Среднерыночные зарплаты в производстве и промышленности только за прошлый год выросли на 12%, посчитали аналитики SuperJob. Больше только в IT и строительстве. Лидируют по росту зарплат производство металлических изделий, машиностроение, производство товаров народного потребления, пищевое, химическое и фармацевтическое производства. Какие кадры нужны промышленности, как их привлекать, обучать и удерживать — обсудили участники круглого стола РБК Петербург «Куда идти вместо ИТ: работа в промышленности и ОПК».
Растет спрос
Предприятия петербургской промышленности отмечают обострившийся в 2023 году дефицит кадров. «Потребность в кадрах возросла в связи с ростом объемов производства, вызванных не только традиционно высоким заказом на производство оборудования для атомной энергетики, но и значительным расширением номенклатуры продукции для других отраслей, которую раньше закупали у иностранных производителей», — привела одну из основных причин и.о. директора по персоналу АО «АЭМ-технологии» Юлия Федорович.
«Проекты, которые были временно заморожены в прошлом году, стартовали в 2023-м. В связи с этим, у нас ежемесячно в работе около 50-60 вакансий, при общем штате компании около 400 сотрудников. Более 85 процентов — новые позиции», — добавила, в свою очередь, директор по персоналу «Арман Групп» Анна Девицкая.
Начальник юридического отдела АО «НПО «Завод Волна» Инна Глотова добавила к этому внутренние задачи предприятий по импортозамещению. «Некоторые производственные процессы мы вынуждены включать в свой технологический цикл, отказываться от услуг кооперации, налаживать производство отдельных деталей, сборочных единиц», — рассказала она. Например, по словам Глотовой, заводу пришлось с нуля организовывать сварочное производство и, соответственно, набирать сварщиков — которые на рынке труда в дефиците.
Дефицит наблюдается как по рабочим кадрам, так и по инженерным. «Наше производство можно назвать штучным, и инженеров у нас по количеству примерно столько же, сколько рабочих, если не больше», — поделился директор по производству НПО «Процесс» Артем Ольшанский.
Растут зарплаты
Высокий спрос на рабочие и инженерные специальности логично привел к росту заработных плат. «Если в прошлом году оборонная промышленность начинала с 40-60 тыс. руб. по рабочим вакансиям, то сегодня цифру меньше 100 тыс. практически нигде не называют», — отметил председатель Комитета по труду и занятости населения Петербурга Дмитрий Чернейко.
«За 2022 год зарплата выросла порядка 20%, и с начала года тоже было увеличение», — оценил динамику начальник отдела привлечения и развития персонала завода АО «АЭМ-технологии» — «АЭМ-Спецсталь» Кирилл Мистров.
Причем, как подчеркнула Инна Глотова, поднимать зарплаты необходимо не только по новым вакансиям — действующие работники отслеживают ситуацию и поднимают вопрос пересмотра зарплат. Соответственно, компании работают над стратегиями удержания персонала — и не только с точки зрения материальной мотивации.
«У нас и раньше был обширный социальный пакет— ДМС, дотации на питание, льготная ипотека, помощь в компенсации аренды жилья — и сейчас мы активно его дополняем. Уже введены и действуют программы санаторно-курортного лечения, реализуется организация отдыха детей работников, оказывается финансовая и иная помощь работникам и их семьям, попавшим в разные жизненные ситуации», — перечислил Кирилл Мистров. Анна Девицкая подчеркнула также важность возможности роста и развития внутри компании.
Два пути: простой и сложный
Но даже с учетом того, что компании готовы платить более высокие зарплаты и давать расширенный соцпакет, дефицит сохраняется — в Петербурге физически не хватает нужного количества кадров требуемой квалификации. По словам Дмитрия Чернейко, у этой проблемы есть два решения — быстрое, но эффективное лишь в краткосрочной перспективе, и медленное, сложное, но единственно работающее на более дальнем горизонте.
«Короткий вариант, который уже работает, — это релокация, поиск специалистов в других регионах. Например, в рамках Всероссийской ярмарки трудоустройства, второй этап которой пройдет 23 июня, свои вакансии для соискателей из субъектов Российской федерации представят крупнейшие городские предприятия», — описал Дмитрий Чернейко.
В частности, в «ОДК-Климов» уже приступили к работе сотрудники, которых удалось найти в рамках регионального этапа Всероссийской ярмарки трудоустройства, рассказала начальник отдела подбора персонала «ОДК-Климов» Юлия Шаповалова. «Сейчас предприятие активно набирает производственных рабочих: требуются станочники широкого профиля, операторы станков с ПУ, слесари-сборщики авиационных двигателей, испытатели-механики. Также необходимы контролеры службы качества, сейчас это дефицитная специальность», — отметила она.
