Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Антикризисный оптимизм

Фото: Пименов Роман/PhotoXPress.ru
Фото: Пименов Роман/PhotoXPress.ru
Чем рискуют инвесторы, вкладывающие деньги в туристическую отрасль Петербурга.

В 2022 году Петербургу нужно принять не менее 5 млн гостей, чтобы обеспечить рентабельность туристической отрасли. Эта цель казалась вполне достижимой в условиях открытых границ и высокого отложенного спроса на город со стороны зарубежных туристов. Однако начавшийся в конце февраля геополитический кризис круто изменил ситуацию и потребовал от участников рынка срочных антикризисных мер и новых стратегий развития бизнеса. О том, какие плоды могут принести эти усилия, — в материале РБК Петербург.

Без дорогих гостей

До сих пор рекордным для Петербурга был 2019 год, когда город посетили 10,4 млн туристов. По оценкам экспертов, для сохранения туристической отрасли городу нужно в текущем сезоне принять не менее 5 млн туристов — более низкие показатели не позволят обеспечить рентабельность предприятий инфраструктуры гостеприимства. А если учитывать, что туристическая сфера Петербурга обеспечивает занятость свыше 400 тыс. человек, включая занятых в смежных отраслях, то мультипликативный эффект от кризиса в сфере туризма скажется на экономике всего города.

При этом надо учитывать, что в ближайший сезон восстанавливать туристическую отрасль придется без туристов из Европы, которые приносили наибольший доход. По данным Смольного, в 2021 году иностранцы оставляли в Петербурге в среднем 97 тыс. руб. за поездку на человека, российские гости — 32 тыс. руб.

Комитет по туризму Санкт-Петербурга:

По итогам 2021 года Петербург посетили 6,07 млн туристов. 86% гостей выразили удовлетворение посещением Санкт-Петербурга, а 74% — желание приехать еще раз. Путешественники принесли туристической отрасли города 234 млрд руб.
 

Азиаты нам помогут

Обеспечить необходимый городу трафик вполне реально, полагают в Смольном. Как поясняет глава городского комитета по туризму Сергей Корнеев, из 5,5 млн иностранцев, приехавших в Петербург в 2019 году, 60% пришлось на гостей из стран, которые не присоединились к антироссийским санкциям. В их числе, например, страны Ближнего Востока, Китай, а также Казахстан, Азербайджан. Чиновники отмечают, что не стоит недооценивать гостей из стран СНГ: они проводят в Петербурге больше времени, чем россияне, приезжают обычно семьями и оставляют за одну поездку около 63 тыс. руб.

В пользу оптимистичных прогнозов говорит и то, что из-за фактического закрытия внешних границ Петербург получил серьезное конкурентное преимущество с точки зрения российских туристов. «У Петербурга сейчас нет альтернатив в России. Это единственная европейская дестинация, способная заменить российским путешественникам те города, куда они стремились за культурными впечатлениями», — поясняет владелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы.

Отчасти это подтверждают итоги майских праздников 2022 года. Петербург стал самым популярным направлением для отдыха, согласно данным сервисов OneTwoTrip и Tvill. По официальной статистике, за 10 дней мая город посетили 560 тыс. человек, что принесло Петербургу 18 млрд руб. Гостиницы сообщали о полной загрузке, наиболее востребованными были отели премиум-сегмента (4–5 звезд) и хостелы.

«Майские праздники порадовали высокой загрузкой, несколько дней она держалась на уровне 100%. Средний тариф вырос в среднем на 25%, а выручка превысила результаты аналогичного периода в 2019 году», — рассказывает генеральный менеджер отеля Hotel Indigo St. Petersburg–Tchaikovskogo Анна Возняк.

