Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Время для здоровья

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
Как рынок частной медицины адаптируется к новым экономическим реалиям и что клиники предлагают пациентам.

Рынок частной медицины Петербурга адаптируется к новым реалиям. Сбой логистических цепочек, рост цен на импортные расходные материалы, лекарственные препараты и медицинское оборудование повлияли на работу клиник, но они успешно справляются со сложностями. Спрос на медицинские услуги по-прежнему стабилен, в особенности это касается сегментов высокотехнологичной медицинской помощи и диагностики. О перспективах развития отрасли и о том, как частные клиники решают текущие задачи, — в материале РБК Петербург.

Наращивают обороты

По данным BusinesStat, в 2017–2021 годах медицинский рынок активно развивался: за четыре года его обороты выросли почти на 80% и на конец прошлого года превысили 5 трлн руб. Традиционно львиная доля оборотов медицинского рынка приходится на сегменты ОМС — в 2021 году этот показатель оценивался в 52%, или в 2,6 трлн руб., и легальной частной медицины — 12–13%, или 642 млрд руб.

Почти на 80% выросли обороты медицинского рынка России в период с 2017 по 2021 год

Наибольших успехов за прошедшие годы достигли самые крупные региональные рынки — московский и петербургский, где объемы медицинских услуг оцениваются в 845 и 296 млрд руб. соответственно. По оценкам экспертов, в 2021 году объем городского рынка платных медицинских услуг (без учета ДМС) составил более 55 млрд руб., что превышает показатели последнего докризисного 2019 года более чем на 10%. «В течение прошлого года петербургские клиники полностью восстановились после всех событий и ограничений коронавирусного 2020 года», — резюмирует генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин.

Новый кризис пока сказался на сегменте частной медицины не так сильно, как предполагалось сначала, констатируют эксперты и участники рынка. По данным исследования аналитической платформы «Чек Индекс», в апреле 2022 года объем продаж медицинских услуг в России остался практически на уровне аналогичного периода 2021 года, а по сравнению с мартом 2022 года вырос на 4%. На рынке Петербурга ситуация аналогичная, отмечает Александр Солонин.

«В целом первая часть 2022 года была успешной. Почти все направления эстетической медицины: косметология, пластическая хирургия, стоматология — показали рост от 10 до 20%», — подтверждает пластический хирург и генеральный директор клиники Grandmed Александр Шумило.

Ценовые качели

В марте 2022 года участники рынка и эксперты отмечали рост цен на многие виды медицинских услуг в пределах 20–40%. Особенно это было заметно в тех сегментах, которые сильно зависят от импортных расходных материалов. В начале весны ситуация на рынке менялась ежедневно, многие дистрибьюторы поднимали цены вслед за ростом курса валют, вспоминает основатель клиники My Stella Maris Джулиана Де Соуза.

В марте 2022 года участники рынка и эксперты отмечали рост цен на многие виды медицинских услуг в пределах 20–40%

По данным исследования «Чек Индекс», по России средний чек на медицинские услуги в первые две недели марта 2022 года составлял 3,7 тыс. руб., что на 28% выше, чем в аналогичный период 2021 года. Однако уже в первые две недели апреля российские пациенты в среднем оставляли в клиниках 3,5 тыс. руб. за визит. В Петербурге аналогичная тенденция — некоторые клиники начали снижать цены после их повышения в марте, отмечает Александр Солонин. «Судя по всему, после первой реакции на скачки инфляции клиники начинают планомерно адаптировать свое ценообразование. Этому способствует и стабилизация валютных курсов, и недавнее снижение ключевой ставки ЦБ РФ: в апреле-мае резких ценовых взлетов не было», — отмечает эксперт.

«Мы стараемся удерживать цены на прежнем уровне, но не все от нас зависит. В том случае, если дистрибьютор повышает закупочные цены, мы также вынуждены корректировать цену услуг», — объясняет Александр Шумило. Но, отмечает он, пока это не является доминирующим трендом.

Логистический вызов

Наиболее актуальной для частных клиник на сегодня является проблема с поставками материалов и оборудования из-за рубежа, говорят участники рынка. По данным опроса, проведенного весной 2022 года издательской группой «Актион Медицина», увеличение сроков поставок оборудования, реагентов и расходных материалов подтверждают 63,1% сотрудников государственных и частных клинико-биологических лабораторий. Перебои с поставками отметили 49,2% респондентов, а у 20% опрошенных они и вовсе прекратились. Однако проблема решается: 18,5% медицинских организаций и учреждений уже нашли новых производителей и дистрибьюторов.

