«Пригороды Санкт-Петербурга очень разнообразны — от классических Павловска и Петергофа до относительно новых территорий Мурино и Новосаратовки. К пригородам относятся как районы города, так и области. Это многообразие позволяет создавать кварталы доступного жилья для молодежи и более камерные проекты для размеренной жизни. Однако гармоничное развитие этих локаций возможно при синхронизации строительства жилья и инфраструктуры — прежде всего, инженерной, дорожной и социальной. И усилий только девелопера для этого недостаточно.
Драйвером роста может стать строительство метро, крупных точек притяжения, например, образовательных или промышленных кластеров. Сейчас, например, идет строительство Широтной магистрали скоростного движения (она же Восточный скоростной диаметр) — полагаю, она даст серьезный стимул для развития таким направлениям, как Всеволожск и Янино.
Сегодня наиболее активное развитие пригородов идет в южном направлении, где реализуется большое количество проектов комплексного развития территории (КРТ). Проекты КРТ — это хорошая возможность для девелопера создать действительно интересную территорию. Здесь можно еще на старте заложить концепцию, которая будет учитывать все потребности будущих жителей, предусмотреть общественную, социальную, образовательную, спортивную инфраструктуру, зеленые зоны.
Одна из перспективных территорий к югу от города — это Новосаратовка, где уже реализуется два крупных проекта — «Южная Нева» и «Невская Долина». Здесь есть все предпосылки к развитию. Объект притяжения — Невский лесопарк, который обеспечивает экологическую составляющую. Транспортная инфраструктура — 10 минут на автомобиле до КАД, 30 минут до аэропорта «Пулково». В планах также строительство новой дороги Колтуши — «Невская Долина» и запуск трамвайной ветки, а в новом Генеральном плане Свердловского поселения, к которому относится Новосаратовка, отмечена будущая станция метро.
Для создания по-настоящему качественной жилой среды на новой территории нужно, чтобы эти планы были реализованы. А для этого нужны скоординированные усилия девелопера и региональных властей. В частности, в компании «Самолет» разработаны собственные стандарты, в соответствии с которыми проектируются и строятся кварталы. Они регламентируют архитектуру зданий, которая не потеряет свою актуальность с годами, благоустройство территории, отделку и другие опции. Власти, со своей стороны, также предъявляют определенные требования к наполнению проекта. Так, в прошлом году на ПМЭФ «Самолет» подписал соглашение с правительством Ленинградской области о строительстве 2,3 млн кв. м жилья до 2032 года. Важным условием соглашения стало обязательство компании возвести 13 детских садов на 3,4 тыс. мест и восемь школ на 8,3 тыс. мест, а также сопутствующую инженерную и дорожную инфраструктуру.
Еще одно немаловажное условие для развития новых территорий — наличие свежих идей, их коллаборация с теми, кто пишет нормативы, и с теми, кто строит. Только все это в комплексе может создать идеальный проект для города и пригородов. Поэтому нам очень интересно, что делает команда Форсайта РБК для Новосаратовки. Сейчас разрабатывается мастер-план всей территории. И нам важно, чтобы будущая застройка органично вписывалась в окружающую среду. Я думаю, что форсайт поможет даже не столько нам, сколько всему району поселения Новосаратовки именно с точки зрения комплексного развития среды».