По мировой статистике, 95% катастроф в транспортной отрасли происходит из-за человеческого фактора. Петербургские ученые разработали и успешно внедряют в крупных транспортных компаниях инновационную технологию проведения предрейсовых осмотров, которая в разы сокращает риски несчастных случаев и трудопотерь, при этом обеспечивая экономию затрат. Чем российская технология отличается от иностранных аналогов, и в каких отраслях экономики ее применение максимально эффективно — в интервью РБК Петербург рассказал основатель АО «НПП «Системные технологии», ученый и предприниматель Константин Туминас.
— Велика ли сегодня потребность российских компаний в оборудовании для предрейсового или предсменного осмотра?
— По оценкам экспертов, ущерб от ошибок, вызванных человеческим фактором, составляет для экономики России порядка 1 трлн руб. ежегодно. Но транспортная и производственная безопасность — это нечто большее, чем стандартная статистика. Речь идет о жизни и здоровье людей, а это бесценно. Если рассмотреть все катастрофы, в которых пострадали или погибли люди, оказывается, что в 95% случаев их причиной являются критические ошибки, совершенные человеком — водителем, пилотом, капитаном судна. Не состояние дорожного полотна, погода или внезапно отказавшее оборудование, а именно человеческий фактор.
«Если рассмотреть все катастрофы, в которых пострадали или погибли люди, то в 95% случаев их причина — критические ошибки, совершенные человеком»
— Почти сто процентов — это очень много. При этом в России законодательно предусмотрено проведение предрейсовых осмотров водителей. Получается, что этого недостаточно?
— Самый распространенный способ оценки состояния, например, водителя, выходящего в рейс, — измерить давление тонометром. Но тонометры, даже самые совершенные и дорогие, выявляют значимые нарушения здоровья, связанные с изменением артериального давления и частоты сердечных сокращений, а это не более 10–13% тех состояний, которые могут привести к катастрофе и гибели людей. Иногда после прохождения стандартного осмотра и среднестатистически допустимых значений частоты сердечных сокращений и артериального давления, у водителя может внезапно ухудшиться состояние. Известны случаи, когда происходила потеря сознания прямо в процессе работы.
— Что тогда нужно выявлять, чтобы минимизировать риски несчастных случаев?
— Выявлять и предупреждать все функциональные состояния, приводящие к критическим ошибкам: усталость, стресс, хронические заболевания различных систем (ОРЗ, ОРВИ и т.д). Например, одно из опаснейших состояний для водителя — монотония — характеризуется сниженной скоростью реакции. Ждать от такого водителя принятия быстрых адекватных решений не приходится — он на это не способен. При стрессах также меняется скорость реагирования и восприятия, человек зачастую вообще перестает замечать, что происходит вокруг.
— Как это можно измерить и можно ли это сделать вообще?
— Можно и нужно. Например, это делают запатентованные разработки нашей компании. По образованию я акустик, занимался анализом акустических сигналов. А удары сердца — тот же самый акустический сигнал. Я применил профессиональные знания в области акустики для спектрального анализа — анализа формы, скорости распространения звуковой волны, провел исследования и создал методики, которые позволяют определять физическое и психоэмоциональное состояние человека. Это стало основой оборудования, которое фиксирует 45 параметров состояния, связанных с деятельностью центральной, периферической нервной системы, оценки их баланса, а также оценки сердечно-сосудистой деятельности. Это позволяет выявлять и предупреждать более 80% всех критических состояний. На предрейсовом осмотре врач видит не просто давление, а понимает, что сотрудник устал, находится в стрессе или видит симптомы, которые говорят о начале возникновения заболевания. Предвосхищать, не допускать возникновения опасных ситуаций, а не оценивать ущерб — это главная цель.
«Предвосхищать, не допускать самого возникновения опасных ситуаций, а не оценивать ущерб — это главная цель»
— Какие компании уже пользуются таким оборудованием, и какой результат это им дает?
— Крупнейшие в РФ транспортные компании — ОАО «РЖД», петербургский и московский метрополитены, «Горэлектротранс» и многие другие. Систематическая работа, например, в РЖД, привела к снижению заболеваемости и трудопотерь на 25–30%, количество сердечно-сосудистых заболеваний снизилось в 2,5 раза за 3 года, а риски аварий сократились более чем в три раза. За 10 лет эксплуатации экономический эффект от применения системы на РЖД оценивается в 9 млрд руб.
— Есть ли иностранные аналоги таких приборов?
— Во-первых, это не только прибор, это серьезная информационная система, которая объединяет производственных врачей, психофизиологов, фельдшеров и позволяет проводить удаленные предрейсовые осмотры. Уже можно говорить о big data, например, только в базах данных РЖД сейчас обращается около 300 млн фактов обследования — настоящий кладезь для научных и прикладных исследований. Во-вторых, аналогов в России или за рубежом ни нашему оборудованию, ни нашей системе нет.
— Все это полностью отечественная разработка?
Да, все российское. Программное обеспечение, сами приборы — все сделано коллективом «Системных технологий». Производство в Санкт-Петербурге.
— То есть санкции на вас никак не повлияли?
— Повлияли. Микропроцессоры, которые мы используем в приборах, — импортные, мы покупаем их в Китае. Сейчас, как и подавляющее большинство компаний, перенастраиваем логистические цепочки — тяжелый, но выполнимый труд. Никакой паники нет. Более того, у нас серьезные планы по развитию компании.