
В последнее время в бизнесе нарастает уверенность в скором снятии санкций. Российские компании в разных отраслях проявляют заметную озабоченность такой перспективой, потому что отмена санкций во многих случаях побудит иностранных производителей вернуться в Россию — как своими товарами, так и производствами. На недавней встрече президента Владимира Путина с представителями объединения «Деловая Россия» глава государства отметил, что крупные зарубежные компании уже выказывают интерес к возвращению в Россию. Первые примеры уже появились — 23 мая Mazda официально объявила о возвращении в РФ, ее офис подтвердил возобновление продаж с гарантией.
Возвращение иностранцев заметно изменит конкурентную среду на российских рынках и повлияет на процесс импортозамещения. При этом, как утверждают опрошенные РБК Петербург эксперты и участники рынков, настоящей угрозой импортозамещению является не возвращение «недружественных» компаний, а расширение присутствия в России вполне дружественного Китая. В то же время представители бизнеса полагают, что импортозамещение может даже ускориться, потому что окрепшие российские производители будут активнее конкурировать с пришедшими соперниками, это их стимулирует.
Проверка на зрелость
Как выразилась директор территории Петербург и Северо-Запад логистической компании СДЭК Надежда Тайц, возвращение иностранцев устроит россиянам «проверку зрелости нашей экосистемы» — насколько отечественные производители способны выдерживать конкуренцию с мировыми компаниями. Это определяется общим качеством управления компанией и в немалой степени — уровнем импортозамещения.
Официальную статистику импортозамещения в разных отраслях экономики Петербурга получить не удается. Запрошенные РБК Петербург комитеты Смольного по промышленности и по экономике ответили, что такими данными не располагают. О реальном уровне импортозамещения можно судить только по оценкам экспертов и по информации представителей отраслей. Судя по их высказываниям, импортозамещение в разных отраслях шло по-разному и результаты разнятся, зачастую довольно сильно — от 0% в автосборке и ряде сегментов мебельной отрасли до 60–70% в строительстве, логистике, в некоторых сегментах оборудования.
От 0 до 70% составляет разброс в доле импортозамещения в разных отраслях
Хуже всего дело с импортозамещением в Петербурге обстоит в автопроме. По словам экспертов, в сегменте автосборки его по большому счету нет, есть только в производстве автокомпонентов. Оба работающие сейчас в Петербурге автозавода, по сути, выпускают иностранные автомобили. Так, «Автозавод Санкт-Петербург» (бывший завод Nissan) производит автомобили Xcite, которые, как утверждают эксперты, на самом деле являются переименованными и частично локализованными версиями китайских моделей Chery. Xcite X-Cross 7 — это практически рестайлинговый Chery Tiggo 7 Pro, а Xcite X-Cross 8 — это Chery Tiggo 8. Завод AGR Automotive Group (ООО «Автомобильный завод АГР», бывший ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус») собирает модели Hyundai Solaris и Kia Rio, которые выпускаются под брендом Solaris.
Нет особых успехов и в станкостроении. «Процесс восстановления станкоинструментальной отрасли у нас еще только начинается, мы даже не на середине дистанции, — говорит экс-ректор МГТУ «Станкин», член Экспертного совета по технологическому лидерству Госсовета Владимир Серебренный. — Из 60 групп оборудования порядка 1/3 в стране не производится, а еще около половины освоено не по всей востребованной линейке типоразмеров. На рынке есть хорошие отечественные решения, но зачастую наше оборудование не конкурентоспособно ни по цене, ни по качеству, ни по срокам поставки. Поэтому для российских производителей возвращение западных и восточных конкурентов в ближайшие пару лет было бы крайне нежелательным. Решающий фактор тут — масштаб производства. Пока наши предприятия не станут выходить на объемы, сопоставимые хотя бы со средними мировыми игроками, мы не обретем полноценный технологический суверенитет».