Толика пессимизма

Однако ряд экспертов полагают, что эти цифры не дают достаточного повода для оптимизма. «Во время Петербургского международного экономического форума прогнозируется высокая загрузка, большие надежды и на весь летний период. Но что будет осенью, очень сильно зависит от усилий, предпринятых в ближайшие 3–4 месяца. Возможно, федеральным и региональным властям удастся увеличить количество мероприятий с участием регионов или стран СНГ», — рассуждает вице-президент Российской Гостиничной Ассоциации Алексей Мусакин.

Инвестор Hotel Indigo St. Petersburg–Tchaikovskogo Виктория Шамликашвили отмечает, что при высокой загрузке в мае отели по факту не смогли заработать, «потому что пиковая загрузка подразумевает пиковые цены, которых не было». Многие отели предлагали на майские праздники весьма невысокие для этого сезона тарифы.

Дополнительным негативным фактором для туристической отрасли стало снижение доходов населения, отмечает Алексей Мусакин. «Если доходы населения падают на 10% и более, то это резко влияет на желание людей ехать на отдых, — поясняет эксперт. — Снижение доходов в перспективе означает падение турпотока. Сегодня в Петербурге практически нет делового туризма, поэтому любое влияние на доходы населения сразу же скажется на загрузке отелей».

По мнению Анны Возняк, на туризме скажутся и транспортные ограничения: «Серьезной проблемой станет транспортная доступность Санкт-Петербурга. Крайне важно, чтобы к нам могли приехать не только москвичи, но и жители дальних регионов нашей страны».

Новый тренд в туризме

Чтобы стимулировать спрос в сложившихся непростых экономических условиях, петербургские власти приняли ряд мер. В частности, город включился в кросс-региональные проекты, позволяющие путешественникам комбинировать городской туризм с сельским: например, посещение музеев — с походом по экотропам в особо охраняемых природных территориях. Разнообразие маршрутов дает поводы для туристов возвращаться в Петербург, считают в городском правительстве. Построить собственный маршрут путешествий по Петербургу и соседним регионам возможно как на поезде, так и на автомобиле, теплоходе или велосипеде.

«Сейчас в Петербург приезжает больше путешественников поколения Y и старшие представители поколения Z, то есть люди, которым по 25–35 лет. Очень большой поток из Москвы, он стал своеобразным, — отмечает Алексей Мусакин. — Москвичи используют Петербург как хаб, из которого двигаются дальше — в Карелию, Ленинградскую область, Псков или Новгород. Таким образом, они формируют новый тренд в туризме — это некое комплексное путешествие, охватывающее несколько видов отдыха».

Кто и зачем инвестирует в туризм

Показательно, что ни пандемия, ни геополитический кризис не уменьшили желание инвесторов вкладывать деньги в новые проекты. В Ленобласти, к примеру, чиновники отмечают рост интереса инвесторов к туристическим проектам. С прицелом на таких инвесторов регион сформировал в каждом районе туристско-рекреационные зоны для размещения объектов отдыха, подготовил предложения для безвозмездной или льготной передачи более 60 заброшенных пионерских лагерей бизнесу — в обмен на создание необходимой инфраструктуры. «Туристическая отрасль становится одним из драйверов развития экономики», — комментирует директор Агентства экономического развития Ленинградской области Анастасия Михальченко.

В Петербурге в пандемийном 2021 году открыли три гостиницы высокого класса. Эксперты считают, что рынку еще есть куда развиваться, хотя новые вводные скорректировали планы инвесторов в гостиничный сегмент. Так, заместитель гендиректора компании Ales Capital, выступающей консультантом гостиниц в комплексе «Никольские ряды» и отеля Four Seasons Lion Palace, в разговоре с РБК Петербург отмечала: «Растущая стоимость фондирования и рост стоимости строительных материалов не создадут сильной экономики для новых проектов».

