Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Ресторанный бум: еда в России больше, чем еда

Фото: Митя Ганопольский
Фото: Митя Ганопольский
Ресторанный критик Тамара Иванова-Исаева — о ярких изменениях гастрономической карты страны вопреки сложным экономическим условиям

В мае 2025 года в Дубае на церемонии Michelin Guide Dubai сразу два гастробара созданной в Петербурге группы Duo вошли в список Bib Gourmand (награда для заведений с отличной кухней по умеренной цене). При этом Duo Gastrobar Dubai Hills был отмечен второй год подряд, а новый Duo Gastrobar Creek Harbour — всего через пять месяцев после открытия. Но за месяц до Дубая, 22 апреля, в Казани жюри премии WhereToEat Russia 2025 признало сооснователя Duo Дмитрия Блинова ресторатором года. Ресторанный критик Тамара Иванова-Исаева комментирует причины бурного развития российской ресторанной индустрии вопреки санкциям, кадровым и логистическим сложностям.

«Приятно, что мнение экспертов российской WTE совпало с зарубежными оценками, хотя и результаты уже далекого визита Guide Michelin в Россию в октябре 2021 года тогдашним рейтингам WTE тоже не противоречили. Но если бы при других обстоятельствах международные инспекторы вернулись в Россию сегодня, работы у них было бы куда больше: за эти годы появилось множество качественных ресторанных проектов. Этот внезапный скачок ресторанной индустрии для многих экспертов стал неожиданностью, и споры о его причинах продолжаются.

Вопреки и несмотря на

Ресторанная индустрия оказалась одной из немногих частных отраслей в России наравне с фэшн-индустрией и внутренним туризмом, которые в последние годы бурно развивались. Но даже в сравнении с «коллегами по росту» рестораны стоят особняком: во-первых, в условиях жесткой внутренней конкуренции они подтвердили и свою международную конкурентоспособность (успех Duo это доказывает), а во-вторых, именно рестораны стали одним из главных «моторов» уже упомянутого внутреннего туризма, в котором появился даже отдельный вид — туризм гастрономический.

По многим причинам: санкции на ввоз многих продуктов, важных для индустрии, трудности логистики, отъезд персонала, включая и шеф-поваров, — именно рестораны должны были пострадать первыми. Но умирать никто не хотел, и здесь помог уже опробованный метод — новый поворот к локальным продуктам, причем не из-за всемирной моды на локаворство (буквально: «ешь местное»), а вследствие санкций, — который и оказался решающим фактором как в выборе формата кухни, так и в росте поварского мастерства. Так считает и генпродюсер WTE Ирина Тиусонина: «Нашим шефам пришлось работать в трудных условиях, быть более изобретательными и развиваться куда быстрее, чем в обычной обстановке».

Новый поворот к локальным продуктам, произошедший не из-за всемирной моды на локаворство, а вследствие санкций, оказался решающим фактором как в выборе формата кухни, так и в росте поварского мастерства

Локаворы поневоле

Российские рестораны в вынужденном переходе на локальность не были первыми: как не вспомнить ресторанный бум в Эстонии после введения российских санкций на прибалтийские продукты. Как и тогда в странах Балтии, выбор «локального» в российском общепите вызвал бурное развитие национальных кухонь — причем даже в тех местах, что считались глухой ресторанной провинцией. Открытие сотен новых ресторанов от Калининграда до Владивостока, десанты в регионы шефов и рестораторов двух столиц, учеба в Москве и Питере иногородних поваров и сомелье привели к «перекройке» гастрономической карты России. Безликие заведения, созданные по принципу «я тебя слепила из того, что было», постепенно уступали место вполне «столичным» по уровню ресторанам, а премия WhereToEat начала ежегодно прирастать новыми регионами, от Сибири до Дальнего Востока. «В Москве много красивых проектов, но, к сожалению, выделить там какой-то гастрономический эпицентр трудно. Там все хорошо с деньгами и с продуктами, но в других городах — Казани, Красноярске, в том же Петербурге или Нижнем — не менее талантливые шефы, и многие их рестораны московским не уступают», — говорит Ирина Тиусонина о ресторанной децентрализации России. Ее слова подтверждаются казанскими итогами WTE: второй год подряд лучшим рестораном России становится петербургский Bourgeois Bohemians братьев Гребенщиковых, пусть даже в первой тридцатке по-прежнему доминирует Москва. Лучшим баром России, тоже во второй раз, стал казанский MORE.

