Практика⁠, Санкт-Петербург и область ,
0

Дворец для пассажира: как строилось и куда протянется метро Петербурга

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru
В ноябре 2025 года метрополитену Петербурга исполняется 70 лет. Начавшаяся с семи станций городская подземка уже выросла в 10 раз. О прошлом и будущем петербургского метро — в материале РБК Петербург

Строительство метрополитена — одна из важнейших задач развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. На данный момент в зоне пешеходной доступности находится почти 60% плотной городской застройки, лучше всех обеспечены метро северные и восточные районы Петербурга. Однако есть и территории, где подземный электротранспорт до сих пор недоступен — это значительная часть Адмиралтейского, Кировского, Красносельского, Красногвардейского, Приморского, Выборгского и Калининского районов. В ближайшие пять лет эта ситуация может измениться: городские власти планируют продлить на север Невско-Василеостровскую линию, а также построить новую ветку метро, которая свяжет юго-запад с центром. О том, с чего начиналось метро Петербурга, как оно строилось и как будет развиваться — в материале РБК Петербург.

Полуторавековая мечта

Проекты сооружений, напоминающих метрополитен, предлагалось возвести в Санкт-Петербурге еще в начале XIX века. Впервые прорыть тоннель под Невой с Адмиралтейской стороны на Васильевский остров предложил инженер Василий Торгованов в 1820 году, Александр I тогда отклонил проект — царь выступал за наплавные мосты. Но город развивался, транспортная проблема обострялась, и инженеры время от времени безуспешно предлагали решать ее с помощью подземной железной дороги, предпочтение по-прежнему отдавалось мостам. И все же к концу XIX века строительство метрополитена в Санкт-Петербурге начало обсуждаться всерьез, речь шла как о подземном, так наземном метро. Впервые «подземка» могла появиться в 1917 году — тогда обсуждались два варианта: одна ветка с юга на север и две ветки, пересекающиеся в центре города. Однако грянули сначала Февральская, а затем и Октябрьская революция, перешедшая в Гражданскую войну — всем стало уже не до транспортных прожектов. К этой идее в Петербурге вернулись только в 1938 году, после ввода первых очередей московского метро. Работы по строительству метрополитена в Ленинграде начались в феврале 1941 года, метро в городе должно было появиться через год. Но с началом Великой отечественной войны все работы были остановлены, а шахты законсервированы. Это позволило после войны возобновить строительство и в рекордные сроки все же запустить первую ветку, позже названную Кировско-Выборгской линией, или «Линией 1» («красная линия»).

В 1955 году в ее состав входили семь станций — «Площадь Восстания», «Владимирская», «Технологический институт», «Балтийская», «Сталинская» (впоследствии «Нарвская»), «Кировский завод», «Автово». В 1956 году к ним добавилась «Пушкинская», а 1957 году были пройдены два первых в городе тоннеля под Невой — «красную линию» продлили до Финляндского вокзала.

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru

В 1961 году появилась Московско-Петроградская линия или «Линия 2» («синяя линия») из девяти станций: от «Парка Победы» до «Петроградской». В 1967 году метро пошло из центра на юго-восток города — открылась Невско-Василеостровская линия («Линия 3», или «зеленая линия») на участке от «Площади Александра Невского» до «Василеостровской». В последующее десятилетие ее достроили до «Ломоносовской» и «Приморской», а «красную линию» продлили на север до «Комсомольской» («Девяткино») и на юг до «Проспекта Ветеранов».

В 80-е годы ХХ века метро продолжило свое развитие. В 1981 году на «зеленой ветке» на берегу Невы открылась «Пролетарская», ставшая на тот момент самой глубокой станцией в городе — ее платформа находится на 72 м ниже уровня земли. Через три года «Линию 3» продлили до «Рыбацкого» и «Приморской». В том же 1981 году спринтерскими темпами пошла дальше на север и «синяя ветка»: в 1982 году открылись «Черная речка», «Пионерская» и «Удельная», в 1988 году — «Озерки» и «Проспект Просвещения». В 1987 году запустили новую Правобережную линию («Линия 4», «оранжевая линия») от «Проспекта Большевиков» до «Площади Александра Невского». В 1987 году ее дотянули до «Улицы Дыбенко», а в 1991 году — до «Спасской».

