Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Объем рынка косметологических услуг уменьшится, а конкуренция вырастет»

Джулиана Де Соуза, клиника My Stella Maris
Джулиана Де Соуза, клиника My Stella Maris (Фото: РБК Петербург)
Основатель клиники My Stella Maris Джулиана Де Соуза — о том, насколько дороже станут косметологические услуги для российского потребителя.

Индустрия косметологических услуг оказалась в числе тех сегментов медицинского рынка, по которым геополитический кризис и последовавшие за ним санкции ударили наиболее чувствительно. Как пояснила основатель клиники My Stella Maris1 Джулиана Де Соуза, связано это с серьезной, а в некоторых аспектах — критической зависимостью этой сферы от импорта и ограниченными возможностями его замены. В интервью РБК Петербург Джулиана Де Соуза рассказала о том, как участники рынка ищут альтернативу поставщикам из ЕС и США, и как происходящие изменения коснутся пациентов косметологических клиник.

Фактор неопределенности

— Что сегодня происходит в индустрии косметологии в России и в Петербурге, в частности?

— Рынок косметологических услуг в России чрезвычайно развит. В своей работе врачи использовали новейшие разработки в области аппаратной и инъекционной косметологии. По некоторым оценкам, российский рынок эстетической медицины до недавнего времени составлял порядка 15-20% общемирового, поэтому наложение санкций и желание некоторых производителей уйти с рынка существенно повлияли на ситуацию в стране и Петербурге, в частности. Многие инвесторы приостановили новые проекты, снижается выручка медицинских учреждений, уменьшается платежеспособный спрос, приостанавливаются поставки ведущих производителей инъекционных препаратов, отпускная стоимость на оставшиеся складские запасы дистрибьюторов выросла на 20-30%, разорванные логистические цепочки осложняют доставку расходных материалов для парка медицинских аппаратов.

«По некоторым оценкам, российский рынок эстетической медицины до недавнего времени составлял порядка 15-20% общемирового»

— К чему это может привести в обозримой перспективе?

— Такие неблагоприятные условия существенно тормозят развитие индустрии, заставляют медицинские учреждения снижать маржинальность, что в итоге отразится на качестве предоставляемых услуг.

Недобросовестные участники рынка могут использовать низкокачественные препараты, предлагать услуги на несертифицированных аппаратах, увеличивать прием «на дому».

— Какие факторы оказывают наибольшее влияние?

— Наибольшее влияние оказывает фактор неопределенности относительно того, кто останется на рынке, как будут осуществляться поставки, кто будет проводить сервисное и гарантийное обслуживание техники и т.д. Практически во всех клиниках больше 80% приходилось на долю импортных аппаратов и препаратов из стран Евросоюза и США. Разрыв цепочек поставок и процесс формирования новых делают нестабильной работу медицинских учреждений, очень сложно формировать план лечения пациентов, определять стоимость услуг.

— С какими показателями в итоге сегмент частной медицины подошел к летнему сезону 2022 года?

— В целом первая половина 2022 года для клиники My Stella Maris, несмотря на все трудности, прошла неплохо. Конечно, как и все, мы столкнулись со множеством сложностей: резким ростом курса, ограничением поставок, логистикой и многими другими. В начале весны ситуация на рынке менялась ежедневно, многие дистрибьюторы поднимали цены вслед за ростом курса валют, многие клиенты перенесли свои визиты. Тем не менее, за последние несколько недель мы видим рост в посещениях и заинтересованность в дорогих процедурах, таких как контурная пластика лица, биоревитализация, коллагеновая стимуляция.

— Что будет происходить на рынке летом?

— В целом летний сезон в косметологии не является активным, люди разъезжаются в отпуска, и это дает нам немного дополнительного времени, чтобы адаптироваться к новым реалиям, оценить ситуацию на рынке и принять оптимальные действия в интересах наших пациентов.

Альтернативные цепочки

— Что происходит с поставками препаратов, комплектующих, оборудования? Как меняются цены на них?

— Несмотря на то, что российский рынок эстетической медицины растет и поэтому интересен для иностранных производителей, многие из них все-таки принимают решение уйти, полагая, что репутационные издержки для них будут выше, чем выгоды от бизнеса в России. На сегодня у дистрибьюторов еще имеются складские запасы, которые стремительно заканчиваются. Многие этим пользуются и существенно поднимают цену в условиях сложившегося дефицита. То же самое происходит с расходными материалами для косметологических аппаратов.

