Тенденции , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Роботы платье не сошьют»: где найти кадры для малого бизнеса

«Роботы платье не сошьют»: как найти кадры для малого и среднего бизнеса
Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Предприниматели и представители власти обсудили пути решения кадровой проблемы в малом и среднем бизнесе

Кадровый дефицит в малом и среднем бизнесе нарастает, и повышение зарплат не помогает его преодолеть. Нехватку персонала испытывают все отрасли, включая производство, розничную торговлю, сферу общепита и услуг. Как утолить кадровый голод, обсудили участники круглого стола РБК Петербург «Кадры и зарплаты в малом бизнесе»: предприниматели поделились опытом, власти — своим видением проблемы и существующими инструментами для решения проблемы.

Почему появился дефицит

Проблема кадров — это сегодня действительно одна из ключевых проблем бизнеса. До ковида были мнения, что цифровизация приведет к исчезновению массовой потребности в людях, исчезнут курьеры и водители, охранники. Появится вопрос, куда девать людей. «Но ковид начался, и представители всех этих профессий оказались очень востребованными. Потом он закончился, но нехватка персонала по-прежнему существует. Что же произошло? Количество рабочих мест резко увеличилось? Нет. Количество людей сократилось за три года из-за демографической ямы? Нет», — отмечает Дмитрий Чернейко, председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.

Дмитрий Черненко, комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга
Дмитрий Черненко, комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Начиная с 1990-1991 года россияне пережили шоковую терапию, люди вышли на рынок и начали «работать за еду». «У нас в стране самая высокая трудовая мобильность в мире, — говорит Дмитрий Чернейко. — У нас половина местного населения любого субъекта центральной России работает в Москве и Подмосковье. В ковид люди поехали домой, многие нашли работу в дистанте. Ковид кончился — им говорят: ребята, надо возвращаться. И слышат такой ответ: «а мне и тут уже нормально». И для сфер, где дистанционная работа невозможна, нужно преодолеть гораздо более высокий, чем до пандемии, барьер, чтобы обратно люди вернулись в крупные города. Плюс многие уходят из найма, становясь самозанятыми, ИП. Мы впервые благодаря дефициту обнаружили, что человек что-то стоит, он теперь всегда может сказать работодателю: не хочешь, пойду к соседу или рискну и открою свое дело», — рассказывает председатель комитета.

И с этим столкнулись все. Есть мнение, что для малого и среднего бизнеса решать проблему кадров тяжелее, поскольку работодателей много и им очень трудно договариваться и выстраивать систему для сегмента в целом.

Производительность труда и заказ от бизнеса

Для плана действий нужна правильная оценка ситуации. При этом как статистика, так и эксперты видят далеко не все. Многие говорят о дефиците в полмиллиона и демографической яме и о том, что закрыть его можно только за счет мигрантов, и их число нужно срочно увеличивать. «Но при этом, если мы повышаем производительность труда на 1% в целом по стране, притом, что у нас работает 72-73 млн человек, то мы закрываем потребность в 720 тыс. работников. А если на 5%?», — спрашивает Дмитрий Чернейко.

Другой пример — в Ставропольском крае можно открывать более рентабельное, чем в Петербурге, швейное производство. Там есть человеческие ресурсы, но никто туда не инвестирует. При таком подходе в России могут остаться всего два города: Москва и Петербург, рассуждают во власти. Причем, Москва вне конкуренции.

Представителям власти, рассуждает председатель комитета по занятости, с малым бизнесом тоже трудно договариваться и взаимодействовать, поскольку его так хорошо, как крупный бизнес или госсектор, не увидеть и не услышать. «Есть проблема у малого бизнеса и во взаимодействии с образованием. У него зачастую не хватает ресурсов дать этой системе заказ. Если бы появилась платформа для сбора объединенной потребности в персонале и компетенциях, проблем в этой сфере, тогда стало бы проще принимать правильные решения и разрабатывать меры поддержки. Пока мы такой подход внедряем для заказа краткосрочных программ дополнительного образования», — говорит Дмитрий Чернейко.

