
К 2030 году в Санкт-Петербурге появятся десять новых станций метро. Большая часть из них расположена на новой для города, «коричневой», или Красносельско-Калининской линии, которая соединит юго-западные районы с центром Петербурга. По данным городского правительства, интенсификации метростроительства поможет запуск еще двух новых проходческих щитов, которые уже начали прокладывать тоннели. О том, какие станции метро и пересадочные узлы появятся в Петербурге в ближайшие годы — в материале РБК+ Петербург.
Кризис миновал
С 2026 года прокладывать новые тоннели петербургского метро будут сразу шесть проходческих щитов одновременно, что станет «рекордом в новейшей истории города», отметил губернатор Петербурга Александр Беглов на торжественной церемонии запуска в работу двух новых проходческих щитов. Они начали движение от стартовой площадки на южном берегу Обводного канала, будущей станции «Каретная», в двух направлениях — к центру города, к перспективному терминалу ВСМ на Лиговском проспекте, и на юго-запад, к станции «Путиловская» в Кировском районе.
«Метростроение вышло из кризиса. Мы создали с нуля нашу, городскую компанию. Нам удалось сохранить коллектив. Мы обеспечили финансирование, выкупили старое оборудование, привели его в порядок. Но, что особенно важно, впервые в истории города по нашему заказу на Обуховском заводе изготовлены два новых проходческих комплекса. Практически мы полностью взяли в городские руки наше метростроение», — подчеркнул Александр Беглов. Следующий этап — создание собственной проектной компании, добавил губернатор.

Один из щитов, произведенных на «Обуховском заводе», получил имя «Вера». Это российская разработка, оснащенная автоматической системой управления и гидравлическим приводом. На первом этапе «Вера» должна будет пройти почти четыре километра на глубине более 60 метров, общая же длина тоннелей между «Путиловской» и «Каретной» — около 7 км. Второй проходческий щит производства «Обуховского завода» начнет работу в начале 2026 года. После этого на проходке тоннелей Красносельско-Калининской линии будут одновременно работать пять проходческих комплексов, а всего на строительстве петербургского метро — шесть.
Сколько стоит строительство метро:
170 млрд руб. за три года планируют потратить в Петербурге на строительство метро.
Из них в 2025 году — 35 млрд руб.
7 млрд руб. город выделил на изготовление проходческих щитов и другое оборудование для строительства метро.
Участок от ст. «Казаковская» до ст. «Путиловская», согласно Адресной инвестиционной программе на 2025 год и плановый период 2026-2027 годы, обойдется в 2,24 млрд руб.
Всего до 2030 года власти обещают открыть 10 новых станций метро.
Новые станции метро
Александр Беглов подчеркнул, что по приоритетному проекту «Развитие метрополитена» Петербург взял на себя обязательство за 5 лет открыть 10 новых станций, что позволит увеличить пропускную способность метро минимум на 1,4 млн человек в сутки.
Сейчас завершается строительство первого пускового участка новой для Петербурга Красносельско-Калининской линии со станциями «Юго-Западная» и «Путиловская» — работы на этих станциях планируется завершить до конца текущего года. Вторая очередь
Линии 6 включает станции «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная». После «Каретной» в рамках строительства третьего пускового участка новая линия пойдет в сторону «Лиговского проспекта-2» и будущей станции «Суворовская».

Требуется пересадка
Новая линия получит сразу три пересадочных узла: «Заставская»/«Московские ворота», «Каретная»/«Обводный канал» и «Лиговский проспект». «Красносельско-Калининская линия идет в форме «полулуча» и соединит три линии метрополитена. Это сделает использование метро более комфортным для петербуржцев и гостей города. Не нужно будет ехать в центр Петербурга для того, чтобы сделать пересадку, например, с синей ветки на красную ветку», — пояснил генеральный директор АО «Метрострой Северной Столицы» Дмитрий Васильев.

Создание новых пересадочных узлов — важный этап в развитии городской подземки. «Основная проблема петербургского метро сейчас заключается в том, что сеть линий имеет довольно малую связность. Из-за этого простые продления линий не решают проблему транспортной обеспеченности — если мы добавляем еще одну станцию в конце линии, то сразу же получаем перегруз на предыдущей. А появление новых пересадочных узлов и расширение пересадочного контура действительно поможет улучшить работу метрополитена и сделать этот вид транспорта удобным для горожан», — поясняет эксперт в области комплексного транспортного планирования Владимир Валдин.
Перспективные планы
В рамках развития петербургского метрополитена идут работы и на других линиях метро. Так, проходческий щит «Надежда» прокладывает тоннели в северной части Линии 5: от «Беговой» к «Богатырской» и «Каменке». «В Приморском районе работает щит «Надежда», между «Богатырской» и «Каменкой». В следующем году он полностью закончит там работу, и мы перекинем его на другую линию», — уточнил Александр Беглов. Новые станции Линии 5, как предполагается, начнут работу не ранее 2028 года.
Увеличивается и Линия 1 — от «Проспекта Ветеранов» ее предполагается продлить в сторону аэропорта «Пулково» и «Экспофорума». «Президент России дал прямое поручение о строительстве линии метро в аэропорт Пулково с последующим продолжением ветки до станции «КВЦ «Экспофорум». Мы уже прорабатываем строительство участка. Обеспечение транспортной доступности южной части Петербурга даст мощный толчок экономическому развитию города. Строительство метро позволит связать с городской транспортной системой кампусы национального исследовательского университета ИТМО и Санкт Петербургского государственного университета», — подчеркнул Александр Беглов.
Помимо нового строительства город продолжит ремонт и реконструкцию станций, которые подошли уже к предельному сроку эксплуатации. До 2030 года в Петербурге должны быть отремонтированы 14 действующих станций. В настоящий момент на реконструкцию закрыты станция метро «Парк Победы» и «Фрунзенская».