Медленные темпы импортозамещения в ряде случаев профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко объясняет особым складом ума некоторых предпринимателей. «Их можно определить как «ждуны». Они считают, что скоро все вернется к ситуации трехлетней давности и надо только подождать. Я много общаюсь с представителями среднего бизнеса, и среди них достаточно сильно распространена уверенность, что санкции скоро снимут и импортозамещением заниматься не надо», — поясняет она.
Требуются годы
Результаты импортозамещения сильно различаются в разных сегментах. Яркий пример — мебельная отрасль. «Тема импортозамещения готовой мебели для нас не актуальна, потому что мы давно, еще до СВО, полностью освоили всю номенклатуру массовой мебельной продукции, удовлетворяем спрос как по ассортименту, так и по объемам», — говорит президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России Александр Шестаков. Импортозамещение актуально лишь в производстве компонентов. «К сожалению, импортные поставки компонентов заместить не удалось. По многим показателям, таким как фурнитура, лаки и краски, мебельные ткани, пленки ПВХ, химические компоненты, эта зависимость достигает 90% и даже 100%», — признает он.
Импортозамещение затронуло все сферы строительства, но в каждой со своей долей. «Для примера по сварочному оборудованию могу сказать, что мы полноценно смогли переоснаститься российскими аналогами. Также есть большая динамика на создание качественных отечественных сварочных материалов. А вот все, что касается технологий, где требуются годы на создание и прохождение этапа проб и ошибок, то здесь российская линейка пока представлена скудно», — говорит заместитель главного инженера АО «Газстройпром» Никита Лапшин.
В разных сегментах ИТ-индустрии ситуация тоже разная. «Импортозамещение зашло далеко в части ОС и в большой части другого системного ПО, офисного ПО, инфобезопасности, систем управления предприятиями разных секторов экономики, — говорит президент НП «Руссофт» Валентин Макаров. — Но в ряде сегментов, например в части САПР, еще есть отставание. Недостаточен прогресс в разработке встроенного ПО для широкой номенклатуры электронных устройств (ПО для управления работой контроллеров) в составе оборудования, которое до сих пор в России не производится».
Фарма, пищевка и производства
В фармацевтике, пищевой промышленности, мебельном и бумажном производстве российские производители смогли не только заместить импортные товары, но и разработать собственные конкурентоспособные продукты, утверждает директор по операционной эффективности Регионального центра компетенций в сфере производительности труда Федор Дмитриев. «В этих сферах у местного бизнеса есть прочные позиции, позволяющие выдерживать конкуренцию», — добавляет он.
«По номенклатуре и функциональности мы можем говорить примерно о 60–70% успешного замещения продукции и решений, которые до недавнего времени поставляли зарубежные производители, для обеспечения цифровых решений в логистике, e-commerce и финтехе (комплексы оборудования, программного обеспечения, компонентов и технологий, интегрированных в бизнес-процессы, таких как платежные сервисы (например, CDEK Pay), ИТ-системы, системы автоматизации и ERP-решения). Однако по качеству и восприятию пользователем этот путь еще не завершен», — говорит Надежда Тайц.
В 60–70% оценивают участники рынка замещение продукции и решений в логистике, e-commerce и финтехе
«Пищевка у нас импортозаместилась практически полностью, а даже те иностранные компании, которые здесь продолжают свою деятельность, практически полностью уже локализованы, у них поставщики российские. Новым иностранцам будет очень сложно взять долю этого рынка», — считает директор Ассоциации «Тихоокеанско-Евразийский Деловой Альянс» Мария Чернобровкина.
Энергично развивается импортозамещение в фармацевтической отрасли. «Отечественные игроки очень активно заявляют о себе в целом ряде терапевтических ниш, сейчас идет замещение как дорогостоящих и сложных для воспроизведения продуктов, так и довольно банальных позиций, скажем, антацидов, или многокомпонентных спреев для лечения простудных заболеваний, или ушных капель. Ранее отечественные игроки были представлены тут относительно слабо, но события 2022 года открыли ряд возможностей по запуску новых продуктов и их активному продвижению на рынке», — говорит директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.