Маркетплейсы и курс

Тем не менее малый бизнес считает, что у кадровой проблемы две причины. «Во-первых, развитие блогов и маркетплейсов, — говорит Михаил Гусейнов, основатель сети кофеен и блинных. — Молодежь не идет в реальный сектор. Вторая проблема — падение курса рубля. Если раньше работник-мигрант получал $500, то теперь по нынешнему курсу он получает $300. Есть также социальный аспект: мигранты — это в основном молодые мужчины. В общепите руководящий состав — женщины. И молодые мужчины не понимают, как они могут подчиняться молодым девушкам. Это огромная проблема, 25-летние мигранты не воспринимают женщину как руководителя».

Михаил Гусейнов, «Чайникофф», «Чайная ложка»
Михаил Гусейнов, «Чайникофф», «Чайная ложка» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

И меняется даже основной постулат сферы услуг — «все для клиента». «Если раньше мы говорили, что для нас ценностью номер один был клиент, гость, — рассказывает Михаил Гусейнов, — то теперь главной ценностью стал персонал. Если не будет работников, мы просто не сможем работать. Поэтому главное сегодня — обучать сотрудников и их удерживать. Как в советское время — вас много, я — одна».

Роботами горничных не заменишь

Относительно простого повышения производительности труда за счет закупки нового оборудования и внедрения передовых методов управления у малого бизнеса также есть свое мнение. «В отельном бизнесе невозможно повысить производительность, просто закупая новое оборудование и запуская роботов вместо горничных, — говорит Тамара Брусокене, генеральный директор гостиницы в Зеленогорске. — Одновременно все мы знаем, что существует большой дефицит квалицифированных кадров. И чтобы ликвидировать этот дефицит, начинать нужно с образования. Я по своей работе столкнулась с колледжами и их выпускниками».

Тамара Брусокене, «Гелиос»
Тамара Брусокене, «Гелиос» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Предприниматель рассказала, что ее поразил низкий уровень преподавательского состава, который может вести занятия в колледже и одновременно подрабатывать в ресторане. «Возникает естественный вопрос: зачем горничную учить два или четыре года в таком колледже? После 9 класса обучение длится 4 года, а после 11 класса — 2 года», — приводит пример из практики Тамара Брусокене.

При этом работать в гостиничном секторе некому. Вчерашние школьники идут получать высшее образование бездумно, приобретая профессию и затем не работая по ней ни дня. «Это бесплатно, и никто не отрабатывает после окончания вуза. Я считаю, что нужно менять законодательство. Надо перестраивать образование, заниматься производственной практикой, начиная со школы», — говорит генеральный директор гостиницы.

В частной медицине проблема тоже стоит остро. У нас есть оздоровительные центры, и для их работы нужно получать медицинскую лицензию. При этом врачам в таком центре не засчитывается стаж как медицинский. Поэтому на эту работу идут только пенсионеры.

Еще одна проблема малого гостиничного бизнеса — жилье для персонала. «Моя гостиница работает в Курортном районе, там нет социального жилья, а цены на квартиры выше, чем может себе позволить любой работодатель, кроме нефтегазового сектора. У меня есть земля в собственности, но чтобы построить на ней жилье, нужно получать разрешение у правительства города по общей схеме, платить социальные отчисления, а это очень дорого. Построить жилье для персонала из быстровозводимых конструкций нельзя. Но высокопрофессиональные кадры не привлечь, предлагая им жилье в общежитии», — резюмирует Тамара Брусокене.

Ручного труда меньше

Тем не менее малый бизнес также внедряет новые методы управления производством и закупает оборудование, которое помогает экономить рабочие места. «Раньше подсобных рабочих было легко нанять, — говорит Дмитрий Стацевич, основатель мебельной компании. — Теперь, после пандемии, мы решаем вопросы нехватки персонала и повышения производительности труда за счет автоматизации. Ручной труд переносим на автоматизированные станки, которые увеличивают производительность в два раза и больше».

