#2 Форсайт РБК, 9 апреля
Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Единство планов

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Архитектор ГК «А101» в Санкт-Петербурге Елизавета Гречухина — об условиях благополучного развития новых агломерационных территорий

«Прилегающие к городу районы с юга и востока уже можно назвать не пригородами, а полноценными частями петербургской агломерации. Стоит также отметить, что города-спутники — Всеволожск, Гатчина, Пушкин, Красное Село — становятся новыми центрами не только туристической, но и культурной, а также деловой и общественной жизни. Именно сюда перемещаются функции, с которыми по объективным причинам перестает справляться исторический центр Петербурга.

Однако пока городская среда, которую мы видим в новых точках притяжения неоднородна. В первую очередь это выражается в разном уровне развития транспортной инфраструктуры. Важным является тот факт, что агломерация разделена между двумя субъектами федерации — Санкт-Петербургом и Ленинградской областью — и зачастую планы по строительству транспортных артерий заканчиваются там, где заканчивается граница города или области. Необходимо развивать законодательную базу для более эффективного взаимодействия этих территорий.

Но надо отметить, что развитие уже идет. Например, сейчас прорабатываются планы создания КАД-2, а также уже ведутся работы по проектированию Широтной магистрали скоростного движения (ранее ВСД). В 2023 году было подписано важное концессионное соглашение о возведении еще двух участков этой трассы в Ленинградской области: один — до Всеволожска, второй — к Мурманскому шоссе.

Последний проект смело можно назвать системообразующим для востока Петербурга и прилегающих районов Ленобласти. Как показывает практика, наличие такой магистрали в локации значительно повышает транспортную доступность, у местных жителей появляется быстрый альтернативный путь от дома до центра агломерации. Например, путь от Всеволожска до центральной части Петербурга может составить примерно 15-20 минут. Безусловно, это отразится на привлекательности девелоперских проектов в зоне притяжения магистрали, и еще сильнее обозначит переток покупателей квартир и коммерческих помещений из Петербурга. Также можно прогнозировать, что старт строительных работ каждого участка новой трассы повысит примерно на 10% и стоимость квадратного метра в соседних проектах, и темпы продаж в них.

На юге агломерации под конец прошлого года также произошло важное событие — запуск тактовых электричек. Теперь в час пик из Красного Села до Витебского вокзала можно доехать за 36-40 минут. Утром в будние дни поезда ходят с частотой в 15-30 минут, что сравнимо с автобусами. Тактовое движение электричек должно разгрузить Кингисеппское и Красносельское шоссе. Отмечу, что миграционные потоки все еще значимы для агломерации, несмотря на переезд крупного бизнеса в область, часть населения все еще работает в Петербурге.

Этот вопрос является ключевым для дальнейшего развития, ведь органичное освоение таких больших территорий возможно только общими усилиями девелоперов и органов власти сразу двух регионов. Строительство, фактически, новых городов требует новых транспортных и инженерных сетей — это большие инфраструктурные вложения, которые не умещаются ни в одну финансовую модель девелоперов, и возможны только с участием государства.

Однако важно на этом не останавливаться и прорабатывать другие способы укрепления транспортного каркаса. Например, стоит активнее развивать идею легкорельсового транспорта, в частности, проложить линии от одной из станций метро до Лаголово и Красного Села. А также соединять разный транспорт в системы, создавать удобные пересадочные узлы, по примеру Москвы, — где метро, МЦК и МЦД связаны между собой.

Девелоперы также работают над транспортными связями в своих проектах. Например, на центральной площади Лаголово ГК «А101» планирует создать круговую развязку. Такой подход к проектированию перекрестков снижает вероятность ДТП на 90%. Также важно, чтобы новые районы были органично увязаны с существующими природными, рекреационными, культурными объектами и соседними поселениями. Для этого Группа планирует связать пешеходным бульваром с велодорожками «А101 Лаголово» с Красным Селом и Виллози. Маршрут длиной почти 3 км пройдет вдоль Гатчинского шоссе. В планах развить сеть велопешеходных маршрутов, которые свяжут жилой комплекс с различными точками притяжения на территории: Дудергофскими озерами, памятниками архитектуры и эко-тропами. В жилом районе «А101 Всеволожск» появится созданный с нуля экомаршрут. Он соединит прогулочным треком внутренние зеленые зоны жилых кварталов с сетью существующих экотроп в заказнике Колтушские высоты. Протяженность маршрута составит более 10 км, основная часть пройдет по сосновому бору. Таким образом эти локации будут привлекать дополнительный трафик, в том числе туристический, а для жителей новых районов подобные объекты за счет повышения доступности становятся естественным продолжением городской среды.

Стоит отметить, что качество проектов в новых локациях существенно повышается. Это уже не те привычные спальные районы без рабочих мест, культурной и рекреационной составляющей. Перед девелоперами ставится задача по привлечению в районы бизнесов с целью создания мест приложения труда, в том числе условий для удаленной работы. Так, ГК «А101» планирует создать порядка 10 тыс. рабочих мест. Например, в «А101 Всеволожск» для жителей и гостей города появится крупный гастрокластер на 18 ресторанов и кафе. В «А101 Лаголово» помимо стрит-ретейла планируется развивать еще один формат — light industrial. Такая продуманная социальная и коммерческая среда, позволяет реализовать формат 15-минутного города, когда все необходимое – сад, школа, магазин, работа — находится в пешей доступности.

Все это важно учитывать в разработках города будущего в проектах форсайта РБК. «Приземленные» идеи конечного «потребителя города» помогут построить города будущего уже завтра».

Экспертиза Смещение на юг и «внедорожный» транспорт
Материалы выпуска
Решения Зерна нового девелопмента
Экспертиза Новые точки притяжения
Экспертиза Акцент на пространстве для жизни
Экспертиза Без балерин, но с кампусом: какие пригороды мы изобретаем?
От первого лица Малоэтажная жизнь
Экспертиза Девелоперы смотрят в будущее
Инструменты Транспортные воронки петербургской агломерации
Экспертиза Синергия мнений
Экспертиза Единство планов
Экспертиза Смещение на юг и «внедорожный» транспорт
Экспертиза Ключ к гармоничным пригородам
Решения Зеленые коридоры, вода и точки притяжения: как может измениться пригород
Экспертиза Не тратить жизнь в пробках: как изменить формат жизни под Петербургом
Инструменты Архитектурный форсайт РБК: взгляд в будущее пригородов Петербурга
Тенденции Шаг за город: как меняется формат загородного жилья в Петербурге
Содержание
Закрыть