Уверенно чувствуют себя компании в некоторых относительно небольших нишах промышленного производства, где иностранцы раньше активно работали. Чем грозит петербургским компаниям их возможное возвращение, иллюстрирует пример компании ООО «Политехник 21 Век», освоившей производство рельсовых и колонных систем учебных досок для образовательных учреждений.
«В целом по рынку, по нашей оценке, доля продукции, заместившей импортные аналоги, составляет порядка 30%. В нашей компании производство полностью локализовано: мы не зависим от зарубежных поставок, и это дает нам стабильность в любых условиях. Мы не ожидаем ценовой конкуренции: ранее продукция зарубежных брендов была дороже, и, учитывая логистику и таможенные издержки, вряд ли эта ситуация изменится. Что касается качества, мы уже давно вывели собственные решения на аналогичный уровень, поэтому не рассматриваем это как уязвимое место», — рассказал генеральный директор ООО «Политехник 21 Век» Алексей Обухов.
Кроме того, с точки зрения законодательства российские компании имеют приоритет при участии в государственных закупках. «Сегодня без реестровой записи в каталоге Государственной информационной системы промышленности (ГИСП) участвовать в торгах невозможно. Иностранные бренды, даже если попытаются вернуться, столкнутся с необходимостью доказать российское происхождение продукции, что усложнит или сделает невозможным их полноценное возвращение в сектор образования, где как раз и действуют госзакупки», — обращает внимание Алексей Обухов.
Другой пример — в сфере производства удобрений и средств защиты растений. Научно-производственная инновационная компания «Петербургские Биотехнологии» предложила российскому АПК альтернативу подорожавшим отечественным агрохимикатам и зарубежным фунгицидам. «Пестициды и минеральные удобрения с введением санкций серьезно подорожали, небольшие и средние хозяйства стали активно искать альтернативу. Такой альтернативой стали отечественные микробиологические препараты. Они дают очевидные экономические преимущества: затраты на них меньше на порядок, себестоимость конечной продукции снижается в 2–3 раза. Ценовой аргумент самый убедительный: например, можно тратить на гектар 20–30 тыс. руб. на агрохимикаты, а можно — 2–3 тыс. на микробные препараты», — приводит пример коммерческий директор компании «Петербургские Биотехнологии» Александр Попов.
Где конкуренции не будет
Иностранцы не вернутся ни своей продукцией, ни своими заводами в отраслях и сегментах производства продукции двойного назначения, в стратегических отраслях и в критической информационной инфраструктуре (КИИ) — запрет на иностранную продукцию здесь сохранится еще долгие годы, если не десятилетия, уверены опрошенные РБК эксперты.
«Возможное возвращение западных вендоров не снимет вопросы безопасности критической информационной инфраструктуры. В КИИ импортозамещение будет только усиливаться, обратить вспять этот процесс невозможно, — уверен Алексей Мельников, управляющий партнер ИТ-холдинга Fplus. — С одной стороны, в эту сферу сделаны гигантские инвестиции. А с другой — есть четкий государственный курс и указание президента, которое должно быть выполнено. К тому же геополитическая нестабильность еще долго будет влиять на принятие решений российскими компаниями, так что КИИ и дальше будет строиться на доверенных российских решениях, и заказчики, которым важна безопасность, сделают ставку на отечественные продукты».
Не будет тотального возврата иностранной продукции и в софтверной отрасли, утверждает Валентин Макаров. «На госпредприятиях и там, где есть КИИ, импортозамещение происходит в силу нормативного регулирования, поэтому там не будет возвращения импорта. Для предприятий, использующих ИТ-системы для управления критическими процессами, возможно только частичное возвращение зарубежных вендоров, поскольку риск очередного витка противостояния России и Запада и связанных с этим санкций слишком велик, а тяжелейший опыт срочного замещения импорта после ухода с рынка зарубежных вендоров слишком горяч. Там, где потребитель понес ущерб от ухода иностранного вендора, его возвращение также маловероятно. И только либерально настроенные потребители, особенно в сегменте b2c, с радостью вернутся к продуктам зарубежных вендоров», — считает эксперт.
