От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«У отечественного бизнеса не сложилась культура ресурсосбережения»

Фото: Илья Круглянский/РБК Петербург
Фото: Илья Круглянский/РБК Петербург
Генеральный директор компании «Супротек» Сергей Зеленьков — о влиянии геополитики на распространение ресурсосберегающих технологий в России

Доступность высокотехнологичного оборудования и современных технологических решений для российских производителей резко снизилась в последние три года — как из-за санкционных ограничений Запада, так и по причине высокой ключевой ставки Центробанка, затруднившей обновление производственных мощностей. Компании столкнулись с ситуацией, когда продление ресурса средств производства становится вопросом выживания. Насколько быстро происходит разворот бизнеса в сторону ресурсосбережения — в интервью РБК+ Петербург рассказал Сергей Зеленьков, один из основателей компании «Супротек».

Смена парадигмы

— Как меняется отношение российского бизнеса к проблемам сбережения ресурсов?

— Меняется все. Раньше ресурсосбережение не было в приоритете ни у государства, ни у бизнеса. Бизнес жил в парадигме: закупить за рубежом самое высокотехнологичное оборудование, эксплуатировать его, после нескольких замен узлов и деталей продать и купить в лизинг новое. Запроса на сбережение ресурса не было. Сейчас, когда лизинг недоступен, кредиты неподъемные, тема бережливого производства зазвучала иначе.

Например, когда в 2002 году мы создали компанию и начали производить триботехнические составы, то изначально делали ставку на индустриальное направление. Не вышло: сегмент оказался крайне консервативным, компании работали строго по регламентам иностранных производителей техники, определявшим, какие смазки и как часто можно применять. И хотя предлагаемые нами решения способны продлить ресурс силовых узлов в 2,5 раза, а подшипниковых узлов — в 3-5 раз, и дать существенную экономию, нас не услышали. В итоге мы много лет работали преимущественно в сегменте b2c, продавали свой продукт владельцам автотранспорта и реже — небольшим компаниями, занимающимся пассажирскими перевозками или имеющими парк спецтехники.

— Сегодня бизнес более открыт к сотрудничеству?

— Процесс идет, но медленнее, чем хотелось бы. Основных причин две. Прежде всего, это отсутствие у отечественного бизнеса культуры ресурсосбережения. Практически нигде не применяется ресурсомониторинг, большинство о нем даже не знают. Многие предприятия не только не занимаются технической оценкой узлов и агрегатов, но даже не ведут журналы учета обслуживания техники, проводя ремонты, по сути, по факту поломок. Системный подход к вопросам ресурсосбережению демонстрируют только крупные корпорации.

Вторая причина — это консерватизм мышления. Компании привыкли пользоваться определенными продуктами, и, хотя после ввода санкций они сильно выросли в цене, не всегда готовы пробовать новое. В том числе из-за ложной установки, что качественное — это только европейское. Приходится доказывать, показывать, разъяснять, проводить испытания. И когда убеждаются, что продукт без рисков можно использовать, что он приносит пользу, тогда они могут начать реагировать. С каждым полугодием все больше людей, принимающих решения в компаниях, нормально воспринимают российские продукты и технологии.

— Есть примеры, когда удалось заместить импортные продукты и стать поставщиками предприятий?

— Например, в ВПК потребность в смазочно-охлаждающих жидкостях (СОЖ) выросла остро. Мы предложили калининградскому заводу «Факел», входящему в структуру Роскосмоса, и сегодня они полностью перешли на наши продукты. Сейчас внедряем продукцию на предприятиях концерна «Алмаз-Антей». Наши смазки применяются на поездах «Ласточка» и «Иволга». Раньше Siemens поставлял так называемые «кулачки» в сборе, в которых уже была импортная смазка. Потеряв поставщика, представители РЖД обратились к нам, мы изучили вопрос и сделали устроивший их продукт. Ведем серьезные переговоры с «Северсталью».

Влияние санкций

— Получается, что западные санкции скорее предоставили вам новые возможности или все же создали проблемы?

—Я думаю, как любому другому предприятию, — в равной степени. Да, спрос на нашу продукцию на потребительском рынке органическим образом вырос: если человек не понимает, когда и на что сможет поменять свой автомобиль, он старается продлить его ресурс. Да, перед нами открылись двери в индустриальный сегмент, которые были закрыты два десятка лет.

Но дело в том, что в России фактически нет малой химии, и после ввода санкций мы в момент остались без компонентов для части нашей продукции. Если триботехнические составы, на долю которых сегодня приходится около 60% продуктового портфеля, стопроцентно локализованы в России, то для смазок использовались импортные присадки. Частично их удалось заменить на отечественные поставки, но такой продукции мало. Пришлось покупать европейские ингредиенты на 30−50% дороже, смириться с трехкратным удорожанием логистики и искать новых поставщиков в Китае и Индии.

И тут мы столкнулись с новой проблемой: один и тот же ингредиент по одному и тому же техническому паспорту от одного и того же производителя может серьезно отличаться. Это парадокс. То, чего раньше не знали с европейским поставщиками, сегодня получили с китайскими, индийскими и даже иногда — с российскими. Каждый раз приходится тратить время на исследования в наших аккредитованных лабораториях, корректировать рецептуру, доводить продукцию до нормального уровня качества.

