Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Все оттенки дорогих денег

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
В условиях высокой банковской ставки предприниматели ищут и находят альтернативные инструменты финансирования своих проектов. В любых случаях ресурсы на развитие бизнеса получаются дорогими

Повышение ключевой ставки повлияло на малый бизнес, который активно пользовался банковскими кредитами. Многие ищут альтернативные источники финансирования. Предприниматели говорят, что инструментов привлечения денег в бизнес стало больше — к традиционным банковским займам прибавились финансовые услуги от маркетплейсов, получили распространение краудфандинг (коллективное финансирование), краудинвестинг (инвестирование в компании за счет покупки их ценных бумаг), и краудлендинг (займы под финансирование проектов, размещенных на инвестиционных платформах). Впрочем, куда ни кинь — всюду дорого, резюмируют бизнесмены, получившие опыт привлечения «альтернативных» денег. Исключение составляют государственные льготные займы, но их мало.

В условиях дорогих финансовых ресурсов малые компании делают упор на модели работы, позволяющие развиваться без заемных средств или сократить объем привлекаемых с рынка денег. О гибкости малого бизнеса в подходах к поиску ресурсов для роста и моделей развития — в материале РБК Петербург.

Краудлендинг: банк откажет, а платформа пустит

Краудлендинг — это коллективное кредитование по договору займа, где заемщик — малый и средний бизнес, а кредитором/инвестором может быть любое физическое лицо, пишут «РБК. Инвестиции». Для частного инвестора такой способ финансирования отличается условиями договора: он не получает долю в капитале или дивиденды. Вместо этого кредитор зарабатывает на процентах, под которые выдает бизнесу заем.

Платформы для краудлендинга можно считать виртуальным местом встречи бизнеса-заемщика и потенциальных кредиторов в лице частных инвесторов. Первые приходят сюда за займом на нужды проекта, а вторые — чтобы сохранить или приумножить свой капитал.

Луиза Александрова, председатель Союза организаций бизнес-ангелов (СОБА), говорит, что краудлендинг создан для тех, «у кого уже есть поток выручки и история», но они еще не достаточны для банковского финансирования. «Банк им откажет, а платформа, возможно, пропустит», — объясняет Александрова. Платформы проводят серьезный скоринг (кредитный скоринг — анализ рисков при выдаче кредитов — Прим. ред.). Не так много компаний получают одобрение — ведь инвестиции ничем не гарантированы, кроме проверки качества бизнеса, продолжает Луиза Александрова. «Для компаний это отличная возможность привлечь финансирование, для инвесторов — все-таки высокий риск. В кредитах и займах — чуть меньшие риски невозврата инвестиций, чем вложения в имущество компании, но выдача кредитов без залогов все равно рискованна», — уверена эксперт.

Платформы для краудлендинга можно считать виртуальным местом встречи бизнеса-заемщика и потенциальных кредиторов в лице частных инвесторов

В последнее время практика платформ меняется в пользу большей лояльности к стартапам, что хорошо для молодых компаний, но плохо для самих платформ, считает Александрова.

«Вижу тенденцию, что платформы выводят стартапы, за которыми пока и нет готового продукта, и оборот маленький. С точки зрения рынка, это плохо, так как в перспективе приведет к большим убыткам инвесторов и, соответственно, испортит репутацию привлекательной бизнес-модели, охладит отношение инвесторов к такому методу инвестирования. А жаль, так как на ранних стадиях развития компании источников финансирования для нее крайне мало, и платформы краудлендинга — один из немногих доступных».

Как поясняет Луиза Александрова, главный вопрос в привлечении финансирования — это стадия, на которой находится компания. «Молодая компания, до полугода жизни, может даже не заходить в банки, это бесполезно. Но даже если вы почему-то получите кредит, то ежемесячные платежи с возвратом части основного тела кредита станут серьезной нагрузкой. У многих компаний есть циклы оборачиваемости капитала, и удобнее брать кредит с выплатой только процентов, а тело кредита выплачивать в конце срока такого цикла», — говорит эксперт. Краудлендинговые платформы пользуются популярностью в том числе потому, что условия займа можно сделать удобными для заемщика, поясняет она. При этом, существуют краудинвестинговые платформы, которые предлагают компаниям акционироваться и привлекать инвестиции через продажу акций. При этом не обязательно быть крупной компанией, то есть этот механизм тоже доступен малому бизнесу.

Гранты от Минпромторга также можно рассматривать как финансовую помощь предпринимателям. «Но если ваша компания имеет уже 3–5 млн рублей оборота в месяц и готовый продукт, то для таких компаний есть венчурные фонды. Фондов сейчас становится все больше, и они активизировались в последнее время — им не во что инвестировать. Для тех, кто вышел на 3–5 млн рублей оборота, есть широкий спектр инвесторов», — говорит Александрова.