Инвесторы, вкладывающие деньги в гостиничную инфраструктуру, берут на себя два основных риска, пояснила в разговоре с РБК Петербург Анна Возняк. «Во-первых, для комплектации, например, кухни ресторана, запуска инженерных систем в основном закупается импортное оборудование. Сейчас поставки в Россию либо приостановлены, либо они затруднены из-за логистики, а в этой сфере мы пока не готовы к полному импортозамещению. Во-вторых, по-прежнему долог период окупаемости средств размещения. Гостиничный бизнес требует больших инвестиций, а в условиях, когда не проводятся масштабные международные события, сокращены бюджеты командировок, бизнес-прогноз на будущее выглядит скорее пессимистичным».

Программы государственной поддержки в этой ситуации являются важным аргументом для инвесторов. Например, программа Ростуризма, позволяющая взять кредиты на гостиничные проекты под 3–5% годовых. При этом низкие проценты на развитие бизнеса в основном дают крупным инвесторам, отмечает Алексей Мусакин. Малый бизнес, как правило, использует грантовую поддержку и подстраивается под крупные проекты, развивая вокруг них общественные пространства. «Есть отдельные проекты у Минсельхоза. По сельхозземлям приняты новые законы, позволяющие приватизировать водные объекты, что ускорит окупаемость проектов. Ко мне и моим коллегам стоит очередь из желающих вложить деньги с использованием 141-го постановления о льготной ставке по кредитованию. Многие уходят, так как получить эту поддержку тоже непросто, но часть остается», — рассказал РБК Петербург Алексей Мусакин.

По программе льготного кредитования бизнеса на развитие туристической инфраструктуры предоставляются займы под 5% годовых на 15 лет. Сумму в размере ставки рефинансирования субсидирует банкам Ростуризм. В 2021 году для участия в программе были отобраны четыре проекта реконструкции и создания гостиниц на территории Санкт-Петербурга.

Инвесторы большие и маленькие

Сейчас Агентство экономического развития Ленобласти сопровождает десять инвестиционных проектов в сфере туризма. Помимо крупных инвесторов, в туризм приходит и малый бизнес. В частности, речь идет о создании сети глэмпингов (комфортный кемпинг с удобствами гостиничного номера на природе); в Ленобласти в этом году такие проекты реализуют сразу несколько инвесторов.

«Мы видим и, главное, чувствуем на себе повышение туристического потенциала: строятся, открываются современные отели вокруг Ладожского озера, крупные спортивные объекты и комфортабельные дороги, — отмечает генеральный директор всесезонного курорта «Игора» Дмитрий Мельников. — Создаются креативные туристические маршруты, предлагающие исследовать многочисленные точки аттракции региона, получить новые гастрономические впечатления. Маршруты по Ленинградской области и Карелии рекомендованы Ростуризмом (который, к слову, оказывает существенную поддержку бизнесу посредством программы туристического кэшбека) на звание национальных брендовых туристических маршрутов России. Сейчас мы наблюдаем тренд ориентированности сферы гостеприимства на всесезонность и многофункциональность».

Доходные дома

Особой темой в аналитических отчетах I квартала 2022 года стали падения продаж сервисных апартаментов, которые на рынке являются альтернативой гостиницам и отелям. Сегодня это также один из наиболее доступных частным лицам видов инвестиций для получения дохода от недвижимости.

По данным консалтинговой компании Knight Frank St Petersburg, продажи юнитов упали на 44% в I квартале 2022 года по сравнению с предыдущим кварталом, при этом в сегменте сервисных апартаментов произошло наиболее существенное снижение — минус 60%. Это в 10 раз больше, чем в сегменте строительства жилья. Впрочем, аналитики объясняют это тем, что для жилищного строительства доступна льготная ипотека, а для вторичного жилья и апартаментов действуют довольно высокие заградительные ставки по кредитам.

Тем не менее доходность апартаментов остается практически вдвое выше жилой недвижимости. По информации генерального директора компании «МТЛ. Управление недвижимостью» Николая Антонова, «текущая доходность апартаментов, которая образуется от сдачи номеров в аренду, находится в диапазоне 8–9% годовых». Важно учитывать, что стоимость квадратного метра в прошлом году прибавила 30–40%. Доходность важно рассчитывать с учетом цены юнита на момент его приобретения. Строящийся проект может дать 8–10% дохода при покупке на старте продаж, в готовом объекте — на 5–5,5% годовых.

