«Число дел по искам прокуроров об изъятии частных активов в пользу государства в последние два года неуклонно растет. По состоянию на 2024 год в открытых источниках есть информация о более чем 60 таких исков, поданных Генеральной прокуратурой. В обосновании требований надзорный орган указывает на нарушение ответчиками антикоррупционного или земельного законодательства, законодательства об иностранных инвесторах и незаконное установление иностранного контроля, либо на нарушение порядка приватизации.
В подавляющем числе дел суд удовлетворяет требования прокуратуры. На данный момент лишь два дела закончились в пользу ответчика. Это дела об изъятии активов «Хайдельберг цемент Рус» и «Сибирской энергетической компании», в которых Генпрокуратура самостоятельно отказалась от исков.
На данный момент можно отметить единую позицию судов всех инстанции в вопросах сроков исковой давности — с момента прокурорской проверки. Еще одна особенность таких дел заключается в том, что суды допускают применение положений ст. 235 ГК РФ, допускающей изъятие активов в доход государства, несмотря на отсутствие указанной нормы на момент вменяемых Генеральной прокуратурой нарушений.
Предъявление Генеральной прокуратурой исков об убытках к бывшим собственникам активов — еще одни нюанс формирующейся судебной практики.
Предъявление Генеральной прокуратурой исков об убытках к бывшим собственникам активов — еще одни нюанс формирующейся судебной практики
Иски об изъятии активов, как и об убытках к бывшим собственникам рассматриваются судами запредельно быстро. Еще один специфичный тренд таких дел — отказ суда во всех процессуальных ходатайствах ответчиков, которые зачастую физически не могут предоставить необходимый объем доказательств на дату судебного разбирательства.
Поэтому бизнесу лучше готовиться к таким спорам заранее, так как дела рассматриваются в одном заседании. Стоит проверить приватизационные документы и выстроить линию защиты, подготовить документы, подтверждающие добросовестность приобретения активов, а также собрать возможные косвенные доказательства того, что государство ранее подтверждало законность их приобретения.
Дальнейшая защита бизнеса в таких условиях сильно зависит от того, какую позицию сформулирует по подобной категории споров Верховный Суд РФ. Кроме того, важно, чтобы развивалась идея защищать добросовестных приобретателей имущества.
Минимизировать или разрешить такие споры в досудебном порядке на данном этапе невозможно, так как таких механизмов, по сути, нет. Однако с учетом выступлений представителей органов государственной власти, возможно, количество таких исков может постепенно сократится».