В станкостроении есть номенклатура, которая имеет прямые запреты на иностранные поставки к нам, — это оборудование двойного назначение. «Вряд ли такие запреты будут сняты в ближайшей и в среднесрочной перспективе, так что в этих сегментах нашим производителям иностранная конкуренция не угрожает. Правда, доля таких станков в общем объеме номенклатуры не слишком велика — пара десятков процентов, но это дорогое и сложное оборудование. В этой нише наши производители смогут чувствовать себя спокойно», — утверждает Владимир Серебренный.
Иностранцы и не уходили
Для некоторых рынков возвращение иностранцев не актуально, потому что большинство брендов с этих рынков и не уходило, утверждают предприниматели. Это относится, например, к мебельной отрасли, где значимым был лишь уход IKEA, чья мебель, впрочем, производилась в основном в России. «Поставщики готовой мебели иностранного производства из России не уходили. Они продолжают поставлять свою мебель, для них только усложнилась логистика и система расчетов», — говорит Александр Шестаков.
По данным экспертов аналитической компании «Деловой профиль», доля импорта мебели сейчас невелика: она снизилась в общем объеме потребления с 41,3% в 2020 году до 20,7% в 2024 году, прогноз на 2025 год — 18,7%. Доля импорта в разных сегментах, по данным «Делового профиля», колеблется от 15% в детской мебели до 27% в сегменте корпусной мебели.
Не уходили из России и большинство иностранных брендов в фармацевтической отрасли. «Медицинская сфера имеет гуманитарное значение и, как правило, не подпадает под ограничительные меры. На фармацевтическом рынке были единичные примеры ухода с рынка отдельных продуктов и компаний, препараты эти на рынок уже едва ли вернутся, их место давно заняли конкуренты. Производственные активы ушедших проданы другим собственникам, обратная продажа теоретически возможна, но практически, я думаю, это относительно маловероятно. Большинство активов иностранных фармкомпаний продолжали работу в обычном режиме, так что в случае разворота политических процессов автоматический возврат к номенклатуре, которая была в распоряжении отрасли до 2022 года, будет едва ли возможен», — считает Николай Беспалов.
Правила важнее конкуренции
В тех отраслях, где импортозамещение достигло высокого уровня и российские производители завоевали значимые доли рынков, наибольшее значение будет иметь не возврат иностранных компаний, а само снятие санкций, утверждают эксперты и предприниматели. Оно позволит наладить прямые поставки оборудования, комплектующих и нормальную систему расчетов за импорт и экспорт, что значительно облегчит работу российским компаниям и снизит их издержки. Восстановление нормальных правил торговли оказывается важнее прихода конкурентов.
Для компаний, которые «с учетом меняющихся потребностей и новых условий регулирования усилили собственные продуктовые линейки, выстроили свою инфраструктуру, в том числе внутреннюю ИТ-инфраструктуру, цифровые площадки», более критичным будет не конкуренция с западными аналогами, а возможность вновь получать доступ к качественным технологиям и комплектующим, считает Надежда Тайц.
Для компаний, которые усилили продуктовые линейки, более критична будет не конкуренция с западными аналогами, а возможность вновь получать доступ к качественным технологиям и комплектующим
Аналогичное мнение высказывает и Никита Лапшин: «Возвращение представительств иностранных компаний позволит полноценно вовлекать в производство имеющиеся технологии, оборудование и технику в полном объеме, а при учете возобновления экономически выгодных логистических схем позволит также снизить стоимость владения. Нам было бы актуально восстановление поставок иностранного оборудования и запчастей. Это однозначно позитивно скажется на текущем ценообразовании строительного комплекса. В том числе поможет восстановить огромный пул технических ресурсов, которые на сегодня уже не могут эксплуатироваться по причине отсутствия запасных частей и расходных материалов».