«Многие производители, чья продукция являлась одной из базовых, заявили о приостановке своей работы в России. Другие на ходу меняют логистику, что отражается на сроках поставок, а также на цене продукции», — поясняет Александр Шумило. «Мы провели исследование, подобрали альтернативные решения, провели обучение персонала. Поэтому белых пятен в ассортименте нет, но он, безусловно, чуть изменился», — добавляет он.

«Напрямую с иностранными поставщиками мы не работаем, все закупки проходят через отечественные компании. Это проверенные поставщики, деловые отношения с которыми холдинг поддерживает уже не первый год. Мы покупаем только те товары, которые есть в наличии на складах», — говорит заместитель директора по медицине СМ-Клиника в Санкт-Петербурге Сусанна Чуприна.

Многие клиники в самом начале кризиса успели сделать запасы стратегически важных расходных материалов и «спокойно» ищут альтернативу продукции ушедших с российского рынка иностранных производителей. «В самом начале череды санкций нам удалось сделать полугодовой запас высококачественных и востребованных косметологических препаратов», — отмечает Джулиана Де Соуза. Сейчас клиника «внимательно изучает новых поставщиков из Южной Кореи, прорабатывает вопросы параллельного импорта», также рассматривает сотрудничество с российскими производителями.

Многие клиники в самом начале кризиса успели сделать запасы стратегически важных расходных материалов и «спокойно» ищут альтернативу ушедшим с российского рынка иностранным производителям

Не на море, а к врачу

По наблюдениям участников рынка, снижения посещаемости клиник в первом полугодии 2022 года не наблюдается. Ажиотажный спрос на медицинские услуги, зафиксированный в марте, особенно в сегментах эстетической медицины и диагностики, постепенно сходит на нет, и ситуация возвращается в норму. Тогда, в марте, «многие решили, что не следует откладывать инвестиции в свое здоровье и внешность. Это было вызвано опасениями, что привычные услуги в ближайшем будущем окажутся недоступными из-за отсутствия препаратов. В апреле ситуация стабилизировалась», — вспоминает Александр Шумило.

В кризисные периоды большинство людей старается инвестировать свободные средства в себя, а это обычно медицина и образование, отмечает генеральный директор клиники DEGA Екатерина Агапова. «Снижения спроса на наши услуги мы не ощущаем, а, скорее, наоборот, весной наблюдали рост около 30%. Многие задумались о пластической хирургии на фоне уже начавшегося роста цен на косметологические процедуры, которые, как правило, нужно проходить курсом», — поясняет она.

По мнению Александра Солонина, снижения спроса на услуги частной медицины в 2022 году, скорее всего, не будет. Одной из причин этого он называет перераспределение в структуре расходов домохозяйств. «В нынешней ситуации некоторые области потребления, такие как развлечения, туризм, крупные покупки вроде автомобилей и недвижимости, в силу объективных причин сужаются. Люди переориентируют свое внимание на жизненно важные вещи, в том числе на свое здоровье. Туда же они вкладывают деньги, тем более что высококвалифицированные медицинские услуги они могут получить, что называется, «дома», в Санкт-Петербурге, никуда не уезжая», — объясняет Александр Солонин.

Эстетика и диагностика

Наибольшим спросом, по наблюдениям участников рынка, весной и летом 2022 года у пациентов пользуются услуги эстетической медицины и программы комплексного медицинского обследования — так называемые check-up. Многие пациенты выбирают летний отпуск для того, чтобы посвятить его себе и успеть провести операцию, а также восстановиться после нее, отмечает Екатерина Агапова. «Перед сезоном отпусков большим спросом пользуются лазерная эпиляция, аппаратная косметология, как по телу, так и по лицу, и процедуры биоревитализации», — перечисляет она.

«После двух лет пандемии, когда вся диагностика, кроме компьютерной томографии, сильно сократилась, начинает «оживать» интерес пациентов к профилактическим УЗИ, гастроскопии, колоноскопии. Люди наконец идут к врачу с тем, что эти два года «побаливало», — подтверждает Сусанна Чуприна.

