
Активный рост интернет-торговли диктует бизнесу свои правила. Доставка до получателя должна быть быстрой и точной, а значит транспортировку и складские процессы необходимо держать под контролем. Поэтому бизнес все чаще отдает такую работу логистическим операторам. К 2030 году доля комплексной логистики (3PL) среди пользователей складской недвижимости России может вырасти с нынешних 10% до 40-50%, отмечается в совместном исследовании российских логистических операторов. Какой бизнес и для чего привлекает 3PL-операторов сегодня — в материале РБК+ Петербург.
Почему аутсорс
Рост интернет-торговли и ужесточение требований к упаковке товаров, срокам и объемам поставок стимулирует компании активнее обращаться к услугам 3PL-операторов. «Бизнесу выгоднее передавать функции маркировки, учета и возвратной логистики партнерам с готовыми IT-решениями и инфраструктурой. Это усиливает тренд консолидации, когда компании ищут партнеров, способных взять на себя выполнение новых требований», — говорит директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
Услуги комплексной логистики подходят компаниям, когда нужно быстро выйти на новые рынки, увеличить складские площади под растущий объем товарооборота без больших инвестиций в строительство собственного склада, найм персонала, закупку и обслуживание техники.
«Для большинства производителей работа с внешними партнерами выгоднее: логистика — это отдельный бизнес со своей спецификой, и держать ее под одной крышей с производством зачастую слишком затратно», — отмечает генеральный директор компании «Фрикейк» Виталий Панов.
Лидеры спроса
Наибольший интерес к комплексным услугам сегодня проявляют поставщики сетевых магазинов, дилеры запчастей для машин и техники, дистрибьюторы оборудования инженерного и производственного назначения, сообщили в ГК «Деловые Линии».
Как правило, это крупные и средние компании с многоканальным сбытом. Также рост рынка обеспечивают e-commerce и FMCG, фармацевтика и розничная торговля, добавляет Ярослав Кабаков. Существенное влияние оказывают также экспорт продукции сельского хозяйства, строительство и промышленность, особенно в Северо-Западном регионе, где сосредоточены порты и транзитные маршруты.
«Наша компания занимается поставками запчастей для сельхозтехники по всей России — от Калининграда до Камчатки. Широкая география и традиционные сезонные пики агросектора заставили нас отказаться от собственной логистики и признать, что подключение 3PL-операторов — не только оправданный, но зачастую единственно эффективный формат работы. Через партнерство с надежными операторами мы можем покрыть даже отдаленные регионы — Дальний Восток, Крайний Север, Сибирь.
Услуги 3PL позволяют нам сохранять гибкость: в пиковые сезоны, когда объемы кратно растут, мы не переплачиваем за простаивающий транспорт и складские мощности. Также, передав логистику на аутсорс, мы получаем комплексный сервис, включающий хранение, сборку, упаковку, доставку «под ключ», возврат и маркировку товаров».
Привлечение партнера позволяет оптимизировать издержки. «Мы используем 3PL-операторов для части процессов: складская обработка, таможенное оформление, транспортировка на длинных плечах. Это позволяет нам сфокусироваться на ключевых бизнес-задачах и сократить нагрузку на собственные ресурсы», — отмечает совладелец мебельной фабрики Brendoss Алексей Никонов.
Критерии выбора
При выборе 3PL-оператора стоит начать с определения масштаба бизнеса — региональный или федеральный. «Проще иметь централизованного поставщика услуг. После необходимо тщательно составить контракт: важно не забывать про пиковые сезоны, вывод дополнительного персонала, ответственность за медленные операции. Один из залогов успеха — надежная кооперация на уровне операционных работников. К примеру, поддержка 24/7 между специалистами, доступ к складу на постоянной основе, постоянная отчетность и доступ к WMS базе. Последнее, но не менее важное — современность ИТ-инфраструктуры», — говорит независимый эксперт в сфере логистики Олег Лисовский.
Руководитель компании Molbier Егор Оболенский также отмечает важность технологической интеграции — API для автоматизации обмена данными и WMS для учета остатков. Система WMS оцифровывает операции и ведет учет товаров на складе по количеству, качеству и другим атрибутам, управляет заказами на приемку и отгрузку.
Для бизнеса важны также точность сроков доставки и надежность партнера. «Идеальный 3PL-оператор для нас должен иметь прозрачные тарифы, IT-трекинг, компетенцию в маркировке и возвратных потоках, а также работать в сезон с высокой нагрузкой без сбоев», — перечисляет генеральный директор компании ООО «Агри партс рус» Максим Белопухов.
Также стоит обратить внимание на степень индивидуализации договора, то есть насколько подрядчик готов подстраиваться под ваш бизнес и учитывать ваши желания, отмечает, в свою очередь, Дмитрий Михеев, предприниматель, основатель бренда премиальных строительных материалов «АрхитектурНО».
«Клиенты ожидают от операторов гибкости и индивидуального подхода при решении логистических задач, — подтверждает заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» Дмитрий Хрущалев. — Например, для поставщиков крупногабаритного оборудования важен учет товародвижения в кубических метрах и сохранность при перевозке. А для компаний, занимающихся автозапчастями, обязательно, чтобы партнер умел работать как с крупногабаритными деталями, так и с мелкими или хрупкими комплектующими». Также важно, чтобы у оператора был выбор и готовых отраслевых решений. Например, для товаров повседневного спроса (бакалея, БАДы, табак, безалкогольные напитки и др.), промышленного оборудования, автозапчастей, ИТ-телекома, бытовой техники, электроники и других категорий.
«У нас есть собственный крупный склад, который позволяет хранить все необходимые товарные остатки, а для доставки мы используем услуги транспортных компаний. Мы пришли к собственному складу не с финансовой точки зрения, а с точки зрения гарантии надежности на каждом этапе. Выстроенная модель дает нам полный контроль над всеми процессами, от приемки до отгрузки, и пока остается оптимальной с точки зрения затрат.
Но 3PL-оператор может стать незаменимым партнером при масштабировании бизнеса: например, потребуется резко нарастить присутствие в новых регионах. Такое сотрудничество позволяет сделать это максимально быстро, без колоссальных капитальных вложений в строительство или аренду площадей. Бизнесу лишь остается сфокусироваться на развитии продукта и маркетинге».
Перспективы отрасли
Сегмент 3PL демонстрирует устойчивый рост на уровне 5–6% в год, перспективы его расширения сохраняются за счет цифровизации, увеличения доли онлайн-торговли, переориентации цепочек поставок и спроса на аутсорсинг непрофильных функций, говорит Ярослав Кабаков.
«Развитию комплексной логистики также будет способствовать потребность крупных производственных компаний в организации и управлении цепями поставок, сокращении издержек на хранение и транспортировку, цифровизации логистических процессов, —перечисляет Дмитрий Хрущалев. — Дополнительным драйвером роста спроса на комплексные складские услуги могут стать нацпроекты, связанные с импортозамещением. На рынке наблюдается рост доли свободных складских площадей высокого класса (А+, А, В), однако ставки на аренду складов остаются на прежнем уровне, при этом сохраняется дефицит работников склада и водителей».
Расширение маркировки, ужесточение требований маркетплейсов к упаковке и приемке, изменение в таможенном регулировании, скорее всего, приведут к расширению аутсорса логистических услуг.