Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Проактивные услуги

Станислав Казарин, вице-губернатор Санкт-Петербурга
Станислав Казарин, вице-губернатор Санкт-Петербурга (Фото: пресс-служба)
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин — о реализации экосистемного подхода в рамках целого города.

«Мы не автоматизируем процессы, не внедряем информатизацию. Мы формируем синергию: экосистемный подход, опирающийся на экспертное и гражданское сообщество, использующий платформенные решения и оптимизирующий процессы на основе бережливого управления проектами. Это создает новую организационную среду.

Мы привлекли более 145 экспертов со всей страны и из-за рубежа, создав таким образом колоссальный методологический ресурс, на основе которого мы работали. Вместе с экспертами из IT-компаний, органов власти, науки мы определили тренды цифрового развития до 2030 года. Из трендов мы сформировали инициативы развития разных сфер жизни города. На этой основе с коллегами из отраслевых комитетов выявили конкретные проекты для реализации Стратегии цифровой трансформации Санкт-Петербурга.

Мы считаем, что наши усилия будут адекватно восприняты и оценены петербуржцами, потому что сегодня жители Петербурга уже в высшей степени готовы пользоваться цифровыми сервисами. Многие вопросы, которые мы сегодня решаем с помощью цифры, стали привычными для людей — запись в школы, распределение летних путевок в детские лагеря, множество других вопросов осуществляется практически только в электронном виде. Минимальный процент жителей города пользуется устоявшимися каналами через МФЦ или через личный прием органов власти.

Мы активно создаем новые цифровые сервисы — чтобы жизнь людей сделать проще и удобнее. Это сервисы, которые связаны с нашей жизнью — как добраться на работу, в какое учебное заведение направить ребенка, как смотреть за его успеваемостью. Это более жизненные и часто более востребованные сервисы, чем госуслуги. Мы стремимся сделать тысячи таких сервисов — чтобы они окружали каждого жителя города, бережно поддерживали его существование, давали информацию. Это задача цифровой трансформации. Наш портал открытых данных, содержащий около 200 наборов полезных данных (энерготарифы, данные по всем домам города, обо всех зарегистрированных такси, транспорте, кадастре и многое другое) вызывает большой интерес как у жителей города, так и у тех, кто пытается построить бизнес на этих данных или просто использовать их в своем бизнесе. За прошлый год люди 200 тыс. раз обращались к этому порталу и скачивали какую-либо информацию. И мы видим большую перспективу развития этого ресурса.

Тысячи петербуржцев активно участвуют в проекте «Интерактивный бюджет для граждан». Суть проекта в том, что вы сами можете решить, на какие задачи конкретно вашего района, жилого комплекса можно потратить те средства, которые выделяются районной администрацией. Вот в следующем году у нас намечено 248 новых площадок, на которых пройдет благоустройство. Это большой федеральный проект «Комфортная городская среда». И по каждому из них люди могут взыскать свое мнение, свои пожелания, предложения о том, как бы они видели комфортную городскую среду применительно к своему месту жительства.

Не все цифровые услуги пока еще способны заменить традиционные форматы. Есть тяжелые с точки зрения коммуникации государственные сервисы. Например, это взаимодействие с ГИБДД, когда нужно осмотреть ваш автомобиль. Для этого вы должны приехать на площадку и вызвать инспектора. Но таких услуг не очень много. Сейчас примерно 70% услуг могут потенциально оказываться в удаленном формате. И государство постепенно переходит в такой режим — это проактивные услуги. Например, в сфере социального обеспечения, где много коммуникаций с пенсионерами и социальной службой, мы в ближайшие два года должны перейти к полностью бесконтактному взаимодействию. Если мы точно знаем материальное положение человека, степень его нуждаемости, понимаем, что человеку положена выплата, то можно осуществлять выплаты без дополнительных справок со стороны этого человека.

