От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Задачу полной независимости от импорта ставить не нужно»

Председатель петербургского Комитета по промышленной политике Кирилл Соловейчик
Председатель петербургского Комитета по промышленной политике Кирилл Соловейчик
Председатель петербургского Комитета по промышленной политике Кирилл Соловейчик — о зависимости от импортных комплектующих и «большой возможности» для городских предприятий

Петербургской промышленности приходится решать две большие задачи — заменять западных поставщиков материалов, комплектующих и оборудования, чтобы не прерывать деятельность, и расширять собственное производство «выбывающей» из-за санкций продукции. Эти задачи — взаимозависимы: как правило, чтобы наладить собственное производство и заместить импорт, нужно воспользоваться, в той или иной степени, импортными компонентами. Насколько пострадали предприятия города из-за проблем с поставками и в какой степени промышленность региона может стать самодостаточной, РБК Петербург обсудил с председателем профильного комитета Кириллом Соловейчиком.

— Ваш коллега, вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов, рассказал о предприятиях региона, которые уже закрываются и находятся в простое; их немало. Сколько предприятий, о которых вы знаете, могут закрыться в Петербурге?

— Я не буду обсуждать ситуацию в соседнем регионе, не изучал ее глубоко. В Петербурге нет тенденции к закрытию промышленных предприятий. Есть несколько проблемных сегментов, испытавших влияние антироссийских санкций больше, чем другие — это, прежде всего, автопром. Расположенные в городе поставщики автопрома тоже находятся в сложной ситуации ввиду того, что они работали на конвейер, который временно остановлен. В других отраслях сложности, так или иначе, преодолеваются уже сейчас без остановок заводов.

— Производители автокомпонентов уйдут с рынка, если заводы Nissan, Hyundai и Toyota так и не возобновят работу?

— Мы прикладываем все усилия вместе с головными предприятиями для того, чтобы они как можно быстрее запустились. Я бы не хотел рассуждать в логике, что эти заводы прекратят работу. Что касается производителей автокомпонентов, то все они разные — даже в структуре поставщиков международных компаний были предприятия, достаточно хорошо диверсифицированные по своим потребителям. Автопром занимал большую, но не стопроцентную долю, в их сбыте. Есть поставщики, которые почти не пострадали, потому что имели большой диверсифицированный внутренний рынок, а есть те, кто работали только на экспорт — тем сложнее всего. Сейчас мы стараемся оперативно перенаправить их на другие рынки. На днях в нашей Торгово-промышленной палате была встреча с почетными консулами из разных стран, и мы обращали их внимание в том числе на эти предприятия. Например, у нас есть производитель, более 10 лет успешно выпускающий металлические детали и аксессуары для автомобилей; он вполне может освоить другие рынки. При том, что переориентация на новых потребителей — сложный процесс, еще сложнее — накопить экспортные компетенции. Когда они есть, это серьезный потенциал.

— В марте вы говорили о том, что проводите мониторинг состояния цепочек поставок промышленных компаний. Что выяснилось — какая примерно доля в этих цепочках выпадает из-за санкций и нуждается в срочной замене поставщиков?

— Слово «мониторинг» не очень подходящее, потому что предполагает пассивное наблюдение. Мы ведем и будем вести изучение ситуации в промышленности, с тем чтобы оперативно на нее влиять. Первое, что мы сделали, — провели опрос 155 системообразующих предприятий обрабатывающей промышленности, выясняя, в чем они видят проблемы и, в том числе, где они видят разрывы цепочек, а где — отказ в поставке. Надо понимать, что это два разных сюжета. Основная часть предприятий в тот момент не видела никаких рисков остановки деятельности, а 30% — говорили о небольших рисках. Мы убедились, во-первых, что предприятия в основном ощущают себя спокойно, в том числе, благодаря сформированным на складах запасам материалов и комплектующих. Во-вторых, мы поняли, что главная проблема для большинства — это электронно-компонентная база, а также инструмент и оснастка. Это отмечают более 45% предприятий, вместе с тем подверженных риску отказа поставки сырья — 21%, оборудования — 19%. Выяснив это, мы сразу же приступили к отраслевой работе для решения этих вопросов.

— Но вопрос с электронно-компонентной базой нельзя решить в короткий срок — когда имеющиеся запасы импортных электронных компонентов закончатся, то где предприятия планируют их брать? В России такие компоненты не производятся.

— Есть дружественные России страны, которые могут осуществлять такие поставки. Я не слышал, чтобы петербургские компании искали и не нашли компоненты, необходимые для работы. Это могут быть временные решения, не вполне комфортные по цене, срокам и регулярности поставок, но, во всяком случае, пространство для маневра у нас есть.