В электронной отрасли Федор Боярков, вице-президент GS Group по развитию производства, оценивает долю новой продукции, заместившей импортную в последние 3 года, на уровне около 50% от общего объема рынка. Производители на этом рынке тоже больше всего ждут восстановления поставок компонентов, запчастей и технологий. «Возвращение поставщиков компонентов повлияет на нас положительно, а иностранных поставщиков конечной продукции — конечно, нет», — утверждает он.
«Фармрынок относительно слабо пострадал от прямых санкционных ограничений, но опосредованное влияние санкций все-таки было довольно серьезным. Оно касалось комплекса вопросов, связанных с необходимостью построения альтернативных систем логистики и проведения финансовых платежей, а также поиска альтернативных решений в отношении производственного и лабораторного оборудования, вспомогательных веществ, комплектующих для упаковки и т.п. Если здесь будет осуществлен возврат к прямым поставкам и налажены вопросы взаимных расчетов, отрасль и потребители от этого только выиграют, поскольку эти факторы оказывают значимый вклад в инфляционные процессы», — говорит Николай Беспалов.
Взаимодействие иностранных компаний с российскими будет происходить в новых форматах, на новых условиях, уверена Мария Чернобровкина. «Я думаю, что иностранцы будут работать с нами в первую очередь в формате контрактного производства. Такой формат, скорее всего, будет очень сильно востребован — чтобы иностранный инвестор не вкладывался в производственные активы, потому что это пока очень рискованно для них. Россияне вложат в совместное производство свои производственные мощности, а иностранный партнер — свою технологию или еще что-то, что можно в случае чего легко забрать обратно. Такое взаимодействие возможно, например, в каких-то сегментах электроники, машиностроения», — полагает эксперт.
Успешные не паникуют
Вероятность возвращения иностранцев не побуждает опрошенные РБК Петербург компании предпринимать какие-то конкретные превентивные меры. Некоторые компании сообщили только, что проверяют свою устойчивость. «Слухи о возможном возвращении иностранных брендов не оказывают на нас парализующего влияния. Мы не останавливаем внедрение новых решений, не замедляем развитие, а используем это как возможность тестировать устойчивость. Сценарий возврата международных компаний рассматривается внутри компании как один из рабочих. Мы тестируем устойчивость наших бизнес-моделей и решений в условиях усиленной конкуренции, чтобы при необходимости быстро адаптироваться», — говорит Надежда Тайц.
Те, кто достиг высокого уровня импортозамещения, уверены в своей устойчивости. «На текущий момент мы не вносим специальных корректировок в производственные или стратегические планы, исходя из слухов о возвращении иностранных компаний. Мы рассматриваем развитие как непрерывный процесс, а не как реакцию на возможное обострение конкуренции. Уверенность в продукте и понимание специфики локального рынка позволяют нам сохранять устойчивость даже при изменении внешней среды», — говорит Алексей Обухов.
«Никакого опасения (от прихода иностранцев. — Прим. ред.) нет, это здоровая конкуренция, которая всегда являлась двигателем прогресса и способствовала объективному ценообразованию. Чем больше игроков на рынке, тем более качественный товар и за меньшие деньги мы его получаем», — уверен Никита Лапшин. Это, кстати, относится, по его словам, и к отношениям с поставщиками. «Однозначно все российские производители, которые уже себя зарекомендовали, останутся нашими стратегическими поставщиками, и их мы менять не намерены», — заявил он.