Дмитрий Стацевич, «Мобиле»
Дмитрий Стацевич, «Мобиле» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Помощью для малого бизнеса могли бы стать преференции для малого бизнеса от государства на обучение работников. «Дать какие-то послабления в плане зарплаты, налогов, если мы будем обучать и переобучать работников, повышать их квалификацию? Я бы с удовольствием брал людей и учил бы их — за месяц-два, этого достаточно» — предложил один из возможных вариантов снижения дефицита в отрасли Дмитрий Стацевич.

Проиндексируйте и получите результат

Но не во всех сферах можно просто закупать оборудование и заменять людей. Даже в секторе легкой промышленности у каждой самой продвинутой швейной машинки должен быть оператор. Роботы платье не сошьют, говорит основатель компании сети магазинов женской одежды Валентина Миронова.

«Я начала бить тревогу по кадрам 15 лет назад, — уточняет Миронова. — И сделала вывод, что производство и образование у нас не пересекаются нигде. Год назад нас услышали и сделали кластер на базе Колледжа петербургской моды. И уже мы инициировали создание кластера в Гатчине, где у нас производство. Много лет подряд я хожу на выпускные в колледжи и каждого спрашиваю, останется ли он в профессии. Ответы — «я не знаю», «может быть». У нас было на практике 50 студентов. Для меня это большие затраты — я выделяю технолога, доплачиваю людям, которые ими занимаются. Из 50 практикантов на работу осталось пять, и им еще три года учиться».

Валентина Миронова, «Леди Шарм»
Валентина Миронова, «Леди Шарм» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Еще одна проблема кадров связана с пенсионным законодательством. Работающим пенсионерам в России по закону не индексируют пенсию. И они зачастую увольняются, чтобы переоформить пенсию и через месяц приходят обратно. «Я за пенсионера плачу государству 30 тыс. руб. в месяц. Неужели из них нельзя выделить 5-7 тыс., чтобы индексировать пенсию и сделать так, чтобы работники пенсионного возраста не увольнялись?» — спрашивает основательница «Леди Шарм».

Мигранты из дальнего зарубежья

Если возвращаться к теме мигрантов, то на предприятиях сети магазинов женской одежды работают представители Узбекистана и Индии. Валентина Миронова отметила, что оформить их на работу даже при имеющемся дефиците кадров долго и дорого. «С гражданами Узбекистана проще — они приехали, получили патент, каждый месяц мы выплачиваем им дополнительно 4 тыс. на продление патента. С индийцами сложнее: оформление одного работника обходится в 70 тыс. руб., плюс 35 тыс. авансирование на перелет. Итого 105 тыс. на каждого. Индийцы работают 6 дней в неделю по 10 часов с высокой производительностью и приезжают на три года без выезда. Но только на оформление и ввоз этих работников тратится полтора года и миллион рублей. Почему порядок ввоза рабочей силы не упростить, если у нас такой дефицит кадров?», — спрашивает предприниматель.

«Я оптимист, но не верю, что нашими студентами колледжей и вузов мы заполним наши цеха. Все хотят быть дизайнерами, но никто не хочет быть швеей, портным. Но на одного дизайнера надо три конструктора, пять технологов и 100 швей», — напоминает Валентина Миронова.

Город высокой покупательской способности

Как показала дискуссия, проблема кадров не всегда только в отсутствии самих работников. Адекватный размер заработной платы тоже важен, говорят предприниматели. «Проблема не в том, что мы не можем заплатить работникам, а в том, что мы не можем заплатить столько, сколько они хотят получать, — говорит сооснователь сети универсамов Александр Мышинский. — В Петербурге чашка кофе стоит 150-200 руб. В Дубае чашка кофе стоит 650 руб., и у них нет проблем найти бариста, потому что покупательская способность населения велика и работодатель может заплатить работникам адекватную зарплату».

