Ответы на эти вопросы искали участники второго public talk в рамках проекта РБК Стиль «Поколение Альфа: новые люди в хрупком мире».
Особенности и требования
Основатель частной школы «Траектория жизни» Наталья Капируля убеждена, что у детей поколения Альфа, действительно, есть свои поколенческие особенности. Это нельзя не заметить, даже если вы скептически относитесь к маркировке поколений разными буквами (X, Y, Z, A).
«Если мы говорим о детях поколения Альфа, то мне кажется, что это совсем другие люди, чем мы, или чем даже сегодняшние 20-летние. Прежде всего, они обладают собственной ярко выраженной позицией, о которой они готовы говорить в любом возрасте, даже в 3-4 года, и с собеседниками любого возраста. Иногда складывается впечатление, что у них есть некая врожденная мудрость, и они могут рассуждать с родителями примерно на одном уровне», — говорит Капируля.
Кроме того, по ее словам, у таких детей есть внутренняя потребность не только участвовать в диалоге со взрослыми и быть на равных в общении, но и желание применять себя здесь и сейчас, быть полезными в обществе уже сейчас — то есть, потребность в самоактуализации.
Потомственный педагог, консультант российских частных и государственных школ по образовательным системам, автор ценностно-ориентированной концепции образования Андрей Курбатов обратил внимание на особенности взаимодействия детей поколения Альфа с информационной средой. У многих из них, по его словам, часто возникает вопрос, зачем ему в принципе ходить в школу, когда ответы на вопросы он может получить из интернета. «Надо сказать, что эти дети — молодцы, они заметили и применяют очень важное качество интернета — комфортность [получения информации]. Но насчет безопасности — вопрос большой. Как и насчет зависимости. Несложно попасть в зависимость от этой комфортности. А если представить, что отключилось все, допустим, сломался смартфон. И что он, «Альфа», будет делать? Они скажут вам, что это невозможно, что интернет починят, и понятно, почему. И этот их ответ должен быть осмыслен; он предъявляет новые требования к педагогической системе в школе», — говорит Андрей Курбатов.
Методики и магия
По словам специалиста, в тех образовательных учреждениях, которые ввели в практику осознанное смыслообразование, этот вопрос решается легко. Метод последовательного приближения предлагает ребенку самостоятельно формулировать смыслы любого определения, любого понятия, объясняет Курбатов. По его словам, если у человека формируется способность использовать метод последовательного приближения, можно говорить уже совсем об иной психологии и философии.
«Если ты дал первое приближение, ты молодец, через много-много итераций ты войдешь в допуск и будешь успешен, причем именно так ты добьешься состояния универсального устойчивого успеха по всем предметам. Практика показывает, что это так», — подчеркнул он.
Директор президентского лицея 239 Максим Пратусевич считает, что школа не может — да и не должна — быстро меняться, идя навстречу запросам «альф». По его словам, последняя массовая образовательная технология, которая завоевала мир, была изобретена еще в середине XVI века — речь о классно-урочной системе.
«Вот эта технология реально завоевала мир. Дальше уже была какая-то косметика, и все попытки построить какую-то массовую историю, не бутиковую школу, а именно массовую, пока не приводят ни к чему. Массовой во всех странах остается она. И ее, конечно, довольно сложно перебарывать хоть чем-то. Это если говорить глобально». «Школа меняется очень медленно», — резюмировал он.
Наталья Капируля согласилась с тем, что массовая школа не может, по понятным причинам, быстро меняться, но частные школы представляют совсем другой подход к образованию, когда заказчиком образования являются родители. И в этом подходе есть возможности учесть и ярко выраженную субъектность «альф», и их потребность в самоактуализации.
«Мы занимаемся четкой персонализацией обучения, учитываем индивидуальные особенности, смотрим на ребенка и разрабатываем такую образовательную среду, которая подходит конкретно ему. Потому что каждый ребенок совсем особенный, у всех есть свои индивидуальные отличия. Кому-то нужна дисциплина, и ее должно быть много, для кого-то необходима сильная когнитивная нагрузка, а кому-то, наоборот, нужно более свободное пространство. В нашей школе все эти разности учтены в образовательном процессе», — пояснила она.
По ее мнению, классно-урочная система работы, хотя она и широко используется во многих странах, подходит не всем. Особенно, если ребенок недостаточно замотивирован, он хочет уйти от получения огромного количества домашних заданий, воспринимая их негативно. И это опять возвращает разговор к признанию важности персонализированного подхода. Но помимо этого, как подчеркнула Капируля, у частных школ есть запрос к родителям, чтобы он понимали, чего именно хотя от образования. «Для того, чтобы перед началом учебного года родители вместе с детьми могли пройти определенную ступень целеполагания, мы сняли небольшой курс видеолекций. В рамках курса родителям детей из абсолютной любой школы мы даем рекомендации, как правильно подготовиться к учебному году», — добавляет Наталья Капируля.
Вспомнили на дискуссии и о Хогвартсе. Максим Пратусевич отметил, что в этой волшебной школе, несмотря на ужасный, по его мнению, педсостав, детям было хорошо, «за исключением случаев детского травматизма». А причина этого простая — все дело в шляпе.
«Ключевой элемент — это распределяющая шляпа. Она распределяет ребенка туда, где ему наиболее подходит, и за счет этого много каких дефектов школы нивелируется. Если бы у нас была такая распределяющая шляпа, нам не нужны были бы никакие вступительные экзамены. Но к сожалению, такого инструментария нет», — пошутил он.
