Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Мы стали площадкой, где принимаются стратегические решения для страны»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Гендиректор «ЭкспоФорум-Интернэшнл», президент Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) Сергей Воронков — об ожиданиях от экономического форума и перспективах развития конгрессно-выставочной индустрии в России

В июне 2024 года Петербург в 27-й раз принимает участников Петербургского международного экономического форума. В нем уже подтвердили участие представители более 110 стран и территорий. С 2016 года основные мероприятия ПМЭФ проходят в Конгрессно-выставочном центре «Экспофорум». О том, как площадка готовится к приему гостей, а также о ключевых трендах в конгрессно-выставочной индустрии и в сфере делового туризма — в интервью РБК+ Петербург рассказал генеральный директор компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков.

Новые формы сотрудничества

— С 5 по 8 июня в «Экспофоруме» проходит Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Каковы ваши ожидания от него?

— В первую очередь, Петербургский экономический форум должен собрать мнение и видение мировых экономических элит о том, что происходит, выработать общее понимание того, как двигаться дальше. Самое главное — зарядить всех оптимизмом в том, что это выполнимо. На повестке дня новый — многополярный — мирохозяйственный порядок, новые формы сотрудничества с соблюдением прав и национальных суверенитетов, и вопросы технологической независимости, и права, как раньше говорили, стран на самоопределение.

Мы ждем не меньше гостей, чем было в прошлом году, и точно больше с точки зрения иностранных делегаций.

— Насколько расширяется география участия в форуме?

— Сегодня всерьез говорят о том, что сформирован новый центр развития и активности вокруг стран БРИКС. У нас на глазах происходит формирование нового международного объединения, которое представляет 7 миллиардов из 8 живущих на планете Земля. Поэтому и количество стран, и количество делегаций, и количество международных контрактов, планируемых к подписанию на экономическом форуме, растет по всем характеристикам.

— Как к ПМЭФ готовится площадка «Экспофорума»?

— «Экспофорум» готовится предстать визитной карточкой города и страны. Для этого мы обновляем наше инженерное оборудование, проводим необходимые ремонты, меняем стекла, меняем дорожное покрытие, зеленые насаждения. Устанавливаем современные мультимедийные носители. На форуме будет работать новая система безопасности, а также система обеззараживания воздуха, которую мы начали применять в пандемию. В целом на техническое переоснащение направляется более 50 млн руб. Кроме того, к 10-летнему юбилею площадки мы завершим восстановление церкви Смоленской иконы Божией Матери.

— Какую программу на ПМЭФ представит компания «ЭкспоФорум-Интернэшнл»?

— Мы традиционно примем участие в мероприятиях ПМЭФ, посвященных развитию конгрессно-выставочной отрасли и делового туризма. Рассчитываем также подписать на ПМЭФ несколько соглашений о сотрудничестве, например, с Инженерно-технологической школой № 777 и Санкт-Петербургским политехническим университетом.

Кроме того, мы приурочили проведение нашего проекта «Иппосфера» к срокам проведения ПМЭФ. Одно из мероприятий спортивной программы ПМЭФ-2024 ‒ турнир по конкуру SPIEF Cup 2024 — пройдет 8 июня на площадке «Иппосферы». Также Фонд Росконгресс (организатор ПМЭФ) проведет трек Equestrian Discovery в деловой программе выставки.

— Какая связь между лошадьми и Международным экономическим форумом?

— Форум — это место встречи деловых элит. А все, что связано с лошадьми — ипподромы, спортивные соревнования, разведение породистых лошадей — это и хороший предмет экспорта, и хороший предмет для обсуждения. Это как высококлассные яхты или охотничьи сокола — предмет для общения элит, который сближает.

Коневодство — это неотъемлемая часть культурных традиций стран Ближнего Востока и Средней Азии. А для России конная индустрия — огромный недоосвоенный рынок с гигантским потенциалом и возможность создать в стране уникальный продукт для туристов из дружественных государств. Поэтому мы надеемся, что проведение «Иппосферы» совместно с ПМЭФ даст новый толчок выставке и добавит хорошие мероприятия для форума.

Свидетельство о рождении отрасли

— Вернемся от конной индустрии к конгрессно-выставочной. В апреле вы выступили с инициативами по развитию конгрессно-выставочной отрасли. Расскажите, пожалуйста, о ключевых из них.