Мы всячески приветствуем инициативы бизнеса по созданию городских сервисов. Мы готовы для этого дать данные, которые есть у города. Хотя есть сложности с персональными данными — пока человек не согласится ими поделиться, мы их отдать не можем. Это первое. Второе — частично мы можем даже инвестировать городские средства в создание интерфейсов, которые позволят частным сервисам с нами взаимодействовать. И более того — мы считаем, что часть сервисов, которые сегодня предоставляются государством и городом, может взять на себя бизнес и сделает услуги более качественными. Это, например, все, что касается движения общественного транспорта. Мы все пользуемся известными приложениями от интернет-компаний. Город дает им данные движения транспорта, а они предоставляют сервис жителям. Это очень правильное и конструктивное сотрудничество.

Весьма активно бизнес участвует в наполнении сервисами программы «Умный город». Это очень многовекторная, многогранная программа. Она, например, затрагивает инфраструктуру ЖКХ. Львиная доля жилого фонда находится в частной собственности и это предмет коммуникации жителей с управляющими компаниями. Какие требования люди выставляют к управляющей компании, так она и будет тратить средства, которые собирает с жильцов. Возникает управленческий симбиоз — включить полив внутридомового сквера, перевести в какой-то другой режим домовую систему и т.д. Здесь огромный потенциал и любые инициативы по этому поводу нами изучаются. Другое дело, что крупные застройщики, когда формируют целый квартал — они сразу предусматривают эту инфраструктуру у себя. Что касается исторического центра, то здесь сложнее, здесь каждый дом уникален и как правило взаимодействие с управляющими компаниями тоже уникальное.

Частная инициатива помогает нам решать городские задачи — как минимум, сохраняет бюджетные деньги, поскольку коммерсанты создают интерфейсы для жителей за свой счет. И что еще важнее — поддерживают их в актуальном состоянии, обеспечивают техническую поддержку, что намного тяжелее, чем создать новый интерфейс. Я считаю, что до половины затрат, связанным с созданием таких вот интерфейсных элементов, мобильных приложений, чат-ботов, коммерческий сектор мог бы взять на себя в проекте «Умный город».

Несколько слов о безопасности, сохранении персональных данных граждан. Это очень важная и болезненная проблема, неизбежно возникающая при цифровой трансформации. С одной стороны, никому, конечно, не нравится, когда данные кредитных карточек утекают из какого-то интернет-магазина, или из биллинговой системы какого-нибудь кол-центра. Но, с другой стороны, многие люди рассказывают о себе в социальных сетях гораздо больше, чем они сообщили государству и коммерческим структурам. Мы требуем, чтобы государственные системы все бережно хранили, но при этом выкладываем в открытый, по сути, доступ фотографии своих детей, дома, как мы провели отпуск — то есть, создаем пространство, чтобы максимум людей знали наш распорядок, среду нашего обитая, место, где учатся наши дети, объем наших доходов, что мы покупаем, на каком такси ездим и так далее.

Поэтому, если мы говорим о сохранении персональных данных, надо, чтобы был баланс между тем, что мы сами рассказываем о себе и что требуем с точки зрения безопасности от государственных структур. Надо всем соблюдать информационную гигиену. В попытке поделиться со всем миром своей жизнью не забывайте, что это сильно раскрывает данные, которые мы же обязываем государство защищать».

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Практика Цифровое государство — это мы?
Материалы выпуска
Практика Цифровая депривация
Инструменты Технологии безопасности
От первого лица Цифровая медкарта
От первого лица Петербург цифровизируется с опорой на экспертное и гражданское сообщество
От первого лица «Деликатная тема»: Владимир Морев – о сложностях цифровизации медицины
Инструменты Цифровое общество: распределение ролей
Инструменты Цифровая инфраструктура
Инструменты Кадровый резерв для цифрового государства: поколение «большого пальца»
Инструменты Проактивные услуги
Практика Цифровое государство — это мы?
От первого лица Информационный мусор: какие риски создает масштабная цифровизация
От первого лица От контроля до зомбирования
Инновации Цифровизация школы: «неизбежное зло» или полезная добавка
Инновации Цифровые миры: лебедь, рак и щука
Инструменты Горизонтальная цифровизация
Содержание
Закрыть