В постперестроечное время строительство петербургского метро замедлилось, сосредоточившись вокруг запуска новой Фрунзенско-Приморской линии («Линия 5», «фиолетовая линия»). С 1991 по 2023 годы в городе было введено в строй 18 станций — вся «Линия 5» от «Шушар» до «Комендантского проспекта», «Парнас» на «Линии 2» и «Новокрестовская» («Зенит») с «Беговой» на «Линии 3».

За это время восемь станций метро Петербурга стали национальными или мировыми рекордсменами в разных категориях.

Метро Санкт-Петербурга в 2025 году в цифрах:

  • 73 станции
  • 128,4 км тоннелей
  • 1998 поездов
  • 697,8 млн человек — планируемый объем пассажироперевозок в 2025 году

С новыми силами

Из длительного кризиса петербургское метростроение вышло в 2024 году, с открытием станции «Горный институт» на «Линии 4» и с началом активных работ по созданию Красносельско-Калининской линии («Линия 6», «коричневая линия»). «Метростроение вышло из кризиса. Мы создали с нуля нашу, городскую компанию. Нам удалось сохранить коллектив. Мы обеспечили финансирование, выкупили старое оборудование, привели его в порядок. Но, что особенно важно, впервые в истории города по нашему заказу на Обуховском заводе изготовлены два новых проходческих комплекса. Практически мы полностью взяли в городские руки наше метростроение», — подчеркивал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru

Целью городских властей на ближайшие годы является выход на высокие темпы ввода новых станций метро. До 2030 года, согласно программе «Десять приоритетов развития Санкт-Петербурга», должны открыться станции «Казаковская» («Юго-Западная»), «Путиловская», «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная» на «Линии 6»; «Богатырская» и «Каменка» на «Линии 3», обретет наконец выход на поверхность уже построенная станция «Театральная» «Линии 4».

Кроме того, до 2030 года город намерен продлить на юг «Линию 1». По плану, она пройдет через аэропорт «Пулково» и КВЦ «Экспофорум» к исторической части Царского Села и выйдет к строящимся в Пушкинском районе новой технологической долине и городу-спутнику «Южный». Финансирование этих проектов частично уже выделено: в бюджете города на 2026-2028 годы заложены 217 млрд руб., из которых 51 млрд руб. планируется потратить в следующем году.

К 2035 году, согласно Стратегии социально-экономического развития Петербурга до 2035 года, в городе должны быть введены 16 новых станций метро.

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru

В проекте генерального плана Санкт-Петербурга, утвержденном на расчетный срок до 2050 года, запланировано строительство 120 станций метро. Появление девяти станций к 2030 году и 16 станций к 2035 году соответствует текущим темпам развития метрополитена, считает вице-президент НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Александр Ходачек. По его мнению, ускорить строительство тоннелей и будущих станций может постановка на поток проходческих комплексов.

За счет появления новых станций улучшится транспортная доступность многих территорий Санкт-Петербурга. Продление Невско-Василеостровской линии, например, создаст дополнительный комфорт для жителей Приморского района, ближе к метро станет и Выборгский район, обещают в Смольном.

Вместе с РЖД

Строительство «Линии 6» связано с реализацией инфраструктурного мегапроекта создания ВСМ Петербурге — Москва. Станция «Лиговский проспект-2» станет точкой входа в вокзальный комплекс магистрали и обеспечит кратчайшую связь между метро и железной дорогой. С открытием этой станции город также получит еще один «подземный» пересадочный узел в центре: на «Лиговском проспекте» пересекутся шестая и четвертая линии метрополитена.

Еще одним важным направлением сотрудничества Петербурга и РЖД стала организация «наземного метро» для пригородных и внутригородских перевозок, которое становится частью развивающегося транспортного каркаса города.