Коммерческий директор ГК «ПСК» Сергей Софронов отмечает, что инвесторы по-прежнему готовы вкладывать в апартаменты: «За год, прошедший с момента анонса наших программ доходности, пересматривать их не приходилось. Сочетание долгосрочной и краткосрочной аренды для всех апартаментов в управлении позволяет зарабатывать управляющей компании, следовательно, и собственникам». Что касается ставшей малодоступной ипотеки, то компания смягчает эту проблему, самостоятельно субсидируя ставки кредитов на покупку сервисных апартаментов.

Генеральный директор VALO Sevice Константин Сторожев также оптимистичен, он считает, что уход иностранных сетевых отелей станет новой возможностью для развития сегмента апартаментов. К тому же, уверен спикер, пандемия продемонстрировала востребованность данного формата у туристов: «В самый разгар коронакризиса благодаря переходу с краткосрочного формата размещения гостей на долгосрочный загрузка апартаментов была на уровне 60% загрузки. В это же время гостиницы загружали до 10% номерного фонда», — отметил Сторожев.

По словам вице-президента Российской Гостиничной Ассоциации Алексея Мусакина, апартаменты востребованы туристами со средним доходом и в особенности для семей, путешествующих с детьми и даже с животными. Апартаменты конкурируют в данном случае на рынке краткосрочной аренды с жилфондом, однако имеют ряд принципиальных преимуществ для гостей. «Во-первых, вы получаете большой номер, даже двухкомнатный, по цене стандартного или повышенной комфортности, это особенно важно при путешествии с детьми разного возраста или пола. Во-вторых, вы не оплачиваете гостиничные услуги, но при этом всегда можете их приобрести при необходимости, что недоступно при размещении в квартирах. Многим это интересно», — объясняет Алексей Мусакин.

Впрочем, формат апартаментов интересен и взыскательным гостям, которые готовы оставить за юнит до 25 тыс. руб. в сутки, и более богатым инвесторам. Гостиничный оператор Academia Hotels видит будущее формата апартаментов именно за локацией и идеей проектов. «Чем ближе к центру расположены апартаменты, тем выше цена продажи номера и выше уровень загрузки. Чем интереснее идея, тем больше спрос у туристов. С учетом этих факторов и доходность инвесторов пропорционально больше», — отметила в разговоре с РБК Петербург руководитель Academia Hotels Алена Куницина. Примером такого апарт-отеля стал четырехзвездочный «Academia Особняк на Галерной», который будет открыт в июне 2022 года. Academia оценивает окупаемость таких апартаментов в 6–8 лет.

Востребованный минимализм

Формат апартаментов постепенно переходит и в регионы, правда в несколько измененном виде, и является частью мировой тенденции — стремлению к минимализму. Так, в Ленобласти инвесторы стали вкладываться в модульные отели. Одним из таких примеров является «Точка на карте» в Лодейном Поле. Также активно строятся глэмпинги, некапитальные шалаши или дома-вагоны, дома из контейнеров, позволяющие провести время максимально близко к природе, но при этом в комфортных условиях.

Алексей Мусакин отмечает, что подобные проекты перспективны в Ленобласти, где на сегодняшний день не хватает средств размещения средней вместимости. Подобные конструкции не требуют серьезных строительных работ, небольшой отель собирается на заводе за неделю с отделкой, санузлом и меблировкой, не требует проведения коммуникаций. «Вы не догадаетесь, что это некапитальное строение и по сути своей строительный вагончик. Гости видят классический номер с отделкой внутри и снаружи, соответствующей классу 4 звезды», — отмечает эксперт.

Инвесторы не отказываются от своих планов и рассчитывают на нормализацию туристических потоков в перспективе. Спрос на отдых, ставший частью стиля жизни горожанина, позволяет при всех сложностях рассчитывать на коммерческий успех.

