От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

У российских брендов есть шансы на рынке, если они будут амбициозны

Фото: Александр Беляев
Фото: Александр Беляев
Предприниматель и коллекционер Павел Кейв — о развитии российской индустрии часов, конкурентных преимуществах отечественных марок и возвращении швейцарских брендов

Рынок часов — одна из тех сфер, где расширяется присутствие отечественных товаров. Российские марки часов не претендуют на место швейцарских производителей в luxury-сегменте или японских на масс-маркете. Однако у них есть признанные на международном уровне достижения и перспектива при определенных условиях сформировать собственный российский сегмент глобального рынка. О возможностях и ограничениях для развития индустрии рассказывает коллекционер, автор YouTube-канала о часах и генеральный директор компании Omoikiri Павел Кейв.

Смелые эксперименты

— Для многих российских отраслей последние годы, когда резко сократилась доля импорта, стали временем возможностей. Это относится к отечественному производству часов?

В некоторой степени относится. Есть несколько российских брендов часов, которые сделали заметные успехи и в развитии продукта, и в его продвижении. О них знают за пределами России.

Есть простой критерий присутствия часового бренда на глобальном рынке — представлен ли он на швейцарских выставках, таких как Geneva Watch Days или Masters of Horology, и связанных с ними событиях. Если часы не показывают в Женеве — считайте, что в мире их нет, для дистрибьюторов и коллекционеров они отсутствуют. Так вот, в Женеве регулярно присутствуют четыре бренда — «Ракета» и ИПФ от Петродворцового часового завода, а также мастера Константин Чайкин — признанный, самый титулованный лидер российского премиального сегмента, и Антон Суханов. Можно смело сказать, что сейчас именно они представляют российские часы в мире.

— Что такого сделали эти бренды, что стали заметны?

— «Ракета» использует надежные, существующие с советского времени, собственные механизмы и совершенствует их. К тому же она вступает в коллаборации с художниками и делает интересные лимитированные серии. Это самые известные российские часы в массовом сегменте, есть несколько других отечественных марок на масс-маркете, которых в Женеве никогда не было, потому что они даже не прошли бы туда по критериям. А «Ракета» — проходит, и это уже признание уровня российского часового производства. Что касается Константина Чайкина и Антона Суханова, то это мастера, работающие в дорогом сегменте. У них авторские механизмы, с усложнениями, и нестандартный дизайн — в области дизайна они делают смелые эксперименты.

Фото: Александр Беляев
Фото: Александр Беляев

— А в области инженерии?

Тоже есть примеры смелых экспериментов с успешным результатом. Не случайно еще в 2018 году на Часовом Гран-при Женевы (Grand Prix d’Horlogerie de Geneve, GPHG) Константин Чайкин получил премию в номинации «За дерзость». Эту награду ему дали за лимитированную серию «Джокер» — часы, сделанные в форме человеческого лица, причем апеллирующие к персонажам Стивена Кинга. В этом случае улыбка служила указателем фаз луны, а глаза — измерителями часов и минут, то есть в техническом смысле модель была весьма сложной. А в прошлом году Константин Чайкин поставил мировой рекорд, сделав ультратонкие механические часы — их толщина составляет всего 1,65 мм. Эта модель произвела фурор в мире.

— Можно ли оценить, какую долю уже заняли российские бренды на рынке — на внутреннем и, возможно, на мировом?

— Количественно их долю не измерить — в случае премиальных брендов речь идет о фабричном производстве десятками экземпляров. Под брендом ИПФ выпускается порядка 100-150 часов год, а Константин Чайкин и Антон Суханов делают уникальные лимитированные коллекции, обычно до 100 экземпляров в каждой. Потеснить швейцарские или японские бренды они не могут и такой задачи не ставят, насколько я понимаю. Но репутационно их вклад велик — они демонстрируют, что в России умеют делать не только нефть и автомат «Калашников».