— Я выступал перед президентом РФ с двумя ключевыми инициативами. Первая — это расширить возможности участия в российских выставках для малого и среднего бизнеса. С 2021 года объемы финансирования участия в российских выставках для малого бизнеса сокращаются. И нет единой скоординированной системы выделения этой помощи. По объему финансирования, если убрать Москву и Петербург, из регионов эти виды помощи получают 15-20 компаний максимум. Это 0,1% субъектов малого бизнеса. При этом опрос показал, что поддержка участия в выставках — это одна из самых эффективных мер. Поэтому мы предложили разработать единую систему мер поддержки, включая компенсацию не менее 50% затрат на участие в выставках.

— В чем заключается вторая инициатива?

— Принятие закона о конгрессно-выставочной деятельности, который бы систематизировал все наработки, которые есть, и придал бы отрасли официальный статус. Отрасль родилась, теперь нужно выдать ей «свидетельство о рождении». Нужно отрегулировать между собой более 40 нормативных актов, которые иногда противоречат друг другу. Необходимо законодательно определить терминологию, потому что сегодня под названием «выставка-ярмарка» понимается все, что угодно, от выставки в музее до торговой ярмарки у метро. Установить меры государственной поддержки по развитию инфраструктуры в регионах. Сегодня конгрессно-выставочные центры — это не просто площадки, где развивается экономика и пересобираются кооперационные связи и цепочки, это еще и институт социализации, где собирается общество, его разные социальные группы, вырабатываются новые общие смыслы, новые цели. Одна выставка «Россия» чего стоит, не говоря уже про конкурсы профессионального мастерства, культурно-патриотические акции. Поэтому территории должны быть обеспечены конгрессно-выставочными площадками по нормативам, так же как учреждениями культуры, образования, спорта.

Необходимо законодательно определить терминологию, потому что сегодня под названием «выставка-ярмарка» понимается все, что угодно, от выставки в музее до торговой ярмарки у метро

РСВЯ вел работу над проектом закона совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей и Министерством промышленности и торговли. Сейчас все вышло на финишную прямую. Осталось утвердить.

— Как вы оцениваете состояние конгрессно-выставочной деятельности в России и в Петербурге, в частности, по сравнению допандемийными временами?

— Мое предыдущее выступление перед президентом в поддержку отрасли было как раз в промежутке между окончанием пандемии и началом спецоперации. И мы как раз говорили о том, что это уникальный инструмент «народной дипломатии», мягкой силы для пересобирания экономики и работы с элитами. И за прошедшие два года отрасль просто «выстрелила». Только за 2023 год в России прошло более 1,5 тыс. выставок, на которых состоялось 55 млн встреч. Если бы не было выставок и конгрессов, эти встречи растянулись бы минимум на 5-6 лет. Нет другой альтернативы для построения новых кооперационных цепочек и связей, снижения импортозависимости, достижения технологического суверенитета. Поэтому и спрос на участие в конгрессах и выставках растет, поэтому и отрасль фактически восстановилась и по многим проектам превзошла уже показатели 2019 года. Для Санкт-Петербурга выставки также являются системообразующими в сфере делового туризма, 80% которого обеспечиваются участниками конгрессов и выставок.

За прошедшие два года отрасль просто «выстрелила». Только за 2023 год в России прошло более 1,5 тыс. выставок, на которых состоялось 55 миллионов встреч

Новый драйвер для туризма

— В чем значимость именно делового туризма для туристической отрасли города?

— Мы видим, что деловой туризм растет в два раза быстрее, чем даже внутренний туризм. То есть это самый растущий сейчас вид туризма. Деловые туристы приезжают в низкий сезон, оставляют в 4 раза больше денег и склонны к повторным поездкам — средний чек в 2023 году составил 157 тыс. руб. В прошлом году поступления в городской бюджет от делового туризма выросли на 14%. Его доля в общей структуре трафика увеличилась до 20%, но эти 20% туристов обеспечили 40% дохода отрасли.

В прошлом году поступления в городской бюджет от делового туризма выросли на 14%. Его доля в общей структуре трафика увеличилась до 20%, но эти 20% туристов обеспечили 40% дохода отрасли

Один из вызовов, который стоит перед туризмом на сегодняшний день, связан с иностранными туристами, потому что традиционные регионы ушли, а новые пока еще не пришли. Логистика не развита, лететь далеко. Кроме того, в регионах Латинской Америки или Азии платежеспособный спрос намного ниже, чем в Европе. Его формирует в основном элита, бизнес — именно те люди, которые приезжают на конгрессы и выставки, в деловые командировки. Это наша целевая аудитория, которую мы должны сюда вытащить через деловой туризм.