Александр Мышинский, «Реалъ»
Александр Мышинский, «Реалъ» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Тем временем Петростат объявляет, что в Петербурге средняя зарплата 104 тыс. руб. Как малому и среднему бизнесу объяснить кассирам и продавцам, почему у них 45 тыс., говорит Мышинский. Поэтому вопрос повышения производительности, с этими зарплатами, решать сложно.

«Скоро мы вынуждены будем сократить персонал на 10%, чтобы повысить зарплаты оставшимся, а качество услуг при этом упадет. В Москве есть большая сеть, которая может себе позволить платить большие зарплаты. Потому что в Москве есть покупательская способность. Если мы из Петербурга сделаем город большой покупательской способности, проблема с персоналом будет решена», — уверен Мышинский.

Новые ценности

В малом бизнесе три проблемы — найти средства на развитие, получить доступ к помещениям и земле и третья — кадры, резюмирует Владимир Меньшиков, глава НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга», объединяющий около 600 предприятий торговли, общепита и услуг.

И проблема кадров обострилась у малого и среднего бизнеса не только из-за нехватки работников или недостаточно высоких зарплат. Важную роль играет психологический фактор. «Выпускники вузов не хотят открывать собственный бизнес и работать в небольших компаниях. По одной простой причине — людям безопаснее работать в госсекторе или крупных корпорациях», — говорит Владимир Меньшиков.

Владимир Меньшиков, НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга»
Владимир Меньшиков, НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Изменившиеся запросы соискателей — это данность, люди все меньше хотят работать только за зарплату, она не является единственным критерием устройства на работу, хоть и остается очень важным фактором. В Петербурге люди не будут работать «в хлеву» за высокую зарплату, уверен Владимир Меньшиков. Поэтому важным становится создание комфортных условий труда.

Такие изменения на рынке труда заставили бизнес более внимательно относиться к своим работникам и учитывать различные факторы, которым ранее не придавали значения. «Кадров не хватает потому, что принципиально изменился рынок труда. Работник, переходя на другое предприятие, понимает, что он — ценность. К людям сегодня нельзя относиться как к просто ресурсу. И эти ценности нужно нести и малому и среднему бизнесу. Почему люди предпочитают работать именно в крупных компаниях? Потому что там они считают себя более защищенными, и у человека там есть ощущение ценности самого себя», — полагает Жанна Круглова, директор по кадрам компании по производству сувенирной продукции.

Жанна Круглова, «Проект 111»
Жанна Круглова, «Проект 111» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Очень важно работать с людьми, которые к вам приходят, выстраивать для них мотивационную систему. «Что необходимо людям сейчас? Психологическая устойчивость, — отвечает Жанна Круглова. — Плюс дополнительные социо-культурные моменты. Для людей стало важно, что им объясняют, почему они важны, какие задачи они решают. У нас работают 600 человек и под каждый отдел мы выстраиваем свою мотивационную систему».

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Экспертиза Кто и как может получить деньги на развитие бизнеса в Петербурге
Материалы выпуска
Инструменты Бизнес по инструкции: как открыть мобильную парикмахерскую
От первого лица «Главная сфера для инноваций сейчас — ИТ-технологии»
Рыночный расклад Удел энтузиастов: как малый бизнес работает в сфере образования
Инструменты Франшиза для малого бизнеса: технологии и вовлеченность
От первого лица «Бизнес закрывается из-за дорогой аренды и снижения спроса»
Инструменты Как продвигать товары офлайн и онлайн малому бизнесу
Инструменты Объединение и поддержка: что нужно малому бизнесу
Практика Как предприниматели зарабатывают на продаже одежды на маркетплейсах
Тенденции «Роботы платье не сошьют»: где найти кадры для малого бизнеса
Экспертиза Кто и как может получить деньги на развитие бизнеса в Петербурге
Практика Как открыть точку по производству и продаже мороженого
Решения Петербургским дизайнерам и швейным производствам помогут займами
Экспертиза Электронный юридический адрес перестает быть фантастикой
Практика Мелким шрифтом: как выбирать программу для кредитования
От первого лица «Создать конкуренцию «Апрашке»»
Содержание
Закрыть