Фото: Илья Круглянский/РБК Петербург
Фото: Илья Круглянский/РБК Петербург

— Как вы среагировали на появление высвободившейся ниши?

— Еще три года назад мы смазки не выпускали вообще, только думали в этом направлении. Но когда в 2022 году с рынка исчезли 65 тыс. тонн зарубежных смазочных продуктов, поняли, что надо постараться и преуспеть. У себя на производстве поставили новую линию, в короткие сроки разработали линейку новых продуктов и запустили производство.

Кроме того, осенью прошлого года кооперировались с заводом «Неозон» из Ленинградской области, производящим смазочные материалы. Они теперь выпускают свою продукцию под нашей товарной маркой, а мы предоставляем инжиниринговые услуги и выполняем функции торгового дома. Кросс-объединение дало возможность сделать хорошее предложение на рынке, быть конкурентоспособными и по цене, и по качеству. Сегодня в нашей линейке смазок уже около 400 юнитов. Помимо этого, хотим в 2026 году запустить собственное производство моторных масел.

В 2026 году хотим запустить собственное производство моторных масел

Расширение рынка

— Разговоры о том, что могут вернуться иностранные производители, вас настораживают?

— Абсолютно нет. Поймите, экономическая, технологическая безопасность государства, — это не временная задача. Сегодня уже невозможно вернуться к тому, что было раньше.

Но конкуренция в сегменте, безусловно, нарастает. Место ушедших поставщиков стараются занять корейцы, японцы, по-прежнему присутствует параллельный импорт из Европы. Российские нишевые производители провели модернизацию и серьезно наращивают объемы. Поэтому в большей степени, на мой взгляд, сейчас нужно думать о расширении рынка, о формировании спроса на ресурсосберегающие технологии у более широкого круга российских компаний.

К слову, похожий опыт у нас уже есть. До нас, можно сказать, рынка присадок в России не было. То есть, продукт уже был, а спрос на него и даже знания о нем — практически нулевые. Пришлось сначала создавать рынок, а потом уже приступать к реализации.

Экономическая, технологическая безопасность государства, — это не временная задача. Сегодня уже невозможно вернуться к тому, что было раньше

— Как вы планируете расширять рынок в этот раз?

— Недавно компания объединила вокруг себя коллег и создала ассоциацию ресурсо-энергоизбережения. Думаю, в этот раз распространение идей ресурсосбережения пойдет проще, чем когда мы одни несли этот флаг.

Если говорить о своей роли, то видим ее в создании в России научно-исследовательского инженерного центра разработки инновационных технологий в области ресурсо- и энергосбережения. Собственно, он уже складывается. Прежде всего, это люди. В нашей компании собраны специалисты: инженеры, технологи, химики, — которые способны выявить «боль» в том или ином промышленном сегменте или на конкретном производстве и найти лучшее ресурсосберегающее решение. Оно должно быть не очень дорогим, осмысленным и высокорентабельным. Вторая часть—это оборудование: инструменты диагностики, прогностики, вибродиагностики, которые помогает нашим специалистам правильно проводить оценку состояния техники и искать решение. Этот вопрос тоже закрыт.

И третья задача, к решению которой мы сейчас идем, — это воспитание специалистов в области аудита ресурсов. Мы столкнулись с тем, что сегодня их нет вообще.

Необходимо воспитывать специалистов в области аудита ресурсов. Мы столкнулись с тем, что сегодня их нет вообще

Это люди, которые приходят на предприятие, проводят обследование и могут сделать выводы, в каком состоянии находится оборудование, правильно ли его эксплуатируют, своевременно ли проводят техническое обслуживание, сколько оно еще прослужит. И выдают рекомендации сервисным командам, работающим на предприятии, что необходимо сделать, чтобы продлить сроки эксплуатации техники. Либо, как вариант, можно обучить специалистов сервисных служб компаний проводить такой аудит. Чтобы заявка в финансовый департамент компании подавалась не как «дайте денег поменять узел», а на основании протокола аудита ресурсов с обоснованием последствий несвоевременной замены для производства. Вот этим в том числе будет заниматься центр научно-инженерных решений в области ресурсосбережения.

Материалы выпуска
Рыночный расклад К возвращению иностранцев готовы
От первого лица Внешность стала бизнес-инструментом
Тенденции Новые технологии для врачей и пациентов
Рыночный расклад Высокий ресторанный сезон: новые открытия, сегменты и цены
Экспертиза Чем опасна дешевеющая нефть
От первого лица У российских брендов есть шансы на рынке, если они будут амбициозны
От первого лица «У отечественного бизнеса не сложилась культура ресурсосбережения»
Практика Адаптация через боль, или можно ли IKEA вернуться?
Экспертиза Ресторанный бум: еда в России больше, чем еда
Инновации Ресурсы для развития
Тенденции Переходи на интенсив
Тенденции «Контролируемое охлаждение»: как меняется экономика Ленобласти
Экспертиза «Искусственный интеллект встраивается в любую систему»
Тенденции Реформа для всеобщего блага
Экспертиза В ситуации турбулентности бизнесу и власти важно оставаться в диалоге
Скачать Содержание
Закрыть