— В одном из интервью вы говорили о новом формате деловых поездок — bleisure-туризме. Как это работает?

— Bleisure — новый глобальный тренд в сфере делового туризма (сокращение от слов business и leisure — бизнес и отдых). Bleisure-туристы в одной поездке совмещают деловые обязательства с досугом. В России в 2023 году количество bleisure-поездок выросло на 30%.

В России в 2023 году количество bleisure-поездок выросло на 30%

Обычно человек за время командировки совмещает деловую программу с посещением культурных объектов, экскурсий и так далее. Либо он приезжает и остается на выходные, иногда с супругой или с супругом. И эта форма туризма набирает обороты — 85% туристов говорят, что они хотели бы совместить деловую поездку с культурно-познавательной.

— Нужен ли bleisure-туристам специфический продукт?

— Безусловно, нужны продукты, адаптированные под потребности bleisure-туристов. Если человек совмещает культурный отдых с деловой поездкой — это рваный график, это «окошки», которые нужно заполнять необычными экскурсиями, потому что в обычные он может просто не вписаться. Например, он освобождается только вечером, когда классические музеи не работают. Нужны программы для сопровождающих лиц, чтобы, например, супруга могла интересно провести время днем, а вечером бы семья объединилась.

Или, к примеру, Петербург все знают как гастро-столицу. Значит, можно предложить проведение деловых завтраков или ужинов, на которых люди смогут совместить бизнес-цели и знакомство с гастрономической культурой. Для всего этого требуется интересное предложение, возможность бронирования, расчет логистики.

То есть это абсолютно новый турпродукт с адаптацией под конкретные дни приезда, под конкретное свободное время, конкретный платежеспособный спрос.

— В октябре конгрессно-выставочному центру «Экспофорум» исполняется 10 лет. С какими итогами вы подходите к этой дате?

— За эти 10 лет наша площадка стала центром притяжения жителей и гостей города наряду с ключевыми достопримечательностями Петербурга, в том числе газпромовским «Лахта центром», драйвером развития территории. Фактически «Экспофорум» на юге, а «Лахта центр» на севере образуют ось нового развития.

В Экспофоруме прошло более 1,5 тыс. мероприятий, комплекс посетили свыше 10 млн человек. Мы стали площадкой, на которой принимаются стратегические решения по развитию страны и мира.

— Есть ли планы по расширению площадки?

— Да, мы подходим к пику загрузки, многим нашим мероприятиям уже не хватает пространства из трех павильонов (площадью 13 тыс. кв. м каждый) и большого пассажа. Мы выходим на показатели в более чем 200 мероприятий в год и свыше 1,5 млн посетителей. Для таких масштабов нужно больше пространства. Соответственно, обсуждается строительство второй очереди комплекса. Именно на ее территории, вероятнее всего, появится новая станция метро, уже включенная в Генплан Санкт-Петербурга.

Экспертиза Целевые фонды: новые возможности для семейных инвестиций
Материалы выпуска
Экспертиза Наследство и наследие: преимущества ЗПИФа для бизнеса
Экспертиза «Развитие технологий в сельском хозяйстве – необходимость»
Экспертиза «Сыграть на подчеркивание маскулинности»
Экспертиза «Главное — оставаться с растущим перспективным клиентом, идти за ним»
От первого лица Дмитрий Ялов: «Есть макроэкономические риски, но промышленность вырастет»
Экспертиза «Мы стали площадкой, где принимаются стратегические решения для страны»
Экспертиза Целевые фонды: новые возможности для семейных инвестиций
Рыночный расклад Финансы для промышленного роста
Тенденции Медицинский туризм меняет направления
Экспертиза К спорам с государством лучше готовиться заранее
Экспертиза «Чем крупнее бизнес, тем активнее он смотрит в сторону медиации»
Тенденции Споры с государством в суде и вне суда: как и к чему готовиться бизнесу
Тенденции Гавани без моря
Инновации «Проще робота купить»: зачем производства переходят на новые технологии
Решения Все оттенки дорогих денег
Скачать Содержание
Закрыть