От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Создать конкуренцию «Апрашке»»

Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Предприниматель в сфере кожгалантерейного производства Сергей Чистый – о ключевых проблемах малого бизнеса в Петербурге

«Малые и средние производственные предприятия не только развиваются в Петербурге, но и аккумулируют немало проблем, многие из которых тянутся еще с советских времен. Поэтому они рассчитывают на господдержку и партнерство с государством, но не только в виде кредитов и льготных займов, но и в перестройке отношений.

У нас производство кожгалантереи, выпускаем сумки, рюкзаки, чемоданы и даже бронежилеты. Предприятию будет скоро 30 лет и много лет мы сотрудничаем с колледжами. В этом году руководство колледжей проинформировало нас, что ни один выпускник не пойдет на производство. Они не хотят работать по специальности. Рабочим специальностям сегодня нужен качественный пиар. Это даст результаты в будущем, но решать проблему нужно уже сейчас.

«Рабочим специальностям сегодня нужен качественный пиар. Это даст результаты в будущем, но решать проблему нужно уже сейчас».

Но даже если молодой сотрудник приходит на производство, он ожидает сразу высокого оклада. В итоге, чтобы он задержался на фабрике, я вынужден платить ему сходу оклад опытного сотрудника. При этом в первый месяц он заработает 20 тыс. руб., а на ту зарплату, которую он ожидает, выйдет только через 6-8 месяцев. Таковы сегодня издержки производства. Есть ли выход?

Есть, но для этого нужно приложить усилия. Например, если бы было государственное субсидирование подготовки кадров рабочих специальностей, я бы взял больше рабочих. У меня средний бизнес, и эту проблему я со скрипом сам решаю, но малые предприятия находятся в заведомо худших условиях.

Я был на Дне открытых дверей в колледже, там сидели родители и дети, и контингент лет 30. День открытых дверей закончился, родители и дети встали и ушли, а 30-летние подошли ко мне. Поэтому ориентировать нашу отрасль надо на этих людей, но научить их негде. Заниматься этим могут только сами предприятия, но у них нет ресурсов. Поэтому если бы было субсидирование предприятий при обучении новых специалистов, это решило бы часть проблем.

Только часть, потому что вторая важная составляющая привлечения взрослых кадров — проживание. Как правило, эти 30-летние ребята из малых городов из глубинки России, где с работой не так хорошо, как в столицах. Им всем необходимо жилье на первое время — осмотреться, понять, что в большом городе к чему. Сейчас вновь приехавший на работу не знает, куда ему вечером пойти спать. А если у него будет жилье, это поможет удержать его на производстве. В СССР была лимитная прописка, и нынешней России с таким дефицитом рабочих рук это стоит обдумать: нужна программа привлечения рабочих рук не из ближнего зарубежья, а из малых городов России.

«Сейчас вновь приехавший на работу не знает, куда ему вечером пойти спать. А если у него будет жилье, это поможет удержать его на производстве».

Несколько лет назад я вынужден был на своих площадях даже незаконно открыть общежитие, чтобы привлекать трудовые ресурсы. Позже эти «квартиры» я вынужден был закрыть и перепрофилировать в цех. Потом я попробовал сотрудничать с Комитетом по труду и занятости населения, где у нас намечался тройственный договор — между рабочим, общежитием и комитетом. И мы подписывали этот договор. Словом, сотрудничество с государством в плане организации проживания для привлеченных рабочих — это очень актуальная мера, которой ждут очень многие производственники. Некоторые чиновники предлагают использовать апарт-фонд. Мол, апартаменты уже построены и там можно оборудовать общежития. Мы пытались это делать, но контингент там разный, поэтому лучше бы это было городское общежитие или объекты под контролем города.

Но и кадры — не единственная проблема малых и средних производственных предприятий. Другое важное препятствие для развития — отсутствии новых профильных площадей. Многие нынешние производства появились в период краха Советского союза и въезжали в площади, для производства совсем не предназначенные. Построить себе новое они не могут — у них просто нет таких денег. На мой взгляд, решил бы эту проблему технопарк для предприятий, например, легкой промышленности. Наше предприятие располагается в центре города, всех вокруг уже скупили, мы пока держимся, но тоже ищем для себя новое место. В администрации Смольного на просьбу подобрать помещение — нам предложили несколько вариантов, но их освоение слишком дорого для нас. Так что для таких предприятий была бы полезна льготная программа по аренде или отсрочке платежей при покупке производственных площадей.

Другая перспектива расширения производства для малых предприятий — увеличение госзакупок в рамках региона. У наших госучреждений есть различные потребности, но для их удовлетворения они сразу заказывают товары в Китае, а не обращаются к городским предприятиям. В оборонной промышленности требования закупки у российского производителя есть, для поддержки производства их можно было бы расширить и для других отраслей и обязать обращаться сначала к региональным производителям.

И еще она болевая точка — каналы сбыта. Было бы полезно создать торговую площадку с участием города и минимальной арендой для местных производителей, где локальные товары продавались бы малой наценкой. У нас есть Апраксин двор, но это черный рынок, а нужно создать белый под контролем города — создать конкуренцию «Апрашке».

Подготовила Лилия Агаркова

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Материалы выпуска
Инструменты Бизнес по инструкции: как открыть мобильную парикмахерскую
От первого лица «Главная сфера для инноваций сейчас — ИТ-технологии»
Рыночный расклад Удел энтузиастов: как малый бизнес работает в сфере образования
Инструменты Франшиза для малого бизнеса: технологии и вовлеченность
От первого лица «Бизнес закрывается из-за дорогой аренды и снижения спроса»
Инструменты Как продвигать товары офлайн и онлайн малому бизнесу
Инструменты Объединение и поддержка: что нужно малому бизнесу
Практика Как предприниматели зарабатывают на продаже одежды на маркетплейсах
Тенденции «Роботы платье не сошьют»: где найти кадры для малого бизнеса
Экспертиза Кто и как может получить деньги на развитие бизнеса в Петербурге
Практика Как открыть точку по производству и продаже мороженого
Решения Петербургским дизайнерам и швейным производствам помогут займами
Экспертиза Электронный юридический адрес перестает быть фантастикой
Практика Мелким шрифтом: как выбирать программу для кредитования
От первого лица «Создать конкуренцию «Апрашке»»
Содержание
Закрыть