Антикризисный оптимизм
Алена Куницина, руководитель гостиничного оператора Academia Hotels:

«Загрузка трехзвездочных отелей в майские праздники 2022 года составила примерно 90%, а четырехзвездочных апарт-отелей — 95%, средняя цена за проживание — 5000 и 14 000 руб. в сутки соответственно. И в отелях, и в апартаментах останавливались индивидуальные путешественники из Москвы. Мы фиксируем высокую востребованность наших апартаментов и сьютов. Уже в мае загрузка составляла от 80 до 100% ежедневно».

Антикризисный оптимизм
Анна Возняк, генеральный менеджер Hotel Indigo St. Petersburg–Tchaikovskogo:

«Сложно делать какие-либо прогнозы на предстоящий туристический сезон. Очевидно, что проблемы будут. Это связано с сокращением деловых поездок и конференций по причине приостановки деятельности многих зарубежных компаний в России, некоторые компании сократили количество командировок в разы. Отсутствие масштабных международных событий также негативно отразится на гостиничном бизнесе. Серьезной проблемой станет транспортная доступность Санкт-Петербурга. Крайне важно, чтобы к нам могли приехать не только москвичи, но и жители дальних регионов нашей страны».

Антикризисный оптимизм
Константин Сторожев, генеральный директор VALO Service (УК комплекса апарт-отелей VALO):

«Очевидно, на фоне текущих геополитических событий отельная сфера столкнется с нежеланием европейских (и других «западных») туристов приезжать в Россию. Отсутствие западных гостей, как и «замирание» внутреннего туристического потока, мы, представители ниши апартаментов, отработали в самый разгар пандемии. Во время локдауна за счет гибкой политики перехода краткосрочного формата размещения гостей на долгосрочный (и наоборот) апартаменты имели порядка 60% загрузки, когда как гостиницы — всего 10%. А уход иностранных сетевых отелей, сопровождающийся сокращением номерного фонда, станет новой возможностью для развития сегмента апартаментов».

 

Юлия Пашковская, Гранд Отеля Европа
 Юлия Пашковская, генеральный директор Гранд Отеля Европа:

«В индустрии не ожидается роста по сравнению с прошлым годом. С лета 2021 года мы наблюдали постепенное увеличение количества иностранных туристов. В этом году мы не ожидаем иностранных гостей в виду геополитической ситуации, сложностей с перелетами и неудобством расплачиваться наличными. Часть потерь от ухода иностранных клиентов будет компенсирована внутренним туризмом, но за этот рынок бьются все туристические центры России. Мы делаем ставку на регионы, откуда легко добраться до Санкт-Петербурга: это Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург. При этом на фоне увеличившейся конкуренции мы сделали более гибкой нашу политику отмен бронирований, учитывая большую спонтанность русских гостей по сравнению с иностранцами».

Решения Разворот с препятствиями
Материалы выпуска
Инструменты Сложность, интерес и магия: как помочь детям поколения Альфа учиться
Решения Разворот с препятствиями
От первого лица Как петербургские компании поворачиваются на «Восток»
От первого лица «Для фармотрасли возник симбиоз трудностей»
Экспертиза «Загрузка достигла 73% уже после всех санкций и бойкотов»
От первого лица Дмитрий Ялов: «Ситуация оказалась оптимистичнее»
От первого лица «Скоро мы увидим сделки по продаже активов иностранных компаний в России»
От первого лица «Задачу полной независимости от импорта ставить не нужно»
От первого лица «Мы с самого начала смотрим на отель глазами оператора»
Экспертиза «Объем рынка косметологических услуг уменьшится, а конкуренция вырастет»
Экспертиза «Профессиональная активность врачей в кризис увеличивается»
От первого лица Импортозамещение с реактивной скоростью
Экспертиза Защита от ошибок: как повысить безопасность перевозок
От первого лица Смена вектора
Рыночный расклад Время для здоровья
Скачать Содержание
Закрыть