От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Импортозамещение с реактивной скоростью

Руководители петербургских предприятий — о возможностях импортозамещения в производстве и ретейле.

Вопросы импортозамещения стали ключевыми для большинства отраслей российской экономики. Потеряв доступ к западным рынкам, импортным товарам и технологиям, российские компании вынуждены в экстренном порядке заниматься вопросами создания собственного производства или поиска отечественных аналогов. РБК Петербург спросил участников рынка о препятствиях и удачах на этом пути.

Государственный масштаб

Дмитрий Борисов, глава НТФФ «ПОЛИСАН»:

Дмитрий Борисов, ПОЛИСАН

«За последние три месяца импортозамещением занялись с какой-то реактивной скоростью. Но, к сожалению, так быстро это не решить. Тем не менее, обнуление пошлины для сырья — интермедиатов [от лат. intermedius — промежуточные вещества, из которых производят субстанции] и фармсубстанций — было очень правильным. Мы сейчас ввозим по нулевой ставке, кроме того был введен мораторий на проверки.

По моим субъективным оценкам, у нас отечественных субстанций, даже из списка жизненно важных препаратов, приблизительно 15%, не больше, все остальное – это импортные субстанции. Что касается препаратов последних поколений, с этим проблема, потому что это сложные синтетические и биологические продукты, для производства которых нужны технологии и специалисты.

Поэтому в области субстанций я вижу очень большой потенциал импортозамещения. Думаю, реально импортозаместить до 50% субстанций, но для этого надо очень много поработать и бизнесу, и государству. Китай стал лидером по производству субстанций не только за счет инвесторов с деньгами, но и благодаря государственной программе по финансированию фармотрасли».

Конкурентов не стало

Илья Рашкин, генеральный директор ООО «Электромобили Мануфэкчуринг Рус»:

Илья Рашкин, ООО «Электромобили Мануфэкчуринг Рус»

«Сфера электротранспорта — это относительно новая область для нашей страны. В нашем сегменте и так практически не было конкурентов, а сейчас ситуация в части конкуренции стала еще больше в нашу пользу, поскольку часть игроков ушла с рынка, например, Ford. Параллельно растет интерес к электротранспорту, это видно по первым пяти месяцам этого года.

Мы сами производим электрогрузомобили EVM PRO, наш продукт максимально локализован. Единственное, что мы закупаем за рубежом — литиевые ячейки для аккумулятора, которые везем из Китая. Планируя производство, мы настраивались на закупку двух станков в Европе, но в итоге купили их также в Китае. Поэтому санкции не влияют на наши планы.
В России пока производство литиевых аккумуляторов в принципе находится на низком уровне. При этом мы не исключаем, что к концу года в России может появиться интересное предложение от локальных производителей. К этому уже есть предпосылки, если цена будет конкурентной, мы с радостью перейдем на закупку у отечественных поставщиков».

Переориентация на российского производителя идет быстрее, чем когда-либо ранее

Мария Бахонкина, руководитель книжной сети «Буквоед»:

Мария Бахонкина,  «Буквоед»

«Сейчас есть проблемы с финской бумагой, которая всегда ценилась любым издателем для хороших и, особенно, подарочных изданий. В итоге качество бумаги стало не то, но российского потребителя это не сильно беспокоит, главное — была бы книга.

Мы активно развиваем собственное производство сувениров, эти товары на сегодняшний момент в основном везем из Китая. С канцелярской продукцией в текущей ситуации возникают сложности: из-за проблем с логистикой какие-то контракты были пересмотрены, какие-то отменены, поэтому в итоге привезем не все. Не за горами — школьная кампания, и в этом году она будет другой.

Но мы много что делаем и в России! Сейчас все, что можно, делаем здесь — пробуем с поставщиками, которые готовы развиваться. Для нас растущий поставщик комиксов, оригинальных сувениров, канцелярии в России и тем более в Петербурге — это счастье. Мы стараемся развивать такие контакты и искать здесь новые возможности для развития. Переориентация на российского производителя идет быстрее, чем когда-либо ранее».

Поставщики IKEA не смогли ждать полгода

Мария Евневич, член совета директоров «Максидом»:

Импортозамещение с реактивной скоростью

«Уход из России западных торговых сетей бьет, в первую очередь, по самим этим сетям. Например OBI, который вернулся на рынок, потерял до 50% выручки. До закрытия у людей была привычка к бренду, но за пару месяцев отсутствия люди научились покупать в других магазинах.

В IKEA сила бренда существенно больше, но все равно — люди увидели, что есть аналоги товарам IKEA в Hoff и «Максидоме». Поставщики IKEA не смогли ждать полгода. В «Леруа Мерлен» уже заявили, что будут работать с поставщиками IKEA, а мы с ними уже работаем. В Hoff запустили «шведский стиль», мы одновременно – «скандинавский». Диваны, пуфики, табуретки из IKEA — есть у нас.

Что касается наших поставщиков, то в ассортименте импорт занимает всего 10%. Мы потеряли несколько польских, немецких, финских партнеров, в частности, по новогодним игрушкам, электро- и садовому инструменту, но это не критично. Пары брендов нет, а категория есть — мы их успешно заменили. Из 90% наших российских поставщиков примерно половина имеет производственные мощности на территории РФ.

Чтобы юридически считаться российским производством, нужно, чтобы созданная на территории РФ часть стоимости товара превысила 50%. Но, естественно, у части наших партнеров, которые формально являются российскими производителями, есть у кого 40%, у кого 3% импорта в себестоимости, и иногда это какие-то критичные элементы. Сейчас поставщики активно налаживают цепочки поставок, но, естественно, и сроки, и стоимость логистики неприятно растут».

Подготовила Надежда Алексеенко

Экспертиза Защита от ошибок: как повысить безопасность перевозок
Материалы выпуска
Инструменты Сложность, интерес и магия: как помочь детям поколения Альфа учиться
Решения Разворот с препятствиями
От первого лица Как петербургские компании поворачиваются на «Восток»
От первого лица «Для фармотрасли возник симбиоз трудностей»
Экспертиза «Загрузка достигла 73% уже после всех санкций и бойкотов»
От первого лица Дмитрий Ялов: «Ситуация оказалась оптимистичнее»
От первого лица «Скоро мы увидим сделки по продаже активов иностранных компаний в России»
От первого лица «Задачу полной независимости от импорта ставить не нужно»
От первого лица «Мы с самого начала смотрим на отель глазами оператора»
Экспертиза «Объем рынка косметологических услуг уменьшится, а конкуренция вырастет»
Экспертиза «Профессиональная активность врачей в кризис увеличивается»
От первого лица Импортозамещение с реактивной скоростью
Экспертиза Защита от ошибок: как повысить безопасность перевозок
От первого лица Смена вектора
Рыночный расклад Время для здоровья
Скачать Содержание
Закрыть