
В Санкт-Петербурге ведется реализация сразу двух инфраструктурных мегапроектов: это строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Петербург-Москва и автомобильной Широтной магистрали скоростного движения, а также ряда городских дорожных проектов. Их реализация даст городу новые туристические потоки, повышение скорости доставки пассажиров и грузов и обеспечит новую логистику внутри города, отметил губернатор Петербурга Александр Беглов. Детали реализации крупнейших проектов, их значение для региона и страны, а также перспективы развития транспортного комплекса города — обсудили участники ПМЭФ-2025.
Одна агломерация
Пилотная трасса ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом пройдет по территории 6 регионов, «но всего в периметре проекта 23 субъекта РФ и порядка 150 промышленных предприятий», отметил Министр транспорта РФ Роман Старовойт в ходе пленарной сессии «Высокоскоростное движение — точки роста экономики будущего». Впоследствии аналогичные высокоскоростные магистрали планируется построить между Москвой, Рязанью, Минском, Нижним Новгородом, Казанью и Екатеринбургом.
«Значение ВСМ для нас невозможно переоценить. Это очень важный проект, — подчеркнул губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. — Это демонстрация сложения сил, прежде всего технических и финансовых, региональных и привлеченных. Самое важное, что мегапроект ВСМ говорит об устойчивости развития экономики нашей страны».
Строительство ВСМ Санкт-Петербург-Москва даст дополнительный импульс развитию железнодорожных грузоперевозок между центром России и регионами Северо-Запада, в том числе Арктикой, подчеркнул генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров.
ВСМ даст Петербургу новые туристические потоки, повышение скорости доставки пассажиров и грузов, обеспечит новую логистику внутри города и преображение территории исторического центра города в зоне реализации проекта, подчеркнул Александр Беглов. Он также отметил, что строительство ВСМ обеспечит «прямую, быструю и надежную» связь с Великим Новгородом. «Фактически мы объединяемся с Новгородской областью в одну агломерацию, соединяя промышленные, технические и научные компетенции, и сможем еще эффективнее работать на благо России как единое целое», — добавил Александр Беглов.
Дорога на Арктику
Еще большему усилению роли Санкт-Петербурга как транспортного узла России на Северо-Западе будет способствовать реализация проекта строительства Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), уверен глава региона. Она не только разгрузит центр города от транзитного транспорта, объединит южные и восточные районы города и наряду с КАД и ЗСД станет ключевой артерией скоростного непрерывного движения Петербурга, но впоследствии окажется частью транспортного коридора в Карелию, Мурманск и Архангельск.
Открытие первого этапа магистрали, от ЗСД до Витебской развязки, состоялось в декабре 2024 года. «Первый этап ШМСД, Витебская развязка, уже вышла на расчетные параметры загрузки. Горожане отмечают, что время проезда из южных районов Петербурга в центр сократилось на 20-25 минут», — отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Линченко.
Параметры ШМСД:
Общая протяженность основного хода ШМСД 2-4 этапов —
Шестиполосная трасса с расчетной скоростью до
Пройдет через Московский, Фрунзенский, Невский и Красногвардейский районы Петербурга, от Витебского проспекта до КАД.
Проект реализуется на принципах ГЧП, в федеральном бюджете на его реализацию предусмотрены 90 млрд руб.
Ввод в эксплуатацию новых этапов ШМСД намечен на 2029–2031 годы.
В дни проведения ПМЭФ-2025 был также дан старт 2-4 этапам строительства автострады — символическую памятную табличку в месте соединения первого и второго этапов ШМСД установили Роман Старовойт, Александр Беглов и президент-председатель правления Банка ВТБ Андрей Костин. «Мы верим в государственно-частное партнерство, на базе которого уже построены аэропорт Пулково, Западный скоростной диаметр и сегодня стартует 2-4 этап ШМСД. Более широкое использование этого механизма позволит в разы увеличить количество проектов, которые реализуются в нашей стране, ведь уровень развития инфраструктуры во многом отражает состояние экономики и общества», — сказал глава ВТБ Андрей Костин.

По мнению Александра Беглова, для оптимального использования региональных и федеральных бюджетных средств целесообразно включить ШМСД в перечень мероприятий, имеющих общегосударственное значение.
Городской мегапроект
На севере Санкт-Петербурга планируется реализация еще одного крупного инфраструктурного проекта — обеспечения транспортно-дорожной сетью будущего туристического кластера «Санкт-Петербург Марина» в Горской стоимостью 210 млрд руб. Развитие сопутствующей инфраструктуры этого проекта в рамках ПМЭФ Александр Беглов обсудил с главой Минтранса РФ.
Уже известно, что среди первоочередных мероприятий — строительство двухкилометрового путепровода через железнодорожные пути Сестрорецкого направления от Горской к Владимирскому проспекту, реконструкция Приморского шоссе со строительством путепровода через железную дорогу протяженностью почти

Сейчас идет разработка проектной документации по этим объектам. «Проектирование этих объектов мы планируем провести за счет городского бюджета. Финансирование сейчас прорабатывается в рамках Плана дорожной деятельности Минтранса России. А финансирование строительства улично-дорожной сети на территории «Горская» протяженностью более