«Сейчас на наших глазах происходит децентрализация Петербургской агломерации. Мы видим, как привычные для Петербурга функции начинают распределяться по перспективным локациям, поэтому города-спутники Всеволожск, Гатчина, Пушкин становятся новыми центрами не только культурно-туристической, но также деловой и общественной жизни.
По большей части локации у КАД, которые застраивались последние 20 лет, уже развиты. В Мурино, Буграх, Кудрово практически не осталось свободных участков под застройку, поэтому девелоперы сейчас находят новые точки притяжения. Одним из приоритетных направлений развития на ближайшие 30 лет вероятнее всего станет южная граница Санкт-Петербурга с Ленинградской областью — от Красного Села до Пушкина и Павловска.
Здесь есть потенциал для развития туризма. Например, тут расположены Дудергофские высоты — одно из красивейших мест в Петербурге и области, которое способно притягивать интерес и на федеральном уровне. Юг агломерации становится точкой притяжения бизнеса, тут появляются заметные объекты, например горнолыжный курорт, развиваются средние и малые производства, планируются новые кампусы университетов.
При этом территория будущей застройки практически ничем не обременена. Развивать эту локацию будет проще, чем городскую, но это все равно требует особого внимания всех участников этого процесса.
Так, покупатель жилья в Петербургской агломерации рассчитывает на возможность доехать из своего района до центра города во временном промежутке от часа до 1 часа 15 минут. Вопрос развития транспортной инфраструктуры региона, в том числе магистральных автодорог и рельсового транспорта, как представляется, должен решаться в симбиозе федеральных, региональных органов власти и девелоперов. Финансовая модель проектов развития новых территорий просто не позволяет девелоперам брать на себя дополнительную и столь весомую финансовую нагрузку, особенно в условиях эскроу-финансирования.
Важно укрепить существующий транспортный каркас, реализовывать крупные трассы городского значения, которые возводятся в большинстве случаев за счет бюджета, усиливать его путем строительства инфраструктуры для легкорельсового транспорта с привлечением частного финансирования.
Децентрализация в агломерации продолжит усиливаться, а функции локаций будут укрепляться: начнут открываться научные кластеры, популяризируется туризм выходного дня, будет развиваться light industrial.
Сейчас идеального механизма взаимодействия между девелоперами и региональными органами власти в создании инфраструктуры новых районов нет, но есть опыт Москвы, на который стоит обратить внимание».