Создание цифрового государства требует серьезной перестройки стека компетенций: к отраслевым, специализированным в последнее время добавились весьма серьезные скиллы в сфере цифровых технологий. Ими сегодня должны обладать даже те, чья деятельность напрямую не связана с технологиями, т.е. все — от бухгалтера и специалиста кадровой службы до преподавателя, врача и строителя. При этом эксперты уверены: некий перелом в сознании людей уже произошел, от отрицания и гнева большинство уже перешло к стадии принятия. Более того, распространение смартфонов и пандемия привели к тому, что мы все превратились в «поколение большого пальца». Минусы в этой трансформации, конечно, можно найти, но для цифровизации всех индустрий это несомненный плюс.
Цифровые потребности
О кадровом голоде в сфере цифровых технологий и нехватке цифровых компетенций говорят во всех отраслях. И это неудивительно: через цифровую трансформацию проходят многие предприятия и организации, и найти новые кадры, обладающие полным набором необходимых знаний, умений и навыков, непросто. По оценкам помощника президента России Максима Орешкина, озвученных на одной из международных IT-конференций, до 2025 года в нашей стране будет создано 3 млн новых рабочих мест в рамках программ цифровизации экономики и внедрения искусственного интеллекта.
Но проблема не только в том, что необходимо закрывать появляющиеся новые вакансии: цифровые скиллы становятся необходимы и на традиционных должностях. Так, по данным Росстата, за последние 5 лет в России в 1,3 раза увеличилось число организаций, использующих цифровые технологии. Почти 50% сотрудников в 2020 году использовали на работе персональные компьютеры. Доля организаций Ленобласти, использовавших интернет в коммерческих целях, превышает 75% — по этому показателю регион входит в топ-5 субъектов РФ.
Однако сами люди не слишком готовы к таким потребностям работодателей. По данным опроса ФОМ, проведенного в 2021 году, лишь 12% респондентов оценивают свой уровень владения компьютером как продвинутый, т.е. среди их скиллов — анализ информации, дизайн, работа с базами данных с использованием пакетов статистического анализа и т.п. На уровне использования текстовых редакторов и работы с таблицами остановились 37% россиян, а элементарным свой уровень считают 27% опрошенных. При этом никогда не пользовались компьютером 19% респондентов — правда, подавляющее число представителей этой категории — люди старше 60 лет.
Процесс подготовки кадров под новые реалии идет. Так, по данным опроса одного из отечественных медиахолдингов, только в сфере искусственного интеллекта (ИИ) уже работает пятая часть респондентов в возрасте до 30 лет, а половина либо учится, либо планирует учиться профессии, связанной с ИИ.
Готово продвигать цифровые скиллы и государство. Например, Минцифры России совместно с АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» в октябре-декабре проводят интенсив по развитию и оценке цифровых компетенций «Готов к цифре!». Масштабный просветительский проект «Урок цифры» — но уже для школьников — организуется АНО «Цифровая экономика» при поддержке Минцифры и Минпросвещения России в партнерстве с ведущими российскими технологическими компаниями.
На стадии принятия
Достаточно ли делается сейчас для устранения кадрового голода и потребности в новых компетенциях — большой вопрос. Но представители и бизнеса, и государства отмечают, что важный перелом уже произошел.
Заместитель генерального директора ФГБУ СЗОНКЦ им. Л.Г. Соколова ФМБА России Геннадий Орлов в рамках дискуссии Х Digital Forum РБК Петербург рассказал, что его опыт взаимодействия с молодыми врачами показывает отсутствие сопротивления распространению цифровизации: они еще не принадлежат к поколению, которое родилось со смартфоном в руках, но все равно активно используют цифровые технологии. «То есть принципиальный сдвиг парадигмы в сторону цифровизации в государственном здравоохранении точно произошел. Все готовы, надо только упорядочить и организовать», — добавляет Орлов.
По словам руководителя Центра электронного здравоохранения Санкт-Петербурга Алексея Архипова, в 2016-2017 годах, когда процесс цифровизации отрасли в Петербурге только запускался, были проблемы с готовностью медиков использовать технологии. Приходилось даже изучать опыт Москвы, где это направление начало развиваться раньше. «Сейчас глобальной проблемы с нехваткой цифровых компетенций нет. Много врачей в возрасте старше 60 лет пользуются компьютерами, и даже если возникают какие-то сложности, они не теряются», — рассказывает Архипов.
