«Границы Ленобласти и Петербурга стираются все больше. Но делая шаг в пригород, люди сталкиваются с факторами, которые идут далеко не в плюс жизни за пределами мегаполиса. Что мы можем увидеть на некоторых территориях сейчас — это хаотичная, а близ КАДа и весьма плотная застройка, без единой концепции, продуманного облика, но что гораздо важнее — без согласованной заранее инфраструктуры. На фоне этих минусов сходят на нет и все преимущества.
Да, это вызов, но менять ситуацию возможно. Каким образом — рядом с домами нужно сразу создавать все необходимые инфраструктурные объекты. Еще один важный фактор — время. Дорога до города не должна занимать у жителей слишком много времени, утомлять, человек не должен терять по несколько часов своей жизни в пути.
И в контексте этой проблемы мы приходим к необходимости совершенствования документов, которые касаются градостроительной политики. Чтобы с учетом развития территории развивалась и инфраструктура. Причем не после строительства жилья, а одновременно. А дорожная — и вовсе заранее, чтобы на пригородных территориях присутствовала какая-то концепция развития, определенный стиль.
Если мы говорим о большой пригородной застройке, нужно предусматривать и места для производственных зон, коммерческих территорий. Почему это так важно? Для создания рабочих мест, снижения маятниковой миграции, чтобы люди могли работать не в 50 километрах от дома, а рядом с ним.
Нельзя не сказать и о значении объема инвестиций в пригородные жилые проекты. Безусловно, он играет весомую роль, решает многое, но не все. Главный принцип — в создании жилья вместе со всей инфраструктурой. И это будет оставаться актуальным и через 10, и через 20 лет.
Имеет значение и социальный портрет жителей пригородов. Девелоперы внимательно изучают этот вопрос еще на этапе выбора земельного участка. Мы смотрим: кто поедет в эту локацию, а затем разбираемся и думаем — а что мы можем дать людям, которые туда поедут.
Если мы возьмем жилье близ КАД, то же Янино или Кудрово, очевидно, что эти территории рассчитаны на одну аудиторию, а более отдаленные — на другую. И когда компания реализует удаленный проект на 100 тыс. кв. м, она должна понимать, что готова его полностью продать — найти то количество людей, которые готовы туда переехать. Можно сразу найти своего покупателя – тех, кто хочет поехать за город. А можно привлечь тех, кто пока не готов к этому шагу, создав тот продукт, к которому люди привыкли в городе.
Хороший шанс отработать такой подход — территория «Южное Сертолово», заявленная на форсайте РБК Петербург в 2023/2024 году. Она имеет уникальные преимущества — это и близость к Санкт-Петербургу, и прекрасный природный каркас — многообразие различных лесов и озер. Но вместе с тем на переднем плане стоит необходимость улучшения транспортного сообщения. И это обязательно надо учитывать студенческим командам при разработке концепции. Выборгское шоссе достаточно загружено, люди тратят много времени на стояние в пробках. Не хватает и новых точек притяжения. Если летом территория привлекает своими лесами и озерами, то в остальное время года о таком притяжении можно забыть.
Реализовать новые точки аттракции можно будет и на территории нового жилого комплекса, который наша компания возводит в этой локации. «Новая история» — это большой проект комплексного освоения на 200 тыс. кв. м жилья в микрорайоне Черная речка Сертоловского поселения. Здесь появятся детские сады, школа, торговые комплексы и прогулочные зоны. Это будет современный формат жилья — с системой «умной» инженерии, «умного дома», с зарядками для электромобилей на парковках. Это то, что можем сделать мы, и что зависит от нас. Но, конечно, нам бы хотелось, чтобы одновременно с нашим строительством улучшалась дорожная и транспортная инфраструктура. У команд же в рамках Форсайта есть возможность предложить свое видение развития территории в новых масштабных проектах девелопмента в петербургской агломерации».