Неудивительно, что местом проведения финальной церемонии WhereToEat Russia стала третья столица России — Казань, еще несколько лет назад объявившая себя столицей гастрономической. Как бы ни обижался московско-питерский альянс, Казань многое сделала для этого статуса: здесь отличные рестораны и бары, многие из которых вошли в топ-100 премии, а еще десятки гастрономических событий в год.

Неудивительно, что местом проведения финальной церемонии WhereToEat Russia стала третья столица России — Казань, еще несколько лет назад объявившая себя столицей гастрономической

Именно здесь проходит Международный турнир молодых поваров исламских стран, где в 2024 году участвовали 16 (а в этом году 17) стран, включая Саудовскую Аравию. Аналог питерского «О да, ЕДА» — фестиваль «Вкусная еда» проводит десятки программ, включая детскую гастрономическую зону и гастроли приезжих звездных шефов. Ну, а «вишенкой на чак-чаке» оказалось предоставление для церемонии WhereToEat космического здания нового Театра имени Камала (57 тыс. кв. м), похожего на знаменитый Музей Гуггенхайма в Бильбао или Фонд Луи Вюиттона в Париже.

Вкусная тихая гавань

Тем не менее только развитием региональной гастрономии нынешний ресторанный бум не объяснить, особенно на фоне роста цен, включая продукты и сервис. Очевидно, еще одна причина спроса на рестораны — меньшая по сравнению с другими сферами досуга политизированность ресторанного бизнеса. В своем заведении умный ресторатор выстраивает особое пространство «над схваткой» и кормит всех, создавая такую важную в тревожные времена иллюзию нормальности. И хотя слова короля Пруссии Фридриха Вильгельма Первого про «обед по расписанию» в последние годы не повторил только ленивый, но то, что рестораны массово станут этакими порто-франко, тихими гаванями и заменой бесед с психологом, мало кто ожидал.

Не выручкой единой жив ресторан, что подтверждают слова совладельца лучшего ресторана России 2025 года Артема Гребенщикова. «Ресторан — это такой же объект искусства, как музыка или дизайн, — говорит шеф Bourgeois Bohemians. — Он призван создавать эмоции, и если в ресторане есть душа, то это чувствуется и всегда привлекает гостей. А у нас много мощных профессионалов, которые привыкли и любят делать свое дело хорошо». В этом подходе к ресторану как к искусству заключается третья — и, возможно, главная — причина нынешнего ресторанного скачка».

Инновации Ресурсы для развития
Материалы выпуска
Рыночный расклад К возвращению иностранцев готовы
От первого лица Внешность стала бизнес-инструментом
Тенденции Новые технологии для врачей и пациентов
Рыночный расклад Высокий ресторанный сезон: новые открытия, сегменты и цены
Экспертиза Чем опасна дешевеющая нефть
От первого лица У российских брендов есть шансы на рынке, если они будут амбициозны
От первого лица «У отечественного бизнеса не сложилась культура ресурсосбережения»
От первого лица Адаптация через боль, или Можно ли IKEA вернуться?
Экспертиза Ресторанный бум: еда в России больше, чем еда
Инновации Ресурсы для развития
Тенденции Переходи на интенсив
Тенденции «Контролируемое охлаждение»: как меняется экономика Ленобласти
Экспертиза «Искусственный интеллект встраивается в любую систему»
Тенденции Реформа для всеобщего блага
Экспертиза В ситуации турбулентности бизнесу и власти важно оставаться в диалоге
Скачать Содержание
Закрыть