Факторинг от маркетплейсов

В качестве более надежного варианта привлечения средств новыми малыми предприятиями можно назвать финансирование от маркетплейсов. Площадки, через которые налаживают сбыт все большее количество малых компаний и микро-предприятий, стремятся сами стать отчасти банками и предлагают своим многочисленным селлерам возможности финансирования. Ближе всего эти механизмы к банковскому факторингу (займы под будущие платежи клиентов), отмечают предприниматели.

«У маркетплейсов есть такие варианты предоставления денег для постоянных продавцов, как «деньги на закупки», «кредитование» и «деньги до продаж», то есть, фактически они дают деньги под залог продукции, которая находится на их складах. И не надо возиться с банковским оформлением, поручительствами, залогом», — говорит Тамерлан Балаев, генеральный директор компании «Инновационные косметические технологии».

«Мы сейчас в случае необходимости берем краткосрочные кредиты прямо на Озоне, — рассказывает Тамерлан Балаев, — Фактически это получается как факторинг. Дорого. Конечно, у нас есть нужда в недорогом кредите на оборудование, для собственного производства, но пока обходимся заказами готовой продукции на аутсорсинге».

Предприниматель уточняет, что, если сравнивать с факторингом банков, ресурсы маркетплейсов обходятся бизнесу не дешевле. Подобные программы есть и у Wildberries, и у Мегамаркета.

Сначала продажи: как действовать без займов и инвестиций

Далеко не всегда малый бизнес на старте ищет сторонние средства на запуск. Иногда он начинает с отработки продаж, чтобы обходиться без заемных денег.

Так, Светлана Андроникова, генеральный директор ООО «Сорока проджект» (выпускает кокосовые десерты), считает, что начинающее предприятие на этапе старта может обойтись без привлечения инвестиций и кредитов. «Часто бывает, что сначала производят продукт, а потом начинают думать, как его продать, — говорит Светлана Андроникова. — У нас всегда сначала продажи, и есть контрактное производство, готовое обеспечить необходимый объем. Мы развиваемся без привлечения внешних инвестиций. Выстраиваем продажи и под планируемый оборот производим продукт. Мы не работаем «на склад» — поясняет она и добавляет, что такая схема работы как раз и позволяет обходиться без заемных средств.

Далеко не всегда малый бизнес на старте ищет сторонние средства на запуск. Иногда он начинает с отработки продаж, чтобы обходиться без заемных денег

Компания начинала c небольшого кондитерского цеха, и по мере того как продажи росли, наладила работу с двумя производствами. «Теперь мы выдаем техническое задание, разработанное нашим технологом, и контрактное производство выпускает продукт по нашей рецептуре в нашей упаковке. Мы оплачиваем сырье и производственные затраты», — говорит Светлана Андроникова.

Если рассчитать окупаемость затрат с учетом привлечения инвестиций или кредитных средств, то становится понятно, что выгоднее немного переплачивать контрактному производству, чем запустить собственное производство. Контрактные производства закладывают в цену свою маржу, но это все равно выгоднее, чем запускать свой цех.

«На этапе старта мы обходимся без вложений, которые необходимы при открытии производства: затраты на аренду или постройку помещения, покупку оборудования, подключение электричества. Это основные статьи расходов промышленных компаний, именно под это берут кредиты и потом годами ждут окупаемости», — говорит предпринимательница.

В целом, выпуск десертов на контрактном производстве обходится дороже на 15–20%, подсчитала предпринимательница. «Если считать от себестоимости сырья — отпускная цена в два раза дороже, а если считать с учетом аренды, содержания помещения, коммунальных расходов, оплаты труда сотрудников — то разница получается в 15–20%. Если мы бы привлекали кредиты — мы бы работали на выплату кредитов».

Брать кредиты, считает Светлана, возможно для компаний, которые вышли на определенные стабильные обороты, и есть повод задуматься об организации собственного производства для снижения затрат. Тогда можно брать кредит под четкий финансовый расчет. «Также у продукта должна быть достаточно высокая маржинальность — уверена предпринимательница. — Маржа дистрибьюторов 20–25%, банку — 20%, чтобы хватало и на выплату кредита, и на развитие компании».

Банки: привычная схема

Несмотря на высокую ключевую ставку, растущий малый бизнес продолжает пользоваться кредитами. Кирилл Гордеев, основатель сети «Забыли сахар» (33 точки в Петербурге, из них более 10 открыты за последний год), говорит, что даже сейчас компании удобнее пользоваться услугами банков и получать кредиты, чем привлекать частных инвесторов.

