Для старта на программу выделено 50 млн руб. в рамках бессрочной петербургской программы микрофинансирования объемом 5 млрд руб., сообщают в городском правительстве.
Развитие производства, в котором был бы задействован малый бизнес, требует наличия реально работающих инструментов финансирования, подчеркивают эксперты. С этой точки зрения подобные инициативы городской власти особенно важны. «Займы будут выдавать для стимулирования открытия собственных магазинов дизайнеров Санкт-Петербурга», — прокомментировал Кирилл Соловейчик, председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговли.
На кого ориентирована программа
«Льготный микрокредитный продукт, как мы рассчитываем, станет катализатором открытия новых торговых точек в городе, а это даст экономический эффект и создаст условия для развития всей сферы легкой промышленности, — говорит Валерий Береснев, директор НО «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт— Петербурге» (центр «Мой бизнес»). — Нам бы хотелось, чтобы новым инструментом развития бизнеса воспользовались все участники проекта «Петербургский дизайн». В проект в той или иной степени вовлечены более 200 петербургских дизайнеров и каждому нужно «финансовое плечо» для развития бизнеса, уверен Береснев.
Во второй части проекта «Петербургский дизайн«представлено 60 брендов, их владельцы как начинающие дизайнеры, так и маститые швейные предприятия города.
Стоит отметить, что программа «Петербургский дизайн» заканчивается в январе 2024 года и как раз к этому моменту ее участники могут попробовать запустить собственные торговые площадки.
Как получить
Как рассказала Александра Питкянен, руководитель Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, займы можно будет потратить на открытие магазина, торговой точки в торговом центре или шоу-рума. Получить можно будет получить до 5 млн руб. на срок до 36 месяцев. Займы предназначены как для участников городского проекта «Петербургский дизайн», так и для других участников рынка легкой промышленности.
Отбор участников проекта «Петербургский дизайн» проходил через цифровой Акселератор Центра развития и поддержки предпринимательства (ЦРПП), поэтому они считаются прошедшими бизнес-обучение и займы будут выдавать им под 1% годовых, уточнила Александра Питкянен. Другие швейники и дизайнеры, не участвующие в программе и желающие открыть собственную торговую точку, могут также претендовать на займ, но процент будет повыше — от 3% до 5%, уточнила директор Фонда.
Участники «Петербургского дизайна» восприняли новость с интересом.
Отличная идея
Представитель одного из петербургских одежных брендов Юлия Шалина рассказала, что у нее с мужем дизайнером Олегом Шалиным своих торговых точек нет, предприниматели шьют только мужскую одежду стиля стрит кэжуал. Мужскую потому, что в секторе женской одежды очень большая конкуренция. «Мы шьем брюки, но не классические, а также худи, куртки и так далее», — пояснила совладелица семейного бизнеса. Юлия говорит, что все просчитав, обязательно воспользуется программой и откроет свою торговую точку.
«Это отличная идея, очень хорошая! — говорит еще один участник одежной индустрии города Ирина Валерианова. — Но у меня не хватит сейчас ассортимента, чтобы открыть полноценный магазин, а вот если бы 3-4 дизайнера могли объединиться, чтобы открыть магазин в торговом центре или в стрит-ритейле, было бы еще лучше. Сейчас у одного дизайнера, как правило, нет полной ассортиментной матрицы для магазина, шьют или плащи, или платья, или мужскую одежду, или детскую, а открыв сообща магазин, можно было бы создать полноценную торговую точку. Сейчас это дорого: только оборудование магазина площадью 60-100 м2 стоит до 1,5 млн рублей. А еще аренда, качественный свет, ремонт. Магазин из одних плащей не сделаешь. Нужно продумать возможность кооперации».
Другие участники рынка видят свои плюсы в программе.
Мнения дизайнеров
«Это может стать точкой роста для малой компании, — говорит дизайнер Виктория Тишина. — Сейчас дизайнеры опробуют себя в «Петербургском дизайне», смотрят, как реагирует публика, одновременно можно учиться управлению. Реально, такая финансовая поддержка — очень круто!». У Виктории Тишиной два магазина работают при гипермаркетах одной из розничных сетей города, и она уверена, что настало время смены категории размещения. «Надо выходить в торговые комплексы и займ в этом поможет, — говорит предпринимательница. — И у займа есть еще льготный период выплаты — 6 месяцев, когда можно выплачивать только проценты, это вообще супер. Под 1% сейчас нигде ничего не получишь».
«Инициатива интересная, нужно изучить внимательнее нюансы и понять, насколько удобно и не забюрократизированно оформление получения займа, и на сколько компаний хватит этой программы. Сейчас, если выдавать даже по 3 млн, этого хватит на 16 компаний, это очень пробная, очень камерная программа», — говорит предпринимательница Ася Когель.
«Знаю, что программой уже заинтересовалось несколько дизайнеров «ПД». Считаю, что это хорошая мера поддержки, — говорит основатель одного из петербургских брендов одежды Дмитрий Веларди. — Мы пока думаем и, может, тоже поучаствуем, но пока будем собирать информацию по условиям аренды, оборудования магазина, а также работать над увеличением ассортимента нашего модного дома, так как товара у нас еще маловато, чтобы заполнить целый магазин».
По данным Санкт-Петербургского Фонда содействию кредитования малого и среднего бизнеса, за весь период реализации программы микрофинансирования с 2010 по 2022 год Фонд выдал 2531 заем на сумму 6,3 млрд рублей, в том числе в 2022 году — 398 займов на 1,3 млрд рублей. C июля 2023 года в соответствии с требованиями федерального законодательства, Санкт-Петербургский Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса разделился на две организации — собственно, Фонд и микрокредитную компанию — некоммерческую организацию «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, микрокредитная компания» (НКО «ФСФМСП МКК»). Она и будет выдавать займы.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.