Автоматизация — будущее экономики, в которой роботы заменят значительную часть линейного персонала: такой прогноз уже около десяти лет звучит применительно к российскому рынку. Тем не менее, до последнего времени планомерным внедрением трудосберегающих технологий занималась небольшая доля передовых компаний. Сейчас, на фоне резко возросшей стоимости труда и нехватки персонала, повышение уровня автоматизации стало острой необходимостью практически во всех отраслях, от торговли до производства. Какие отрасли и компании Санкт-Петербурга приступили к внедрению новых технологий и в каких случаях труд человека нельзя заменить умной машиной — обсуждали участники круглого стола «Автоматизация и переквалификация: как эффективно ответить на дефицит персонала», организованного РБК Петербург.
Дело не в яме
В качестве причин значительно возросшей потребности в персонале подавляющее большинство экспертов называли демографическую яму, контуры которой обозначились в 90-е годы прошлого века, и миграционные процессы, изменившиеся в последние два года. Между тем, по оценкам главы Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрия Чернейко, более значимую роль в образовании сегодняшней нехватки кадров играет год от года растущее количество индивидуальных предпринимателей и самозанятых — людей, работающих «на себя», рост популярности удаленной и дистанционной работы и неизжитые проблемы трудоустройства на крупных предприятиях — основных потребителях дефицитных категорий персонала. Например, зарплаты ниже рынка и недостаточная эффективность труда.
«Многообразие форм занятости ставит перед работодателями совершенно новые вопросы. Сейчас требуется другая производительность труда и смена взгляда на мотивацию и восстановление сил работников. Рынок труда переходит на качественно новую ступень развития, на которой действовать по старинке не получается, традиционные подходы к кадровому менеджменту, например, когда процесс трудоустройства на предприятия «оборонки» занимает 2-3 месяца, перестают работать. Нужны новые решения, нужно преодолевать инерцию мышления. Автоматизация является важной частью этих изменений, поскольку помогает увеличить производительность без привлечения нового персонала и предложить сотрудникам более интересный труд», — уверен Дмитрий Чернейко.
Для петербургских компаний тотальная автоматизация — необходимость, согласен заместитель генерального директора по маркетингу и развитию ГК «Взлет» Борис Лапенок. «Автоматизация и роботизация поможет предприятиям Санкт-Петербурга решить сразу две проблемы: серьезную конкуренцию за персонал с предприятиями ВПК и нехватку молодых специалистов», — уверен он.
Первые проекты
В Санкт-Петербурге одними из пионеров автоматизации стали быстрорастущие компании — представители самых емких с точки зрения трудовых ресурсов отраслей: логистики, ретейла и строительства. Так, одна из крупнейших российских логистических компаний, СДЭК, несколько лет назад в значительной степени автоматизировала работу курьеров: для них создано мобильное приложение, которое позволяет выбирать оптимальные маршруты поездок и прогнозировать доставки, рассказывает директор территории Санкт-Петербург и Северо-Запад СДЭК Надежда Тайц.
Однако поводом для реализации самого масштабного в истории компании проекта автоматизации послужил не кадровый дефицит, а необходимость экономии складских площадей в Санкт-Петербурге. «Нужно было решение, которое позволило бы справиться с сортировкой отправлений на очень малой площади — всего 1,25 тыс. кв.м. Выход нашелся только один — роботы. На складе на Софийской улице поставили сортировочный комплекс на 95 машин — впервые в истории современной европейской логистики. Это позволило перевести на автоматическую сортировку или предсортировку 71% отправлений», — вспоминает Надежда Тайц.
Линия заработала 1 декабря 2022 года, и благодаря ей компании удалось повысить производительность труда за год на 33%, что, по оценке Надежды Тайц, является «уникальным качественным результатом». Этот опыт СДЭК намерен масштабировать на отделения в других городах, также в планах компании — автоматизировать сортировку негабаритных грузов.
