По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства количество предприятий в Санкт-Петербурге продолжает расти — если в начале года число субъектов МСП составляло 357,6 тыс., то на 10 ноября 2023 года — уже 363,5 тыс. Это означает, что несмотря на санкционные ограничения, трудности с логистикой и администрированием, предприниматели видят перспективы для роста и развития своих предприятий. О том, что для бизнеса может сделать институт уполномоченного по защите прав предпринимателя — в интервью РБК Петербург рассказал бизнес-омбудсмен Валерий Калугин.
Старые и новые запросы
— Вы заступили на пост бизнес-омбудсмена в июне, какие проблемы предпринимателей в Петербурге удалось выявить за это время? Какие из них носят системный характер?
— Когда меня назначили на пост уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге, наиболее болезненный вопрос, который волновал предпринимателей не только Санкт-Петербурга, но и страны в целом, касался внесения изменений в Налоговый кодекс, устанавливающих исчисление налога в отношении всех объектов недвижимого имущества от кадастровой стоимости. В совокупности с утверждением новых результатов кадастровой оценки таких объектов бизнес рисковал столкнуться с кратным повышением расходов по налогу на имущество.
В институт уполномоченных приходили массовые обращения от предпринимателей Санкт-Петербурга и Российской Федерации — это действительно серьезная проблема, которая затрагивает большое количество предпринимателей.
Мы провели круглый стол с участием депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представителей власти, экспертов, предпринимательского сообщества и подготовили предложения по внесению изменений в Налоговый Кодекс и региональное законодательство, направленные на оптимизацию налоговой нагрузки на бизнес. Эти предложения были направлены губернатору, уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей и в Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
Очень важно, что губернатором было принято решение о недопущении резкого роста налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости. Разработанный законопроект сейчас находится в Законодательном Собрании города. Таким образом можно констатировать, что Санкт-Петербург пока единственный регион, который системно отреагировал на возникшие для предпринимателей угрозы.
Не прекращали поступать обращения и по старым, «наболевшим» проблемам.
— Например, по каким?
— Многие из поступающих обращений относятся к уголовно-правовой сфере. Поступают жалобы на необоснованное применение меры пресечения в виде заключения под стражу, арест имущества, изъятие товаров, вещей и документов на этапах доследственных проверок и расследования уголовных дел, а также на необоснованное вмешательство правоохранительных органов в деятельность организаций и споры хозяйствующих субъектов.
Традиционно большое количество обращений относятся к сфере земельных отношений и имущественных прав. Среди них: проблемы определения границ места размещения нестационарных торговых объектов — НТО (в соответствии со схемой размещения); расторжение договоров аренды, заключенных с комитетом имущественных отношений и находящихся в режиме неопределенного срока; отсутствие возможности использования НТО как для оказания услуг общественного питания, так и для мелкорозничной торговли без дополнительных согласований;
Обращались предприниматели и по вопросам продления действия договоров на размещение НТО и договоров аренды земельных участков, предоставленных для размещения НТО на срок до 7 лет без проведения торгов (в соответствии с 353-им Постановлением правительства РФ).
Еще одна проблема, ставшая актуальной в текущем году связана с изъятием НТО, расположенных на земельных участках, являющихся имуществом собственников многоквартирных домов.
Остается также нерешенной проблема пересмотра перечня основных транспортных магистралей, на которых запрещается размещение НТО.
Не сокращается количество жалоб предпринимателей и в налоговой сфере, в том числе, возникающих при проведении мероприятий налогового контроля.
— Разные ли проблемы у малого и крупного бизнеса?
— Безусловно, проблемы малого и крупного бизнеса нужно разграничивать, хотя большинство из них схожи. Я постоянно посещаю с рабочими визитами крупные и средние промышленные предприятия Санкт-Петербурга, встречаюсь с их руководством и коллективами. Многие выполняют гособоронзаказ и в условиях проведения СВО нужно оперативно находить решения возникающим проблемам.
Абсолютно все промышленники отмечают дефицит рабочих и инженерных кадров и необходимость расширения программ профессионального обучения в средних специальных и высших учебных заведениях. Но с кадровым голодом сталкивается и малый бизнес. Равно как высокие тарифы, проблемы с компаниями-монополистами, отсутствие «длинных дешевых денег», сложности с логистикой, ввиду санкционного давления, возникающие трудности с поставками комплектующих и оборудования, сложности с экспортом и импортом производимой продукции и пр. касаются и крупных предприятий, и совсем небольших компаний.
— Удается ли их решать?
— Отдельные проблемы удается преодолевать в рабочем порядке во взаимодействии с профильными комитетами, территориальными управлениями федеральных органов власти, прокуратурой города. В тоже время считаю наиболее эффективным системный подход в решении проблем, в том числе путем внесения изменений в федеральное законодательства и нормативное региональное регулирование — только так возможно добиться кардинального улучшения инвестиционного и предпринимательского климата.
— Планируете ли вы вносить какие-то законодательные инициативы в этом и следующем году?
— В этом году, как уже сказал ранее, я выходил с законодательной инициативой по изменению в Налоговой кодекс. Кроме того, в процессе подготовки к Парламентским слушаниям, прошедшим в октябре 2023 года, в комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству мною были направлены предложения по внесению изменений в Федеральное законодательство. Среди них могу назвать рекомендации по декриминализации ряда статей Уголовного кодекса, многие из которых не соответствуют новым экономическим тенденциям.
Также предложены изменения в налоговое законодательство, предусматривающие увеличение предельного объема дохода налогоплательщиков до 800 млн руб. за отчетный период и предельной среднесписочной численности работников до 250 для получения права на применение УСН.