По оценкам экспертов, во многом изменить ситуацию помогло распространение смартфонов, да и цифровизация бытовых аспектов сыграла позитивную роль. Люди быстро привыкли к благам, которые дают технологии. Поэтому начали уделять все больше внимания мелочам, сравнивая государственные приложения с тем, что предлагают крупные цифровые компании — банки, телеком-операторы и т.д.
Представители бизнеса подтверждают тренд, но подчеркивают, что преодолели этот барьер раньше — лет 6-7 назад. В то время действительно приходилось при приеме на работу выяснять уровень владения компьютерными технологиями и при необходимости доучивать персонал своими силами, привлекая наставников из числа более опытных сотрудников, которых было немного.
В некоторых случая внедрение тех или иных решений по цифровизации приходилось сопровождать вводом бонусных программ, т.е. фактически стимулировать принятие новых цифровых инструментов деньгами. Сейчас же, как утверждают топ-менеджеры частных клиник, ситуация обратная: сотрудники сами просят внедрить то или иное решение, которое могло бы облегчить их жизнь, а наличие цифровых инструментов воспринимают как преимущество.
Любопытно, что в сфере здравоохранения цифровые компетенции повысились и у второй стороны — у пациентов. Во многом это процесс вынужденный, простимулированный коронавирусными ограничениями: например, вызвать врача госполиклиники на дом в Петербурге можно, только пообщавшись с цифровым ассистентом через Службу «122» или онлайн, а для взаимодействия с человеком придется дойти до медучреждения. И все же развитие цифровых навыков у пациентов налицо.
За пределами цифрового оазиса
Здравоохранение — не единственная отрасль, где развитие цифровых компетенций персонала идет полным ходом. К примеру, в сфере образования в период жесткой пандемийной изоляции цифра также стала единственным каналом взаимодействия педагогов и обучаемых. Даже тем, преподавателям, которые ранее не использовали цифровые технологии, пришлось научиться.
К примеру, в школах все учителя уже давно работают с электронными журналами, а в период пандемии, конечно, «цифровая нагрузка» существенно выросла. Справились с этим далеко не все. Директора школ, к примеру, на одном из круглых столов РБК Петербург рассказывали о том, что возрастные педагоги грозили уволиться, если дистанционный режим работы останется в арсенале навсегда. К тому же кадровый голод в школах настолько велик, кто наличие цифровых компетенций у претендента не находится на первом плане.
«Вопрос о том, владеет ли человек цифровыми технологиями, будет не первым, не вторым и даже не третьим из тех, которые я задам соискателю, так как это не является критическим фактором для приема на работу», — объяснял тогда директор Президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич.
В сфере транспорта ситуация тоже в целом благополучна. Эксперты Х Digital Forum РБК Петербург отмечали, что кадровый голод в отношении специалистов с цифровыми компетенциями, конечно, есть, но связано это в первую очередь с разработкой решений. Т.е. фактически речь идет о нехватке именно IT-специалистов.
При этом представители транспортной отрасли уверены, что приток квалифицированных кадров мог бы ускорить, к примеру, внедрение интеллектуальных транспортных систем — пока специалистов в этой сфере мало, а ввиду приближения эры высокоавтоматизированных транспортных средств потребность в развитии этого направления возрастает.
Где учить и как учить
Важный вопрос повышения цифровых компетенций — где и как учить. Если с новым поколением ситуация более-менее ясна, то с тем, что делать для переподготовки и повышения квалификации существующих сотрудников. С одной стороны, понятно, что расхожая фраза «сегодня каждый должен быть немного айтишником» не должна восприниматься буквально. Да, многим не-айтишникам знания и умения в области технологий необходимы, и зачастую даже программирование может потребоваться, к примеру, социологу или биологу. Однако в большинстве случаев необходимы прикладные цифровые скиллы: применение отраслевых инструментов, офисных программ, средств автоматизации базовых бизнес-процессов, интернет-приложений и т.д. Так что получать второе высшее каждому не придется.
С другой стороны, даже прикладные цифровые навыки надо каким-то образом получать. Геннадий Орлов видит максимальную перспективу в коротких курсах: подобное обучение должно осуществляться не в рамках магистерской программы, а как дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации. «При этом в курсе должно быть много самостоятельной работы и обеспечена возможность проходить обучение тогда и там, где это удобно — только в этом случае процесс максимально эффективным и полезным», — резюмирует Орлов.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.