— Маневра для чего?

— Конечно, для наращивания собственных конструкторских и производственных компетенций! Не буду утверждать, что в части электронно-компонентной базы мы быстро заместим импорт — нет, здесь мы начали с редизайна плат на ту компонентную базу, которая сейчас доступна российским компаниям, взамен той, что поставлялась из недружественных стран. Причем, сложившаяся ситуация позволила подсветить сильные компетенции в сфере электроники, которые существуют внутри страны, в том числе, и в Петербурге. Сейчас мы сформировали консорциум из малых гибких эффективных предприятий, называемых у нас в стране дизайн-центрами. Это не просто предприятия, способные быстро проектировать электронику под потребности того или иного производства, — они еще обладают собственными сильными поставщиками и своими логистическими цепочками. То есть это не стартапы, а зрелые инжиниринговые фирмы, экспертные и очень маневренные. Даже крупные предприятия нам говорят: не ожидали, что компании такого уровня есть в Петербурге. Мы познакомили их друг с другом; они разработали план и реализуют его.

— Когда этот сформированный консорциум выпустит первую продукцию?

— Уже выпускает. Это небольшие объемы, штучное производство, но критически важное для жизнедеятельности крупных производителей. Когда наши крупнейшие предприятия видят, что управляющие системы их производственного оборудования включают платы с электронной «начинкой», поставляемой из недружественных стран, консорциум получает заказ на редизайн. Результат работы — плата с тем же функционалом и производительностью, но на доступной электронно-компонентной базе.

Конечно, надо учиться создавать собственную электронно-компонентную базу, строить большие производства, но это вопрос уровня Российской Федерации, а не Петербурга. Хорошо, если рынка России хватит для экономики проекта такого производства — рынка Петербурга точно не хватит. Заводы по выпуску электронных компонентов сейчас обслуживают весь мировой рынок; их экономика на это заточена.

— Будут ли построены в Петербурге новые производства в других отраслях? Вы знаете о запуске инвестиционных проектов в этом году — или подготовке к запуску?

— Они постоянно запускаются. Я упомянул сегмент промышленного инструмента и оснастки. Мы выявили, кто производит в Петербурге оснастку того или иного вида; собрали производителей вместе с предприятиями-потребителями, которые указывали, что у них возникли сложности с поставками этой продукции из-за рубежа. Был предметный разговор; из него сразу вылилось два проекта, которые уже даже финансируются региональным и федеральным фондами развития промышленности. Коллеги наращивают свои мощности, чтобы обеспечить производство большей части необходимого инструмента в нас в Петербурге.

— То есть, расширяются действующие площадки, а не строятся новые?

— Это логично — у них есть готовая производственная база, есть накопленные компетенции, и сейчас они видят сопутствующие рынки, которые можно удовлетворить с этими компетенциями, дополнив их. Построить завод с нуля — сложнее. Хотя есть примеры и такого строительства.

Сам термин «импортозамещение» возник не сейчас, и создание импортозамещающих производств — не новинка для Петербурга. В конце прошлого года мы запустили несколько классических проектов импортозамещения — например, создав здесь, в городе, гидроцилиндры для Биржевого моста. Это довольно сложный механизм, который выпускался за рубежом. Мы провели кропотливую работу вместе с проектантами моста и производственными специалистами — в результате, наше объединение «Алмаз-Алтей», имея компетенции в проектировании похожих механизмов, разработало и выпустило новые изделия — сейчас они проходят тестовую эксплуатацию. Таких примеров будет много — десятки поступают на рассмотрение регионального Фонда развития промышленности; в частности, производство новой номенклатуры шлифовального инструмента — в мае получило одобрение и будет профинансировано Фондом.

— Все-таки важный вопрос — строительство новых заводов, с нуля. Потребность в них была всегда, сейчас увеличилась — есть ли возможность строить? Обращаются ли к вам инвесторы, готовые финансировать строительство предприятий?

— Такие проекты есть, но они еще в стадии переговоров. Инвесторы не только приходят — мы их активно ищем. Есть направления, в развитии которых город особенно заинтересован — это и фарма, и пищевое производство, и радиоэлектроника, и производство инструмента, и ряд других. Мы ищем инициаторов проектов в этих сегментах, потом помогаем им найти рынок сбыта, сформировать проект и цепочки партнеров для его реализации.

— А кто инвесторы?

— Сейчас это российские компании. В последний месяц я не помню, чтобы обращались иностранные компании, хотя, безусловно, мы ожидаем интерес от компаний из Турции, ОАЭ, Китая.

— Эксперты считают, что Китай может построить свои, а также совместные, производства у нас — в России, в Петербурге. Вы согласны с этой гипотезой?