Соучредитель Петродворцового часового завода «Ракета» Дэвид Джеймс Хендерсон-Стюарт, коллекционер, генеральный директор Omoikiri Павел Кейв (в центре) и основатель мануфактуры Константин Чайкин (справа)
Соучредитель Петродворцового часового завода «Ракета» Дэвид Джеймс Хендерсон-Стюарт, коллекционер, генеральный директор Omoikiri Павел Кейв (в центре) и основатель мануфактуры Константин Чайкин (справа)

— Важно ли, что новые российские марки имеют собственное производство, что это не только дизайн? И видите ли вы технологическое развитие отечественного часового производства?

— Да, я считаю ценным, что в России есть давняя культура часового производства и она не потеряна. В стране сохранились собственные ноу-хау и квалифицированные мастера. Более того, в индустрии говорят о том, что Петербург стал центром часового кластера нового поколения. В городе работал Константин Чайкин (позже он открыл мануфактуру в Москве), сейчас здесь работает Антон Суханов, и под Петербургом расположен Петродворцовый часовой завод, работающий сейчас и в массовом сегменте, и в дорогом (часы под брендом «Императорская Петергофская Фабрика» — ИПФ). Однако массовое производство часов люксового сегмента, которое существует в Швейцарии, — задача, которая в России пока не решаема, нет условий. Нет инфраструктуры и компаний, которые на протяжении десятилетий занимались бы производством комплектующих для часов высокого качества и их обработкой, работали бы в том числе с драгоценными металлами. Сложно, например, сделать стрелки из золота или золотой браслет для часов. Для лимитированной серии в несколько десятков штук эти задачи решаются, но для масштабного производства — нет.

Поэтому есть поступательное развитие, но нет формирования индустрии, включающей необходимую для часового производства технологическую цепочку.

В стране сохранились собственные ноу-хау и квалифицированные мастера. Более того, в индустрии говорят о том, что Петербург стал центром часового кластера нового поколения

Советская школа и большой рынок

— Пошли ли санкции на пользу массовым маркам российских часов, таким как «Ракета»? Российские часовые заводы расширили доли на внутреннем рынке?

— По моим наблюдениям, в массовом сегменте за последние несколько лет принципиальных изменений не произошло. «Ракета» устойчиво держит свои позиции на рынке — не теряет их, но и существенно не расширяет. Чтобы существенно расшириться, им надо закупать новое оборудование, а это дорого и сложно в условиях санкций. На мой взгляд, существенный рывок совершил Угличский часовой завод — и по представленности на рынке, и по развитию продукта. Они выпускают в том числе лимитированные модели, интересные для коллекционеров, чего раньше от них никто не ждал.

Как пример прорыва на часовом масс-маркете могу назвать Минский часовой завод «Луч» — за последние годы он очень заметно вырос по уровню механизмов, дизайна, маркетинга. Это не российский пример, но близкий к нам по условиям работы: та же советская школа часового производства, примерно те же производственные мощности. Видимо, он получил государственную поддержку, которую не получили российские часовые заводы, и смог усилить свои позиции. На мой взгляд, он сможет составить конкуренцию российским часам массового сегмента, если захочет.

— Можно ли сказать, что российская часовая школа имеет свои особенности по сравнению со швейцарской, например, которые могут стать конкурентным преимуществом для позиционирования в мире?

— У российских производителей, имеющих советское наследие, таких как Петродворцовый завод, есть достаточное количество надежных механизмов. Это стандартные калибры, которые хорошо себя зарекомендовали, в том числе и в некоторых странах Востока. «Ракеты» по своему уровню не уступают швейцарским ETA-механизмам. В Советском Союзе стояла задача — наладить производство исправно работающих часов, которые были бы доступны всем, и эта задача была выполнена. Является ли сочетание простоты, функциональности и невысокой цены уникальным преимуществом? Конечно, нет, но вместе с флером советской инженерной истории оно формирует узнаваемость марки «Ракета».

Я считаю, что с опорой на наследие и наработки сегодняшних представителей индустрии можно двинуться дальше и разработать новый российский механизм — национальный калибр часов. Это красивый путь совместного продвижения российских часовых марок на мировом рынке.

— Насколько такой путь реалистичен? Есть ли у представителей индустрии серьезные намерения расширять экспорт и делать для этого совместные шаги?