Согласно генплану, к 2035 году 44% жителей Петербурга будут проживать в пешеходной доступности от станций метро, говорит Александр Ходачек. «Частично компенсировать отставание в строительстве метрополитена помогут развитие легкорельсового транспорта (скоростного трамвая) и строительство железнодорожных диаметров, которые соединят Гатчину с Токсово и Ломоносов с Сестрорецком», — поясняет он. Кроме того, отмечает Александр Ходачек, «удешевить строительство новых станций может вывод части линий метро на поверхность, как это реализовано в Москве, так как это позволит существенно снизить затраты на строительство, в том числе на установку эскалаторов».

Пережить ремонт

Одновременно со строительством новых станций в Петербурге собираются обновлять и старые. До 2030 года, по планам городских властей, на ремонт и реконструкцию «встанут» 14 станций, которые достигли предельного срока эксплуатации. В ближайшие три года на эти цели в петербургском бюджете заложены 11,8 млрд руб., уже известно, что этих денег хватит на восемь станций, включая «Гражданский проспект», «Технологический институт-2», «Озерки», «Обухово» и «Электросилу».

В числе ближайших задач — завершение реконструкции «Фрунзенской» и «Парка Победы» на «Линии 2». Открыть для пассажиров эти станции предполагают не ранее 2027 года. Наиболее масштабную реконструкцию проходит «Фрунзенская». На ней не только обновляют вестибюль, технические помещения и наклонный ход, и строят новый Единый диспетчерский центр метрополитена. Он откроется в 2029 году и заменит старый, еще 1961 года постройки, который работает на станции «Технологический институт».

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru

Ремонт станций предполагает не только обновление ее технических элементов, но и архитектурного облика. По словам главного архитектора «Метрогипротранса» Леонида Борзенко, новые решения находятся на стыке истории и современности. «Петербургское метро — это глубокое, безопасное и инновационное метро. В то же время мы до сих пор придерживаемся принципа «метро — дворец для пассажира», заложенного еще ХХ веке. И все это отражается в современных подходах к созданию вестибюлей станций, с поправкой на то, что сегодня нам доступны прогрессивные технологии строительства», — отметил Леонид Борзенко.

Ярким примером такого подхода, по его словам, станет вестибюль новой станции «Юго-Западная». «Работая над архитектурным обликом «Юго-Западной», мы прежде всего хотели учесть сторонний взгляд на Петербург. Первое, что приходит на ум, когда начинают говорить о Петербурге, это белые ночи. Вот это мы и отразили в интерьере станции — «опустили» в нее свет белых ночей, подчеркнули его арочными сводами, и одновременно создали аллюзию разводных мостов», — добавил Леонид Борзенко.

Новые вагоны

До 2030 года будет заменена половина работающих в петербургском метро поездов. Программа масштабного обновления подвижного состава стартовала в 2022 году. Тогда ГУП «Петербургский метрополитен» заключил контракт на приобретение 950 вагонов метро модели «Балтиец», которые производятся на Октябрьском электровагоноремонтном заводе. За три года метрополитен получил около 300 новых вагонов.

«Накануне юбилея метрополитена на первую линию вышел 37-й по счету состав. Теперь на «красной ветке» работают только новые поезда. До конца года город получит пять составов для новой шестой линии. Кроме того, скоро поезда «Балтиец» появятся на пятой и второй линиях», — пояснили в Смольном. Всего же до конца до конца 2025 года будет поставлено 344 вагонов, а в течение 2026-2028 годов — еще 306 вагонов, отмечал Александр Беглов.

Фото: gov.spb.ru
Фото: gov.spb.ru

«В создании поездов для метро участвует немало предприятий Петербурга. Они поставляют двери, пластик, электрооборудование и многое другое. Это принципиальная позиция города — создавать загрузку для наших производств. Сегодня мы достигли таких возможностей, и весомая доля заказов города размещается на петербургских заводах и фабриках. Для них это создает возможности по развитию производств, совершенствованию и открытию хорошо оплачиваемых рабочих мест. Для города — возможность получения налогов в казну», — подчеркнул губернатор.

От первого лица «Сейчас важно развивать морские транспортные направления»
Содержание
Закрыть