Предприятия розничной торговли Санкт-Петербурга также активно занимаются автоматизацией различных процессов. Например, компании, занятые в торговле продовольственными товарами, уже давно оптимизируют кассовые зоны, устанавливая кассы самообслуживания. В ближайшее время на этот путь встанут и магазины DIY — запуск пилотного проекта готовит сеть «Максидом». «В нашем формате — DIY — главная сложность в таком проекте — негабаритный и тяжелый товар, который не всегда можно положить или поднести к считывателю штрих-кода, — объясняет совладелица компании «Максидом» Мария Евневич. — Мы не планируем полностью переходить на кассы самообслуживания, многие люди по-прежнему предпочитают взаимодействовать с кассиром. Сейчас мы запускаем пилотный проект в рамках одного магазина на четыре кассы. В случае его успешности, естественно увеличим количество касс во всех магазинах сети. На одну обычную кассу нужен один кассир в смену, а один контролер может обслуживать 4-6 касс, что, естественно, снизит потребность в персонале».
При этом, уточняет Мария Евневич, офлайн магазины ограничены в возможностях автоматизации и роботизации многих процессов в торговом зале. «Мы не уверены, что запускать в помещении, где стоят высокие стеллажи, лежат крупногабаритные товары или предметы типа пил, ножей и топоров, автоматические погрузчики, безопасно для покупателей», — приводит пример Мария Евневич.
Роботизация же строительства в России и в Санкт-Петербурге, в частности, — вопрос времени, полагает руководитель направления Дирекция по персоналу «Самолет Страна» Марина Ушкань. Она отмечает, что китайские строители уже используют роботов на своих объектах, и «это — интересные инженерные решения», в сторону которых постепенно будет двигаться и российское строительство.
Незаменимый человек
Предел автоматизации торговых залов существует, и отказываться от «человеческих» сотрудников ретейлеры не намерены — это экономически не очень эффективно. «Мы уже много раз сокращали персонал в торговом зале, и потом снова возвращали людей в торговые залы. Без них продажи не растут такими темпами, как нам бы хотелось», — отмечает руководитель цифровой HR-платформы сети «Лента» Алена Сухорукова.
Аналогичная ситуация и в сети «Максидом». «Если покупателю нужна консультация по представленным в зале товарам и особенностям их использования, помощь в выборе сопутствующих товаров, лучше квалифицированного продавца робот или автомат это пока сделать не сможет. Хотя «Максидом» — это магазин самообслуживания, человеческий фактор никто не отменял. Вежливые, знающие продавцы делают покупки более приятными и увеличивают лояльность покупателей», — поясняет Мария Евневич.
Однако инструменты автоматизации могут помочь продавцам в решении сопутствующих задач. Например, в «Ленте» внедрено мобильное приложение для сотрудников, с помощью которого те могут проходить обучение, подписывать документы, планировать смены и оформлять сверхурочные, не отходя от рабочего места, рассказывает Алена Сухорукова.
Ретейлеры также внедряют новые технологии в работу бэк-офиса, автоматизируя процессы планирования заказов, закупок, логистики, работу с отзывами покупателей, и массово переходят на электронный документооборот. Автоматизация поддерживающих функций, по наблюдениям Алены Сухоруковой, также помогает снижать текучку персонала. «Прошло то время, когда мы выбираем людей, сейчас уже люди выбирают нас. Сегодня нам нужно не только привлекать новых людей, но и удерживать тех, кто уже работает. Поэтому нужны такие системы и продукты, которые способствуют вовлечению сотрудников в работу всей компании, чтобы люди понимали, зачем они к нам приходят и остаются», — говорит Алена Сухорукова.
При этом, уточняет Мария Евневич, автоматизация бэк-офиса не означает, что компании увольняют сотрудников, чьи функции выполняет машина. «У нас открываются новые магазины, появляются новые регионы присутствия, сотрудников надо все больше. Высвобождение людей в результате автоматизации не приведет к увольнениям, а позволит компании наращивать штат меньшими темпами. Для работников же — это возможность развивать свои профессиональные компетенции и делать шаги в карьере», — подчеркивает Мария Евневич.
