Российские фармацевтические производители серьезно зависят от импорта субстанций. Генеральный директор НТФФ «ПОЛИСАН» Дмитрий Борисов в интервью РБК Петербург рассказал о потенциале импортозамещения, особенностях новой логистики, главных достижениях компании за 30 лет работы на российском фармацевтическом рынке и планах компании по расширению производства.
В РУЧНОМ РЕЖИМЕ
— Что изменилось для ПОЛИСАНа за последние три месяца?
— Мы, как и все, стали жить в другой реальности — экономической и политической. Как любой бизнес, интегрированный не только в российскую экономику, но и в международное сотрудничество, мы почувствовали весь негатив от происходящего. Столкнулись с вызовами, начиная от перебоев поставок комплектующих, проблем с логистикой и заканчивая сложностями в финансовых расчетах с иностранными партнерами.
— Насколько удается контролировать ситуацию?
— Сейчас приходится работать в режиме ручного управления. Решаются проблемы с одним поставщиком, через день-два появляются новые с другим. И так идет по нарастающей. Страны, которые относятся к списку «дружественных», смотрят на Запад, где у них основные рынки. Они боятся вторичных санкций и очень хорошо думают перед тем, как начать работать с российскими компаниями. Поэтому пока последствиям санкций не видно конца и края. Решаем проблемы по мере их поступления. Наше производство работает, товарные запасы есть — это, наверное, главный показатель нашей работы за три месяца.
— Есть ли сегодня в российской фарме дефицит субстанций для производителей?
— Он есть из-за сложностей с поставками. Даже когда договоришься о поставке с иностранным производителем, возникают логистические проблемы. Почти все паромные операторы прекратили с нами сотрудничать, приходится искать какие-то другие пути поставки через две-три лишние страны. А это всё сроки и деньги. Я бы сказал, что для фармотрасли возник симбиоз трудностей, связанных с желанием производителей работать с российскими компаниями, возможностью логистических цепочек и финансовых инструментов. Что касается последнего, то сейчас все иностранные компании просят предоплату. С учетом «плеча» поставки в 45–50 дней, оприходования товара и т.д. получается заморозка средств до 120–150 дней. Это большая проблема, потому что предоплата требует значимого высвобождения оборотных средств.
ОПЫТНЫМ ПУТЕМ
— Сложности с поставкой субстанций возникали еще в период «ковидных» ограничений — чему научил этот опыт?
— Ситуации с пандемией и нынешней геополитической обстановкой похожи лишь отчасти. В 2020 году не работали производства: компании не могли купить субстанции просто потому, что их не было на рынке. Сейчас производства работают, товар есть, но вмешиваются геополитический и макроэкономический факторы.
Опыт пандемии научил нас работать с определенными запасами, бережно относиться к использованию оборудования и иметь эффективный отдел логистики, который в нынешнее время по значимости для компании выходит на первое место.
— ПОЛИСАН в этом году празднует свое 30-летие. Оглядываясь назад, какие события в истории компании были ключевыми?
— Значимым событием является открытие собственного производства в 2005 году, потому что до этого мы работали на арендованных площадях. Знаковой была и покупка завода по производству субстанций в Белгороде в 2001 году, за 20 лет мы инвестировали значительные средства в его модернизацию и расширение. Теперь это одно из самых современных и быстро развивающихся производств субстанций в России. Также важным событием стало открытие собственного научно-технологического центра общей площадью порядка 4,5 тыс. кв. м. В нем сосредоточены все наши научные подразделения и лаборатории. Объединить в одном месте всех научных сотрудников и оснастить их современным оборудованием — новый этап в развитии компании.
РОССИЙСКАЯ ДОЛЯ
— Можно ли сегодня в долях оценить, насколько российская фарма зависима от импорта?
— Если посмотреть на список жизненно важных лекарственных препаратов, то только 15% из них производятся из отечественных субстанций.
— На сколько реально увеличить долю отечественных субстанций в производстве?
— Тут очень большой потенциал импортозамещения, поскольку рынок в России совсем низкий: 15% производит первая пятерка крупных фармкомпаний, в том числе наш завод в Белгороде. Думаю, реально импортозаместить до 50% субстанций, но для этого надо очень много поработать и бизнесу, и государству. Китай стал лидером по производству субстанций не только за счет инвесторов с деньгами, но и благодаря государственной программе по финансированию фармотрасли.
— Как на планы ПОЛИСАНа влияет сегодняшняя ситуация в фарме? Планируете ли ускоряться в расширении производства?
— По ряду проектов мы сильно ускорились, увеличили коллектив, нарастили сотрудничество с аутсорсинговыми компаниями. Проект по расширению производства субстанций мы анонсировали два года назад, еще до пандемии. И это было очень верное решение. Технический запуск линий произойдет в июне, с конца августа все новые линии будут полностью загружены.
Подготовила Виктория Саитова