— Намерения расширять экспорт точно есть. Антон Суханов говорит, например, что планирует выходить на новые рынки — в Японию, Китай, страны Ближнего Востока. По поводу калибра — никто пока не заявлял о таких планах. Но я считаю эффективным создать ассоциацию часовщиков, разработать национальный калибр часов, представить его в Женеве и заявить тем самым о серьезных амбициях российской часовой индустрии на мировом рынке. У всех названных мной брендов есть потенциал роста. В какой степени он будет реализован — это во многом вопрос амбиций компаний.

Антон Суханов, часовой мастер, основатель мануфактуры «Антон Суханов»
Антон Суханов, часовой мастер, основатель мануфактуры «Антон Суханов» (Фото: пресс-служба)

«Они планируют возвращение»

— Сейчас широко обсуждается вероятность возвращения иностранных брендов в Россию. Велика ли она на рынке часов и угрожает ли развитию российских производителей?

— Вероятность возвращения — да, есть, и она достаточно велика. Я недавно вернулся с выставки в Женеве, и там представители индустрии обсуждали программы Rolex и Patek Philippe на расширение в России в 2026 году. И уже наши крупные дистрибьюторы люксовых часов вели переговоры на этой выставке, а год назад их к переговорам не допускали — значит, что-то изменилось. Вообще, ситуация с возвращением нелинейная: по своему основному бизнесу, производству и продаже моек люксового сегмента, я слышу от иностранных компаний, что кто-то разрабатывает бизнес-план на работу в России в 2026–2027 годах, а кто-то, наоборот, сворачивает все поставки и полностью уходит, потому что возникли серьезные проблемы с банковскими платежами. Однако именно в сегменте люксовых часов компании стремятся вернуться.

Ситуация с возвращением иностранных брендов нелинейная: кто-то разрабатывает бизнес-план на работу в России в 2026–2027 годах, а кто-то, наоборот, сворачивает все поставки и полностью уходит

— Почему?

— Очень просто: в России всегда покупают самое дорогое. Люксовые бренды одежды, часов и автомобилей будут возвращаться в первых рядах. Возвращаясь к часам, эти товары полностью и не уходили — их покупают через нескольких дистрибьюторов, которые хорошо поднялись на этих, частично серых, поставках. Но нет официальной торговли — моно— и мультибрендовых часовых бутиков, а для рынка люкса важно иметь витрину, красивый канал офлайн-коммуникаций.

Российские марки часов не конкурируют со швейцарскими и японскими грандами, они работают в других сегментах и развиваются настолько, насколько хватает ресурсов

Что касается угрозы нашим производителям, то я ее не вижу. Российские марки часов не конкурируют со швейцарскими и японскими грандами, они работают в других сегментах и развиваются настолько, насколько хватает ресурсов. Если бы они хотели продавать больше — мы бы увидели сейчас, когда рынок условно полупустой, взрывной рост их объема производства. Поэтому если что-то ограничивает представителей российской индустрии, то это не конкуренция с иностранцами.

Материалы выпуска
Рыночный расклад К возвращению иностранцев готовы
От первого лица Внешность стала бизнес-инструментом
Тенденции Новые технологии для врачей и пациентов
Рыночный расклад Высокий ресторанный сезон: новые открытия, сегменты и цены
Экспертиза Чем опасна дешевеющая нефть
От первого лица У российских брендов есть шансы на рынке, если они будут амбициозны
От первого лица «У отечественного бизнеса не сложилась культура ресурсосбережения»
От первого лица Адаптация через боль, или Можно ли IKEA вернуться?
Экспертиза Ресторанный бум: еда в России больше, чем еда
Инновации Ресурсы для развития
Тенденции Переходи на интенсив
Тенденции «Контролируемое охлаждение»: как меняется экономика Ленобласти
Экспертиза «Искусственный интеллект встраивается в любую систему»
Тенденции Реформа для всеобщего блага
Экспертиза В ситуации турбулентности бизнесу и власти важно оставаться в диалоге
Скачать Содержание
Закрыть