От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

«Деликатная тема»: Владимир Морев – о сложностях цифровизации медицины

Кто может помешать цифровизации медицинских данных

Перевод медицинских данных в электронный вид справедливо считается одной из «прорывных» стратегических задач в развитии отечественной медицины. Многочисленные бонусы от решения этой задачи получили бы не только медучреждения, которые сегодня вынуждены хранить тонны бумажной документации, но и сами пациенты. Благодаря цифровизации сервис в поликлиниках поднялся бы на качественно иной уровень, избавив пациентов от необходимости собирать медицинские данные в бумажном формате и перемещать их от одного специалиста к другому. Однако помешать цифровой трансформации отрасли или как минимум существенно ее замедлить могут сами пациенты,  уверен главный врач частной медицинской клиники Владимир Морев.

Владимир Морев, главный врач частной медицинской клиники:

«Медицинские организации готовы работать с персональными данными пациентов, в том числе с данными, составляющими врачебную тайну, в виде электронных документов (электронная медицинская карта, журналы учета, и пр.) в пределах клиники. Вопросы появляются, когда возникает необходимость передачи этих данных в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИЗ) или при обмене данными между медицинскими и немедицинскими организациями (провайдеры, облачные хранилища, разработчики ПО для медицинских информационных систем). Кто будет нести ответственность в случае утечки данных пациентов на этом этапе?

Врачебное сообщество в данной ситуации целиком и полностью стоит на стороне пациентов. Мы можем выгружать эту информацию только с согласия пациента, поскольку сам факт обращения пациента за медицинской помощью составляет врачебную тайну. В связи с этим со стороны пациентов должно быть согласие на выдачу этих персональных данных.

«Сам факт обращения пациента за медицинской помощью составляет врачебную тайну. В связи с этим со стороны пациентов должно быть согласие на выдачу этих персональных данных».

На сегодня нет ни одной нормы федерального законодательства, которая бы принуждала физическое лицо давать согласие на обработку персональных данных, в том числе в электронном виде. Пациент не обязан давать согласие на обработку персональных данных, а организация не вправе требовать от него такого согласия. Более того, пациент может написать заявление о запрете на передачу персональных данных и данных, составляющих медицинскую тайну, в электронном виде в сторонние организации.

В ситуациях отказа обработка и передача персональных данных осуществляться не может, за исключением случаев, предусмотренных п.2. ст.11 ФЗ-152 «О персональных данных». Он предусматривает обработку биометрических персональных данных без согласия в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и при реализации международных договоров.

По нашей субъективной позиции, мы в этой истории не будем участвовать до того момента, пока не будет директивного указания (в виден нормативного документа), что это просто необходимо. Если со стороны наших пациентов будут поступать заявления об отказе передать их данные на подобные ресурсы, то, соблюдая врачебную тайну, мы будем отказываться от передачи данных. Вопрос оказания медицинской помощи, особенно в некоторых сферах, — тема деликатная. Не все пациенты готовы публиковать информацию о своих обращениях за медицинской помощью где-либо.

Мы обращаем внимание на то, как сами пациенты относятся к обработке персональных и медицинских данных. Далеко не все пациенты согласны предоставлять свою историю болезни для статистической обработки даже в обезличенном виде. Вообще многие люди внимательно относятся к подписываемым документам при обращении за медицинской помощью, что, на мой взгляд, хорошо. Если пациент внимательно читает документ перед тем, как его подписать (даже договор на оказание услуг), у него может возникнуть ряд вопросов по отдельным пунктам данного документа.

Если говорить о рисках при переходе на электронный документооборот, то я в первую очередь опасаюсь человеческого фактора, который может привести к утечке персональных данных. Во вторую очередь — некорректной передачи данных, некорректной обработки этих данных. Очевидно, что при «полном» переходе на цифровой документооборот, по запросу надзорных органов, судебным и следственным запросам мы будем обязаны предоставить в том числе документы и на бумажном носителе.

«Если говорить о рисках при переходе на электронный документооборот, то я в первую очередь опасаюсь человеческого фактора, который может привести к утечке персональных данных».

В настоящий момент частные клиники, активно используют цифровые документы. Обычно клиники имеют медицинскую информационную систему, которая позволяет вести запись приема пациентов, электронные медицинские карты пациентов. Хорошим примером перехода на электронный документооборот может служить система выдачи электронных листков нетрудоспособности фонда социального страхования (ФСС). Она достаточно надежная и удобная для медицинских организаций, работодателей и пациентов. В ней передаются данные четырех субъектов – ФСС, клиники, работодателя и пациента. Думаю, что при переходе на полный электронный документооборот в сфере здравоохранения, можно использовать этот пример».

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Инструменты Цифровое общество: распределение ролей
Материалы выпуска
Практика Цифровая депривация
Инструменты Технологии безопасности
От первого лица Цифровая медкарта
От первого лица Петербург цифровизируется с опорой на экспертное и гражданское сообщество
От первого лица «Деликатная тема»: Владимир Морев – о сложностях цифровизации медицины
Инструменты Цифровое общество: распределение ролей
Инструменты Цифровая инфраструктура
Инструменты Кадровый резерв для цифрового государства: поколение «большого пальца»
Инструменты Проактивные услуги
Практика Цифровое государство — это мы?
От первого лица Информационный мусор: какие риски создает масштабная цифровизация
От первого лица От контроля до зомбирования
Инновации Цифровизация школы: «неизбежное зло» или полезная добавка
Инновации Цифровые миры: лебедь, рак и щука
Инструменты Горизонтальная цифровизация
Содержание
Закрыть