Успешный проект vs жизнь
Пратусевич согласился с тем, что не всем детям подходит одна и та же школа, и степень нагрузки должна быть разной. Вместе с тем, по его мнению, родителям не надо стремиться делать из ребенка «проект», чтобы он обязательно был записан во все кружки и добился «самого успешного успеха».
«Вообще, надо немного расслабиться и жить. <…> Отношение к ребенку, как к проекту, когда мы в него вкладываемся, ждем отдачи, чтобы непременно был успешный успех, доминирует среди «ответственных» родителей. Но жить-то детям когда, в футбол играть?» — поинтересовался Пратусевич.
Сооснователь просветительского проекта «Лекториум» и руководитель центра массовых открытых онлайн-курсов лицея № 239 Яков Сомов считает, что самый удачный вариант для интеллектуального развития ребенка, который в то же время его не перегружает — это кружки «с сильным, интересным взрослым — и не столь важно, чему кружок посвящен».
«Кружки — вот ответ. Ребенка, на мой взгляд, надо отдавать туда, где есть интересный взрослый. Важно, чтобы у него была какая-то творческая деятельность, был яркий учитель, и желательно, чтобы была сложность, потому что мы развиваемся через преодоление. Вот если эти три компонента есть — отлично», — говорит Сомов.
Для детей Альфа это правило — развитие через сложность — работает в полной мере. Поэтому школа не может быть легкой и комфортной во всем, не зависимо от того, частная она или государственная. Но, благодаря диапазону школ, у родителей есть возможность выбора системы образования, с учетом персональных отличий «альф», а также мировоззрения и целей их родителей, подчеркнула Наталья Капируля. Если у государственных школ нет задачи адаптироваться под меняющие запросы новых поколений, то частная система образования готова это делать. «Школа может меняться в разный период времени, в разных циклах, и важно определять, что на конкретном этапе для ребенка является приоритетным», — заключила она.
«Школа способна меняться с учетом особенностей нового поколения. На мой взгляд, ей нужно формировать ценностное отношение учеников к предмету или, другими словами, функциональную грамотность. Говоря упрощенно, это значит, во-первых, что ученик умеет отвечать на вопрос «зачем?» (нужен этот предмет, эта формула, в чем их функция, как их применять), самостоятельно давать определения вещам и понятиям, и, во-вторых, понимать ценность окружающих явлений и своего места в них.
В педагогике возникает новое направление — ценностно-смысловая драматургия. То есть мы изучаем ценности ученика и видим, что там в основном компьютер, там в основном интернет, игры, ну и так далее. Вот тогда педагог формирует свое бережное воздействие таким образом, чтобы эту систему ценностей скорректировать — сформировать стремление к познанию большего, чем экран компьютера, мира. Для этого есть множество инструментов — учиться в совместном походе, в планетарии, в музее, в лабораторных опытах — словом, самые разные способы осмысленного изучения предметного мира.
При этом ребенок может быть счастлив и получить хорошее образование и в частной системе образования, и в государственной. Если родители занимают правильную позицию в системе отношений «ребенок-учитель-семья», то есть всегда поддерживают ребенка, то тогда различных психологических потерь, которые возможны в школе, не будет. Неправильно, когда, например, папа, говорит: «Мне тоже было трудно в твоем возрасте, но я учился, почти как великий Ленин, поэтому твоя обязанность — тоже стиснуть зубы и учиться, учиться, учиться…». Ребенок идет с такой установкой в школу, а там, во многих случаях, ему предъявляют заведомо неадекватные требования. Он себя чувствует загнанным в угол, не получает помощи, не видит смысла в учебе, заранее настраивается на неуспешность в жизни — так мы можем сформировать потерянное поколение.
Многие родители, к сожалению, не в состоянии увидеть ту колоссальную разницу, которая существует между советской школой и сегодняшней. Более того, ставить во главу угла свой опыт — это совсем не корректно с точки зрения гармоничных человеческих отношений».
«Школа может и должна меняться, адаптируясь к новым поколениям детей. Условия жизни вообще меняются быстро, мы все под них подстраиваемся. Не знаю, сможет ли измениться большинство школ, но могу сказать, как адаптируемся к «новым детям» мы. Наша школа занимается четкой персонализацией обучения, мы только этим и занимаемся — смотрим на индивидуальные особенности ребенка и разрабатываем образовательную среду, которая подходит конкретно ему. Потому что каждый ребенок особенный, у всех есть важные отличия. Кому-то нужна дисциплина, и ее должно быть много, а кому-то — наоборот, более свободное пространство. Мы построили систему отношений в школе, способы общения учителя с учеником, с учетом социальных и психологических потребностей современных детей. И, при другой форме отношений, ребятам намного проще получать знания; их мотивация к обучению заметно возрастает.
При этом нет такой школы, которая будет хорошей для всех. Принцип «каждому — свое» применим к сфере образования в полной мере. Поэтому самый первый шаг при выборе школы — это сесть и подумать, что я на самом деле хочу для своих детей, какие воспитательные и образовательные задачи хочу решить, формирования каких личностных качеств мне бы хотелось добиться. Причем, у разных членов семьи могут быть разные взгляды на «хорошую школу» — важно их вместе обсудить до того, как начался учебный год.
В зависимости от того, насколько у родителей и ребенка есть осознанный запрос к образованию, будет более или менее успешной деятельность всех участников учебного процесса».