«Многие иностранные производители принимают решение уйти, полагая, что репутационные издержки для них будут выше, чем выгоды от бизнеса в России»

— Гипотетически, какие возможны варианты решения проблемы?

— У владельцев бизнеса остается не так много вариантов — или формировать свои альтернативные каналы поставок в обход санкций, либо искать альтернативных поставщиков из списка дружественных стран. Например, очень многие смотрят сейчас в сторону Китая, Южной Кореи и Израиля. В первом случае растет риск попадания на рынок контрафактных товаров и подделок, во втором возникает риск использования малоизвестных, малоизученных и несертифицированных медицинских препаратов. И естественно, оба варианта повлекут дополнительные издержки, компенсация которых негативно отразится на стоимости услуг.

— Что будет происходить с конечными ценами для клиентов?

— Я полагаю, что в целом цены вырастут на 40-50%, а на некоторые процедуры повышение может достигать 100% и более.

«В целом цены вырастут на 40-50%, а на некоторые процедуры повышение может достигать 100% и более»

— Есть ли качественные российские препараты, растет ли объем их выпуска?

— На сегодняшний день в России существуют интересные разработки в области биоревитализантов и ботулотоксинов, в частности, на базе Технопарка «Сколково». Однако все они основываются на импортном сырье, которое также попадает под санкции, а производители сталкиваются с теми же проблемами, что и медицинские учреждения.

Иностранный бизнес в России

— Насколько сложно сегодня вести бизнес иностранцам в России?

— По версии Всемирного банка Россия входит в топ 30 стран в рейтинге Doing Business, что говорит о высоком уровне развития финансовой и технологической инфраструктуры для ведения бизнеса. Не могу сказать, что вести бизнес иностранцам как-то сложнее или проще, чем гражданам России.

— В чем принципиальное отличие от европейской практики?

— За время работы клиники мы столкнулись с необоснованными проверками и бюрократическими сложностями, пережили «локдаун» в пандемию, сейчас адаптируемся к новым экономическим реалиям. Вести бизнес всегда и везде непросто, это, прежде всего, ответственность перед пациентами, сотрудниками и инвесторами.

— Было ли у вас желание закрыть бизнес?

— Желания закрыть бизнес и уехать из России у меня нет. Скорее наоборот, мы прорабатываем собственные каналы доставки оригинальных косметологических препаратов известных брендов, думаем, как диверсифицировать бизнес.

Изменение темпа

— Видите ли вы рост спроса на услуги по уходу за собой сегодня? Какие из них наиболее востребованы?

— Традиционно мы наблюдаем рост спроса на аппаратную и инъекционную косметологию перед сезоном летних отпусков. Сейчас на него наложился дополнительный спрос, связанный с желанием пациентов успеть сделать запланированные процедуры до серьезного повышения цен. Кроме того, многие пациенты решили дополнительно инвестировать в себя имеющиеся свободные средства, понимая, что в ближайшее время возможны перебои в поставках качественных препаратов и расходников к аппаратной косметологии.

— Как меняется целевая аудитория косметологических услуг?

— Наша клиника ориентирована на премиум и бизнес-формат, и с момента открытия не меняла и не планирует менять свою целевую аудиторию. Среди наших пациентов есть студенты, предприниматели, государственные служащие, спортсмены и домохозяйки. Это совершенно разные люди, которые стремятся получить современные и качественные услуги в области эстетической медицины. Они занимают активную жизненную позицию, хотят выглядеть красивыми, привлекательными и не готовы к компромиссам в вопросах качества медицинских услуг.

— Что изменилось за последние три-пять лет?

— За последние годы пациенты стали более вовлеченными — они в курсе последних трендов в косметологии, становятся более избирательными и требовательными. Для удовлетворения такого спроса мы сделали стратегический запас препаратов ведущих брендов, примерно на два-три месяца работы. Мы надеемся, что за этот период нам удастся создать каналы доставки именно тех препаратов, к которым привыкли наши пациенты.