Этим летом в частных клиниках Петербурга пациентам доступны различные варианты профилактических программ. Базовые включают в себя общеклинические анализы, УЗИ-диагностику, осмотр врача, ЭКГ. «Набор исследований зависит от пола и возраста, например, для пациентов старше 40 лет в него включаем эндоскопию желудка и кишечника», — рассказывает Сусанна Чуприна. В расширенные программы дополнительно входят генетические тесты для выявления рисков развития заболевания, подбора диеты и уровня физической нагрузки. Специализированные программы рассчитаны для проверки какой-либо из систем организма, например репродуктивной.

Александр Шумило также отмечает высокую востребованность услуг репродуктивной медицины. «С их помощью человек удовлетворяет базовую потребность в продолжении рода», — объясняет врач.

По оценкам Сусанны Чуприной, стоимость check-up-программ в Петербурге весной 2022 года практически не изменилась по сравнению с прошлым годом и составляет 12–30 тыс. руб.

В долгосрочной перспективе рынок частной медицины Санкт-Петербурга под влиянием текущего кризиса изменится, уверены эксперты. По мнению генерального директора Петербургского медицинского форума Сергея Ануфриева, отрасль ждет консолидация. «В периоды, когда сложно привлекать инвестиции, сделки M&A будут происходить чаще. Клиники или группы клиник с большими ресурсами в резервах будут скупать более мелких игроков, при этом «горизонтальные» слияния менее вероятны, чем «вертикальные», так как бизнес-модель, предусматривающая полный цикл оказания услуг, в данной ситуации наиболее рациональна», — заключает Сергей Ануфриев.

Екатерина Агапова, клиника DEGA
Екатерина Агапова, генеральный директор клиники DEGA:

«Во многом на стоимость услуг будет влиять курс валют, особенно в тех процедурах, где существенна стоимость расходного материала. Также существуют сложности с поставкой некоторых расходных материалов и косметики, но все эти позиции заменямы аналогами».

Джулиана Де Соуза, My Stella Maris
Джулиана Де Соуза, основатель клиники My Stella Maris:

«Февральские события — разрыв логистических цепочек, резкий рост цен на медпрепараты, решение некоторых брендов об уходе с российского рынка — существенно отразились на нашей деятельности. Все эти факторы, безусловно, негативно отразятся на стоимости и качестве услуг в целом для населения в будущих периодах».

Александр Шумило, Grandmed
Александр Шумило, пластический хирург и генеральный директор клиники Grandmed:

«Нам хочется верить, что наша страна сможет в ближайшее время выстроить новые алгоритмы производства и поставок. А значит, и общество будет чувствовать себя спокойно, уверенно, и люди будут с удовольствием инвестировать в те сферы, которые отвечают за их качество жизни».

Сусанна Чуприна, СМ-Клиника
Сусанна Чуприна, заместитель директора по медицине СМ-Клиника в Санкт-Петербурге:

«К этому лету мы подходим со знаковой для нас датой. В июне исполняется 20 лет со дня основания нашего холдинга. И это станет отправной точкой для дальнейшего развития, в том числе в Петербурге. В этом году мы откроем в городе еще одну, шестую по счету, клинику».

Материалы выпуска
Инструменты Сложность, интерес и магия: как помочь детям поколения Альфа учиться
Решения Разворот с препятствиями
От первого лица Как петербургские компании поворачиваются на «Восток»
От первого лица «Для фармотрасли возник симбиоз трудностей»
Экспертиза «Загрузка достигла 73% уже после всех санкций и бойкотов»
От первого лица Дмитрий Ялов: «Ситуация оказалась оптимистичнее»
От первого лица «Скоро мы увидим сделки по продаже активов иностранных компаний в России»
От первого лица «Задачу полной независимости от импорта ставить не нужно»
От первого лица «Мы с самого начала смотрим на отель глазами оператора»
Экспертиза «Объем рынка косметологических услуг уменьшится, а конкуренция вырастет»
Экспертиза «Профессиональная активность врачей в кризис увеличивается»
От первого лица Импортозамещение с реактивной скоростью
Экспертиза Защита от ошибок: как повысить безопасность перевозок
От первого лица Смена вектора
Рыночный расклад Время для здоровья
Скачать Содержание
Закрыть