Другие предприятия тоже пользуются кадровыми резервами других регионов. «Мы большой упор делаем на релокацию, потому что в Петербурге не хватает высококвалифицированных специалистов, которые уже обучены, которые работали на производствах и могут прийти и сразу приступить к работе», — признал Кирилл Мистров.
«Эффект дают и Дни карьеры, которые служба занятости проводит совместно с учебными заведениями прямо на их площадках, короткие программы повышения квалификации для выпускников и состоявшихся профессионалов. Но в долгосрочной перспективе сработает только комплексный стратегический подход: прогноз, кто и какой квалификации нужен, формирование на этой основе в тесном взаимодействии работодателей, службы занятости, учебных заведений образовательных программ и одновременно повышение производительности труда на предприятиях. В отдельных отраслях есть резервы для роста производительности до 5 раз. Только так можно закрыть вопрос нехватки сотрудников надолго», — отмечает Дмитрий Чернейко.
Образование для всех
Говоря о системе образования, первое, что необходимо промышленности — это максимально плотное взаимодействие с высшими и средне-профессиональными учебными заведениями. Отчасти это уже происходит. «Мы начинаем работу уже со школы, после поступления в вузы и сузы ребята у нас проходят практику, стажировку, мы для них делаем индивидуальный гибкий график, это все оплачивается и идет в трудовой стаж. И уже получая диплом они приходят к нам готовыми специалистами», — рассказал Кирилл Мистров.
Дмитрий Чернейко привел пример успешного взаимодействия АО «Петербургский тракторный завод» и Академии машиностроения имени Ж.Я Котина. «На данной площадке процессы обучения и производства абсолютно интегрированы. Благодаря этому конверсия выпускников — доля тех, кто идет работать по специальности — достигает почти 100%. Они работают и на заводе, и на ряде других предприятий, в том числе оборонных. Они реально нарасхват, но эта система создавалась пять с половиной лет, и быстро масштабировать ее невозможно. Это колоссальная работа по изменению образовательного процесса и образовательных программ», — подчеркнул глава комитета.
В свою очередь, Артем Ольшанский отметил, что от студента до специалиста, который способен в разумные сроки предоставить грамотный проект, проходит много времени. «Нам стоит говорить не только про вузы и колледжи, где обучают с нуля. Нужно говорить о центрах переобучения, переподготовки — у людей есть спрос на получение новой профессии. Например, если человек «с руками», но варить не умеет — стоит его подтолкнуть к мысли об обучении. Сделать сварщика из водителя при его большом желании можно довольно быстро», — подчеркнул Ольшанский.
Резервы производительности
Говоря о резервах производительности труда, Дмитрий Чернейко упомянул станки, которые стоят с 1970-х годов и уступают современным в десятки раз. Однако речь не только о техническом перевооружении — которое на предприятиях тоже ведется, хотя, возможно, и недостаточными темпами.
Директор по операционной эффективности Регионального центра компетенций в сфере производительности труда Санкт-Петербурга — оператора национального проекта «Производительность труда», Федор Дмитриев отметил, что можно повысить производительность труда без больших затрат, улучшив организацию рабочих процессов и убрав «микропростои».
«Расскажу один кейс. На предприятии стоит новый итальянский высечной станок для тонколистового металла стоимостью порядка 10 млн. руб. Оператор, сделав первую заготовку, должен сначала измерить ее, а затем запустить всю партию. А штангенциркуль кто-то забрал. Оператор потратил 15 минут, чтобы получить новый на складе, а станок в это время ничего не производил», — привел пример Дмитриев.
То же самое, по его словам, касается инженерных кадров — когда дорогостоящий специалист тратит время на перепечатку таблиц в Excel либо сам ходит в магазин за деталями вместо того, чтобы заказать доставку. «Мы замечаем, что на предприятиях возросла потребность в росте производительности труда. В том числе, из-за этого у нас возросло количество обращений», — констатировал эксперт.
Системный подход
Общий вывод, который сделали участники дискуссии — в решении кадровой проблемы необходим системный подход. Один из важных элементов этого подхода — повышение престижа рабочих и инженерных профессий. «Выражение «ушел работать на завод» должно полностью поменять свое значение. Если еще очень недавно оно означало низкий социальный статус, сейчас это уже не так. А в будущем — с помощью государства — эта перспектива должна у детей ассоциироваться с престижностью и стабильностью», — подчеркнул Кирилл Мистров.
Государство вносит значительный вклад в системную работу над кадровым обеспечением промышленности, признали участники дискуссии. Это и помощь в релокации сотрудников, и поддержка в решениях многих других проблем работников, которые находятся в компетенции органов государственной власти и управления, отметила Юлия Федорович.
Дмитрий Чернейко отметил также работу государственных учреждений по профориентации, по переподготовке взрослого населения — только комитет по труду и занятости в прошлом году переподготовил 13,5 тыс. человек за счет государства.