«Для удовлетворения спроса мы сделали стратегический запас препаратов ведущих брендов, примерно на два-три месяца работы»

— У людей, которые являются клиентами косметологических клиник, как-то изменилось потребительское поведение из-за кризиса? Или их доходы и запросы никак не зависят от экономических потрясений?

— Безусловно, снижение доходов населения является существенным фактором при принятии решения о визите в косметологическую клинику, тем не менее, мы ожидаем, что сложившийся кризис не так сильно отразится на премиум и бизнес-сегменте, к которому относится наша клиника. Пациенты, привыкшие получать максимально качественные услуги, на себе экономить не станут, их больше беспокоит не стоимость услуг, а наличие препаратов и их качество. Те препараты, которые будут замещены, не уступят в эффективности. Конечно, в долгосрочной перспективе объем рынка косметологических услуг будет уменьшаться, а конкуренция между медицинскими учреждениями будет только усиливаться.

«В долгосрочной перспективе объем рынка косметологических услуг будет уменьшаться, а конкуренция между медицинскими учреждениями будет только усиливаться»

— Допустим, этих людей цена услуги не пугает, но как они отнесутся к переходу на альтернативные материалы и альтернативных поставщиков? Не подумают ли они, что лучше тогда ехать в ЕС и там получать эту услугу, несмотря даже на все сложности с передвижением?

— Вряд ли мы будем наблюдать волну медицинского туризма в страны Западной Европы и Северной Америки. Уровень врачей в Петербурге и Москве остается высоким, многие имеют ученые степени и звания, им доверяют и с их мнением считаются. Такие специалисты будут рекомендовать только проверенные альтернативы и не будут ставить эксперименты над своими пациентами. К тому же их профессиональные навыки не менее важны для пациентов, чем качество используемых препаратов.

Уверена, что в любом случае дефицит препаратов и техники известных фирм носит временный характер. Те, кто привык к высокому качеству медицинских услуг, смогут их получать в России при любых обстоятельствах. Другой вопрос, что эти услуги будут менее доступны широкому кругу населения из-за роста цен.

— Как индустрия косметологии будет развиваться далее? От каких факторов это будет зависеть?

— В России женщины очень красивые, любят за собой ухаживать и выглядеть хорошо вне зависимости от возраста и социального статуса, поэтому индустрия косметологии будет развиваться и далее, но темпы, к сожалению, будут уже не те. На рынке будет все больше российских препаратов, будет много аналогов из Китая. Нисходящий тренд платежеспособного спроса, безусловно, повлияет на качество услуг. Будет развиваться «черный» рынок косметологии, прием на дому «псевдокосметологов», использование незарегистрированных и поддельных препаратов. Здесь свою роль должно сыграть государство и жестко пресекать деятельность таких опасных предпринимателей.

Хочу особо отметить, что в сложившейся ситуации пациентам необходимо тщательно выбирать клинику, и ни в коем случае не соглашаться на прием у косметолога «на дому» — последствия могут быть катастрофичными.

1 Май Стелла Марис

Имеются противопоказания, необходимо получение консультации специалиста.

Экспертиза «Профессиональная активность врачей в кризис увеличивается»
Материалы выпуска
Инструменты Сложность, интерес и магия: как помочь детям поколения Альфа учиться
Решения Разворот с препятствиями
От первого лица Как петербургские компании поворачиваются на «Восток»
От первого лица «Для фармотрасли возник симбиоз трудностей»
Экспертиза «Загрузка достигла 73% уже после всех санкций и бойкотов»
От первого лица Дмитрий Ялов: «Ситуация оказалась оптимистичнее»
От первого лица «Скоро мы увидим сделки по продаже активов иностранных компаний в России»
От первого лица «Задачу полной независимости от импорта ставить не нужно»
От первого лица «Мы с самого начала смотрим на отель глазами оператора»
Экспертиза «Объем рынка косметологических услуг уменьшится, а конкуренция вырастет»
Экспертиза «Профессиональная активность врачей в кризис увеличивается»
От первого лица Импортозамещение с реактивной скоростью
Экспертиза Защита от ошибок: как повысить безопасность перевозок
От первого лица Смена вектора
Рыночный расклад Время для здоровья
Скачать Содержание
Закрыть