Считаю необходимым издание нормативного правового акта, вводящего мораторий на проведение камеральных и выездных таможенных проверок в рамках таможенного контроля после выпуска товаров.
Подготовлены рекомендации по оптимизации условий работы малого бизнеса в части аренды земельных участков и заключения договоров на размещение НТО. Кроме того, благодаря участию в работе специальной комиссии, сейчас предложены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие процедуру получения разрешений на размещение вывесок.
Эти и другие предложения сейчас направлены в исполнительные и законодательные органы власти Санкт-Петербурга и Российской Федерации. Надеюсь, они будут учтены в дальнейшей работе.
Топ-5 проблем бизнеса
— 30 ноября у вас пройдут традиционные слушания по основным проблемам бизнеса, самые обсуждаемые из которых войдут потом в доклад Бориса Титова президенту РФ Владимиру Путину. Что там будет обсуждаться?
— Откроет конференцию Сергей Кобин, автор экономического труда «Нравственная экономия» и расскажет о том «как обустроить новую Россию». Основную деловую часть конференции мы разделили условно на 2 блока: первый — это актуальные вопросы промышленных компаний, который назвали «Промышленность имеет право на развитие в Санкт-Петербурге». Во второй части будут рассмотрены задачи, стоящие перед малым бизнесом, решив которые предприятия получат возможности роста, пройти путь от микро— до средних и крупных компаний.
В начале мы обсудим вопросы взаимодействия производственных компаний с компаниями-монополистами (например, ГУП «Водоканал»), затронем темы кадрового обеспечения промышленных предприятий, возможности кредитования и меры поддержки предприятий.
Представителям малого бизнеса будет интересно обсудить наиболее острые проблемы, возникающие у владельцев НТО, малого ювелирного бизнеса. Будут рассмотрены вопросы взаимодействия с налоговыми органами.
Так что, надеюсь, мероприятие будет полезно для всех и, пользуясь случаем, приглашаю предпринимателей принять в нем участие.
— Налог на имущество в Петербурге решили пока не повышать, а есть ли подобные новые угрозы для бизнеса?
— Сведений об увеличении налоговой нагрузки в настоящий момент нет.
— По каким причинам чаще всего закрываются малые предприятия в Петербурге? Как меняются эти причины?
— Причин достаточно и многое зависит от сферы деятельности той или иной малой компании. Для небольших промышленных предприятий — это сложности в заключении договоров аренды оборудованных площадей на долгосрочную перспективу, высокие арендные ставки, зависимость от курса рубля. Для компаний, работающих в сфере торговли и услуг — это также дорогая аренда, снижение потребительского спроса. Серьезное препятствие для развития всех компаний — высокие кредитные ставки.
Особенности времени, безусловно, сказываются на причинах закрытия компаний. Во времена эпидемии Covid-19 и введения вынужденных ограничений, многим предприятиям прежде всего общественного питания и сферы услуг пришлось сокращать работников, закрывать свои объекты. Но с течением времени и во многом благодаря принятым правительством Санкт-Петербурга мерам поддержки, рынок смог адаптироваться и вернуться к допандемийным показателям.
В нынешних условиях санкций против нашей страны, закрытием границ, предприятиям пришлось пересматривать географию своих контрагентов, искать новые возможности для закупок продукции, не производимой в России и развивать свое производство.
В тоже время, статистические данные и данные независимых социальных опросов бизнеса свидетельствуют об оптимизме большинства предприятий.
Согласно показателям Единого реестра субъектов МСП количество предприятий в Санкт-Петербурге продолжает расти: в начале 2023 года было зарегистрировано 357, 6 тыс. субъектов МСП, на 10 ноября — 363,5 тыс.
— Как санкции повлияли на бизнес?
— По данным «Бизнес-барометра страны», проведенного ТПП РФ в период июль—август 2023 года, на 39% предприятий санкционное давление не повлияло, 36% подтвердили появление дополнительных сложностей, препятствующих ведению текущей деятельности, а 25% отметили новые возможности для развития. При этом 53% владельцев компаний предполагают расширять свой бизнес, в том числе открывать новые направления и только 6% говорят о возможном прекращении деятельности.
Негативные тенденций, с которыми столкнулись компании:
- Неопределенность в экономике — 39%
- Рост цен на сырье и комплектующие — 38%
- Потеря доступа к западным технологиям и оборудованию — 28%
- Кадровые проблемы — 22%
- Дефицит сырья и комплектующих — 20%
По данным «Бизнес-барометра страны», проведенного ТПП РФ в период июль—август 2023 года
— Какие задачи ставите на следующий год по работе с петербургским бизнесом?
— Учитывая, что без серьезной поддержки со стороны государства в непростых экономических условиях нашим компаниям сложно развиваться, я запланировал провести анализ процессов и выработать решения по более эффективному применению мер финансовой помощи, в том числе субсидированию процентных ставок.
Затем считаю важным добиться распространения господдержки на большее количество предприятий. Меры должны быть прозрачные, процедуры их получения простые и публичные. Планирую в следующем году продолжить работу по дальнейшему улучшению показателей Индекса административного давления на бизнес.
Еще одна важная цель, к которой нужно обязательно идти — совместно с бизнесом и органами власти решать задачи по кадровому обеспечению предприятий.
Как и в текущем году большое внимание буду уделять взаимодействию с общественными организациями, профильными ассоциациями и союзами, объединяющими бизнес для получения актуальной информации по возникающим проблемным вопросам.
И, несомненно, наш институт бизнес-омбудсмена в Санкт-Петербурге будет и в дальнейшем работать с обращениями от предпринимателей и оперативно реагировать и применять все возможные меры по восстановлению их прав и законных интересов.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.