Не числом, но качеством
Производственным предприятиям автоматизация бизнес-процессов не только помогает снизить кадровый дефицит и облегчает поиск необходимых, зачастую узкоспециализированных работников, но и повысить качество выпускаемой продукции. «В нашей сфере — это выпуск продукта без брака. Автоматизация имеет колоссальную эффективность в виде отсутствия потерь, потому что человек — это человек, и он может ошибиться. А цена такой ошибки может быть высока и для самого бренда, и для репутации компании-производителя», — говорит Александр Шиханов, генеральный директор одного из крупнейших российских производителей лакокрасочной продукции специального назначения «Пигмент Холдинг».
Автоматизация дает больший контроль за технологическим процессом и позволяет его максимально эффективно оптимизировать, согласна руководитель Академии фармацевтической компании «Активный Компонент» Кристина Кубарева. Использование автоматизированных производственных линий также повышает безопасность производства, добавляет она.
«В этом аспекте важны не столько проценты увеличения объемов выпуска продукции, сколько обеспечение безопасности, например, за счет того, что труд человека сводится к минимуму на участках, связанных с различными ингредиентами и химическими реакциями», — поясняет она.
Петербургские промышленные предприятия, внедряющие решения в области автоматизации, получают возможность использовать высвободившийся персонал для работы на смежных участках производства. Переобучение работников компании проводят как самостоятельно, так и с помощью городского Комитета по труду и занятости. Так, «Пигмент Холдинг» с помощью развитой системы наставничества оперативно дообучает своих сотрудников работе на более сложном оборудовании.
«Активный компонент» сотрудничает с Центром занятости населения Санкт-Петербурга по программам опережающего обучения, цель которых — расширение компетенций персонала. «Мы обучаем более двадцати аппаратчиков основам обслуживания технологического оборудования, и в результате получим универсальных специалистов — сервисных аппаратчиков», — рассказал менеджер по улучшениям компании «Активный Компонент» Руслан Юсупов.
В целом, отмечает Дмитрий Чернейко, за год количество обученных по заявкам предприятий города выросло в три раз по сравнению с прошлым годом, а всего в этом году с помощью Комитета по труду обучено 17 тыс. человек. Это на 5 тыс. больше, чем в прошлом, и почти на 12 тыс. больше, чем в 2021 году. Объем переподготовки в дальнейшем будет только расти, потому что на рынке труда готовых специалистов не будет еще долгое время, прогнозирует глава комитета.
Привычка — тормоз прогресса
Одним из основных препятствий на пути внедрения новых технологий в деятельность компаний участники круглого стола называли инерцию мышления как руководителей, так и сотрудников. По оценкам Марины Ушкань, 90% компаний всегда будут сопротивляться изменениям, из них 80% будут это делать «вяло», а 10% — «агрессивно». «Все зависит от оставшихся 10%, которые и являются амбассадорами инноваций, они «тащат» изменения. Главное — их найти», — уверена Марина Ушкань.
По прогнозам Дмитрия Чернейко, автоматизация бизнес-процессов и инвестиции компаний в человеческий капитал, в уже имеющихся сотрудников, будут доминирующими явлениями на российском рынке в ближайшие три года. Это, по мнению главы комитета, приведет не только к изменению условий труда и сокращению дефицита персонала, но и к принципиально другому взгляду на производственные и офисные процессы. Первыми ласточками грядущих изменений Дмитрий Чернейко называет участников нацпроекта «Производительность труда», на примере которых видно, как одновременные вложения в автоматизацию и в людей приводят к выдающимся результатам. «Мы видим, как буквально на глазах меняется мышление руководства и сотрудников предприятий, отношение к задачам, изменяются способы их решения. В итоге теми же силами предприятия начинают производить гораздо больше продукции: кто-то увеличивает выпуск на треть, а кто-то и в три раза. Надеюсь, что через несколько лет такие результаты будут показывать не отдельные компании, а целые отрасли экономики», — заключил Дмитрий Чернейко.