— Это зависит от двух сторон — как от желания Китая, так и от наших намерений, выраженных в нормативных документах. Степень открытости рынка для иностранных инвесторов — это динамичный показатель; постановление правительства, регламентирующее необходимый уровень локализации иностранных предприятий, периодически дорабатывается. И сейчас эффективная для нашего рынка степень открытости — вопрос дискуссионный. Готов ли Китай при таком уровне своего промышленного развития заходить с проектами к нам — тоже вопрос, потому что он не нуждается остро в новых площадках, у него все есть.

Мне кажется, в течение года нам не стоит усложнять доступ иностранным промышленным инвесторам к нашему рынку, потому что нужно насытить его продукцией, которая применяется в наших производственных системах, оборудовании, и так далее. Протекционистская логика с выставлением повышенных барьеров для меня стратегически более близка. Но собственные новые предприятия не будут открыты моментально, и, дожидаясь их запуска, мы усложним жизнь другим производствам — потребителям продукции промышленности.

Таким образом, работа, на мой взгляд, должна состоять из двух фаз — обеспечения поставок, необходимых промышленности в ближайшие месяцы, и расширение номенклатуры производимой в стране продукции — в ближайшие годы. В этом производстве могут участвовать инвесторы из дружественных стран, выполняющие разумные требования в части локализации. Возможно, регуляторику стоит смягчать, чтобы она стимулировала совместную работу с ними.

— Насколько сейчас петербургская промышленность зависит от импорта — и в какие сроки возможно эту зависимость снизить?

— Я уже приводил грубую оценку: валовый выпуск промышленности Петербурга составляет более 3 трлн рублей. Объем промышленного импорта из недружественных стран — это примерно 1 трлн рублей.

— То есть, зависимость Петербурга от «недружественного» импорта — 30%?

— Я по-другому смотрю на этот вопрос. Зависимость — точно ниже 30%, потому что часть ввезенной продукции напрямую продается потребителю, а часть включается в наш выпуск в составе производимых изделий. А вот 1 трлн рублей — это однозначно наша возможность. На этот триллион, в самом оптимистичном варианте, можно увеличить промышленное производство Петербурга в рамках импортозамещения. Очевидно, что этого крайнего значения достичь тяжело — но таков объем перспективного рынка, открывшегося из-за ухода западных поставщиков. И, почти ежедневно встречаясь с промышленниками, я вижу, что многие — воодушевлены.

Что касается сроков достижения независимости от импорта — думаю, что такую цель ставить не нужно. Особенно на уровне региона. Мы, хоть и имеем статус федерального города, являемся субъектом страны, но и у нас разветвленная кооперация с другими регионами. Мы точно не должны строить какую-то обособленную, самостоятельную экономическую систему. И кооперация с другими странами тоже нужна — помимо недружественных государств, есть еще 2/3 планеты. Безусловно, надо шире диверсифицировать партнеров, чем это было раньше, и увеличивать долю локализации критически важной для развития промышленности продукции — средств производства, электронно-компонентной базы. В этих сегментах степень нашей зависимости оказалась слишком высокой. Наоборот, пищевая промышленность работает стабильно даже в условиях санкций — есть импортные ингредиенты, оборудование, но в целом это индустрия, работающая с опорой на свои силы. Сейчас есть возможность создать еще несколько таких больших индустрий.

— Производить все самим — невозможно?

— Импорт — это в том числе конкуренция, стимулирующая качественное развитие национальных компаний и формирующая технологический суверенитет. Не надо недооценивать его значение.

Подготовила Елена Кром

От первого лица «Мы с самого начала смотрим на отель глазами оператора»
Материалы выпуска
Инструменты Сложность, интерес и магия: как помочь детям поколения Альфа учиться
Решения Разворот с препятствиями
От первого лица Как петербургские компании поворачиваются на «Восток»
От первого лица «Для фармотрасли возник симбиоз трудностей»
Экспертиза «Загрузка достигла 73% уже после всех санкций и бойкотов»
От первого лица Дмитрий Ялов: «Ситуация оказалась оптимистичнее»
От первого лица «Скоро мы увидим сделки по продаже активов иностранных компаний в России»
От первого лица «Задачу полной независимости от импорта ставить не нужно»
От первого лица «Мы с самого начала смотрим на отель глазами оператора»
Экспертиза «Объем рынка косметологических услуг уменьшится, а конкуренция вырастет»
Экспертиза «Профессиональная активность врачей в кризис увеличивается»
От первого лица Импортозамещение с реактивной скоростью
Экспертиза Защита от ошибок: как повысить безопасность перевозок
От первого лица Смена вектора
Рыночный расклад Время для здоровья
Скачать Содержание
Закрыть