Настоящая угроза
Настоящую угрозу российским производителям представляют китайцы, которые никуда не уходили и использовали санкционное давление на Россию для интенсификации своей экспансии в нашу страну, считает Елена Ткаченко. Пока эта экспансия сдерживается вторичными санкциями США, что облегчает россиянам успешное развитие импортозамещения. «Если вторичные санкции будут смягчаться, например путем введения разрабатываемых сейчас механизмов их эффективного обхода, тогда мы будем жестко конкурировать с Китаем, в том числе по импортозамещаемой продукции. Это нанесет чувствительный удар по нашему импортозамещению. Очень тяжело конкурировать со страной, которая прошла эти проблемы раньше нас и, соответственно, накопила больше собственных технологий», — отмечает Елена Ткаченко. По ее мнению, больше всего давление со стороны китайских конкурентов вырастет в станкостроении, робототехнике, инструментальной промышленности, судостроении.
Эту позицию разделяет и Алексей Обухов. «Наши основные риски связаны не с Европой или США, а с азиатскими производителями, прежде всего из Китая. Уже сегодня мы сталкиваемся с конкуренцией со стороны китайских компаний, которые, как минимум формально, подтвердили российское происхождение своей продукции и получили реестровые записи в ГИСП. Это дает им возможность участвовать в государственных торгах. Их продукция дешевле, но, как правило, уступает по качеству. Тем не менее наличие ценового преимущества и формального допуска делает их серьезными конкурентами, особенно в чувствительном по бюджету образовательном сегменте», — говорит он.
Импортозамещение продолжится
Как утверждают представители большинства опрошенных компаний, с приходом иностранцев импортозамещение не закончится — на него есть спрос даже при наличии зарубежных конкурентов. «Даже если вернутся крупные иностранные поставщики, импортозамещение как системный процесс не закончится. Напротив, это будет его новая фаза — не как ответная мера, а как осознанный выбор в пользу устойчивости и гибкости. Рынок уже изменился — появился запрос на независимость, на безопасность, на локальную поддержку. Мы живем уже в новой архитектуре поставок, где гибкость и диверсификация — основы устойчивости», — подчеркивает Надежда Тайц.
Рынок уже изменился — появился запрос на независимость, на безопасность, на локальную поддержку
Аналогичное мнение о ситуации в электронной отрасли высказывает и Федор Боярков: «Учитывая набранный темп, долгосрочные планы и объемы капиталовложений, на всех ответственных направлениях импортозамещение сохранится. Уж слишком сильно нас напугала ситуация, когда все встали и ушли».
Продолжится процесс замещения импортной продукции и в фармацевтике, поскольку он завязан на общей государственной политике и тех преференциях, которые получают отечественные компании в рамках стратегии «Фарма 2020» и соответствующего нацпроекта, считает Николай Беспалов. «Пока этих мер недостаточно, и они требуют существенной доработки для того, чтобы процесс замещения импорта поступательно развивался», — добавляет он.
«Тот темп, который набрали российские компании, не будет спадать. Они хотят занять свою нишу и сохранить лидерство на рынке РФ. Думаю, что возможный приход иностранных компаний подстегнет конкуренцию и еще более высокие темпы развития импортозамещения. В целом это позитивно и для отрасли, и для страны», — заключает Никита Лапшин.
«Думаю, что в случае изменения внешнеполитической ситуации возвращение иностранных брендов начнется в ближайшей перспективе. Это позволит нам полноценно вовлекать в производство имеющиеся технологии, оборудование и технику в полном объеме, а при учете возобновления экономически выгодных логистических схем также снизить стоимость владения. Но основные принципы взаимодействия будут существенно пересмотрены. Факторы импортозамещения, диверсификации поставок, налаживания производства, например, запасных частей непосредственно на территории нашей страны будут в приоритете».
«Востребованность биопрепаратов в мире растет и будет дальше расти. Во-первых, идет естественный процесс снижения урожайности на землях, которые долго эксплуатировались, почвам нужны новые стимулы. Во-вторых, растет спрос на органическое земледелие, и органические продукты, которые сейчас очень дороги, реально сделать доступными для массового потребителя. Сейчас мы внимательно изучаем Китай — там сложная сертификация, но сам рынок перспективный, есть большой запрос на аграрные биотехнологии».