«У нас открыта кредитная линия уже много лет, и это лучше, чем привлекать частных инвесторов. Частные инвесторы по нашему опыту рано или поздно начинают вмешиваться в управление, производство, им кажется, что их опыт и видение важнее, и это может привести к остановкам в развитии. Поэтому мы предпочитаем кредиты, так спокойнее», — уверен предприниматель.

Частные инвесторы рано или поздно начинают вмешиваться в управление, производство, им кажется, что их опыт и видение важнее, и это может привести к остановкам в развитии.

Петербургская компания «Фармамед» специализируется на производстве готовых лекарственных средств и активных фармацевтических субстанций. Андрей Гомжин, генеральный директор ООО «Фармамед», отмечает, что повышение ключевой ставки для компании стало весьма болезненным, т.к. почти все заработанные деньги уходят на пополнение оборотного капитала.

«В основном это связано с огромными отсрочками платежа со всеми конечными покупателями (дистрибьюторами и аптечными сетями). В среднем 120–140 дней. И закупкой сырья и материалов, особенно за границей, за предоплату. Конечно, мы используем банковское кредитование, но у нас есть еще одна специфика — лекарственные средства и фармацевтические субстанции не принимаются банками в качестве залога как товары в обращении, как и большая часть оборудования из-за его специфики. Поэтому мы используем беззалоговые кредиты, что определяет их недостаточную величину. Программы льготных займов (от правительства — Прим. ред.) сильно выручают, но их недостаточно. Проблемы и задержки с платежами в Китай также усугубляют ситуацию, т.к. платежи, даже если проходят, зачисляются в срок до месяца», — делится Андрей Гомжин.

Заградительный характер

В нынешней ситуации с высокой ключевой ставкой кредитование, скорее, носит заградительный характер для развития бизнеса. «И в редких случаях предприятия могут использовать кредиты в качестве инвестиций для развития», — говорит Владимир Меньшиков, председатель НП «Союз малых предприятий», куда входит около 800 предприятий сферы торговли и общепита. Он говорит, что малому бизнесу, как правило, остаются традиционные варианты — накопил, взял в долг у родственников и друзей. «Городской фонд микрофинансирования также предлагает хорошие условия для начала нового бизнеса — 5% для торговли. Но при этом надо уже показывать обороты, то есть, это не совсем для начинающих. Кредиты будут нужны, если к уже существующему компания открывает новые направления или дополнительные виды бизнеса», — уверен Меньшиков.

В редких случаях предприятия могут использовать кредиты в качестве инвестиций для развития. Малому бизнесу, как правило, остаются традиционные варианты — накопить, взять в долг у родственников и друзей.

Между тем есть малый бизнес, который принципиально не пользуется кредитами.

«Мы не пользуемся кредитами, развиваемся на собственные средства, — говорит Михаил Гусейнов, совладелец сетей «Чайникофф» и «Чайная ложка». — И думаем так: если банки за вклад платят 16–20% годовых, и у вас есть временно свободные 3 млн рублей, может, просто положить их в банк и получать доход? Пусть капает. Строить развитие компании на кредиты в 20% годовых — это нереально. Сколько тогда должен приносить бизнес? Ведь ситуация может пойти не по плану. Я уверен, что многие хотели бы начать бизнес, но, посчитав и взвесив, просто положат деньги в банк — пока такая высокая ставка».

Именно поэтому родственники и знакомые по-прежнему являются традиционными источниками средств для микро— и малого бизнеса.

Материалы выпуска
Экспертиза Наследство и наследие: преимущества ЗПИФа для бизнеса
Экспертиза «Развитие технологий в сельском хозяйстве – необходимость»
Экспертиза «Сыграть на подчеркивание маскулинности»
Экспертиза «Главное — оставаться с растущим перспективным клиентом, идти за ним»
От первого лица Дмитрий Ялов: «Есть макроэкономические риски, но промышленность вырастет»
Экспертиза «Мы стали площадкой, где принимаются стратегические решения для страны»
Экспертиза Целевые фонды: новые возможности для семейных инвестиций
Рыночный расклад Финансы для промышленного роста
Тенденции Медицинский туризм меняет направления
Экспертиза К спорам с государством лучше готовиться заранее
Экспертиза «Чем крупнее бизнес, тем активнее он смотрит в сторону медиации»
Тенденции Споры с государством в суде и вне суда: как и к чему готовиться бизнесу
Тенденции Гавани без моря
Инновации «Проще робота купить»: зачем производства переходят на новые технологии
Решения Все оттенки дорогих денег
Скачать Содержание
Закрыть