинформационной системы, 665
Частных школ — 137
Индивидуальный подход
Частные школы выполняют примерно такую же функцию, как в частные детские сады — оказывают образовательные услуги тем детям, у которых обучение в государственных школах вызывает затруднения. Или, например, они профессионально участвуют в спортивных соревнованиях и не могут ходить на уроки в обычную школу ежедневно. Ученики в частных школах также могут выбрать индивидуальный план обучения.
Как рассказывают педагоги, сейчас дети в своем большинстве не очень-то хотят учиться в школе. Своей задачей они видят снять этот страх перед учебой, помочь ребенку полюбить процесс обучения и этот навык закрепить на всю жизнь.
Учителя в таких школах также непрерывно учатся вместе с учениками, как это построено, например, в одной из старейших частных школ Петербурга, которой в 2023 году исполняется 35 лет. Ее создал в далеком 1988 году петербургский учитель-новатор Владимир Андреев. Как говорят родители учеников частных школ, отличие частных от государственных общеобразовательных учреждений в том, что там нет прессинга, можно согласовать особое расписание или даже учиться онлайн. Главное отличие — в индивидуальном походе.
Многие школы получают государственную дотацию по линии Комитета по образованию Петербурга, и без этой дотации им не выжить. Дополнительно школы зарабатывают на ведении сервисов, репетиторстве и кружках по интересам.
Объем рынка услуг частного дошкольного и школьного образования Петербурга, по подсчетам экспертов, составляет не менее 10-15 млрд руб. в год.
Частные спортивные школы
Частные спортивные школы получили развитие около 10 лет назад. Руководитель отделения футбольной школы для детей в Новом Сертолово Алексей Петров считает, что частные спортивные школы практикуют более индивидуализированный подход к своим ученикам.
«Частные школы занимаются набором воспитанников, и здесь не надо нормативов или строгого соответствия определенному возрасту, как в госшколе — там ведется отбор по возрастным категориям и нормативам. Поэтому в частных школах с точки зрения сервиса — лучше», — уверен Алексей Петров. Отделения частной футбольной школы обучают около 200 детей с 3 до 12 лет в игровой форме. «Им легче заниматься в небольшом коллективе, где есть определенная направленность, нежели там, где много направлений спорта. Индивидуальный подход выражается и в обратной связи для родителей, в госшколе этого меньше», — говорит Алексей Петров.
То есть, основная функция частных спортивных школ, скорее, социальная, цель — привить детям любовь к спорту и подготовиться к возможному дальнейшему обучению, говорит Алексей Петров.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.