Тренд на цифровизацию автомобильных заправочных станций (АЗС) в России, который начался после пандемии коронавируса и динамичного роста внутреннего туризма, переходит в новую фазу. В России растет число цифровых АЗС и многофункциональных зон дорожного сервиса. Эксперты рассказали, как смотивировать бизнес вкладываться в развитие такой придорожной инфраструктуры и каковы перспективы ее развития в России.
Цифровая АЗС
В стране растет число многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ) и цифровых АЗС. По данным Минтранса, в России действует уже 101 комплексная МФЗ и 1,8 тыс. малых МФЗ (под ними подразумевают несколько объектов дорожного сервиса, расположенных в пределах одной локации). Де-факто таких зон дорожного сервиса гораздо больше, уверен член Совета директоров группы «Автополе» (входит в холдинг «СКСР») Сергей Вайнер.
Говоря о цифровых АЗС, где большинство процессов автоматизированы и объединены в одну интеллектуальную систему, чаще всего имеют в виду заправочные станции, организованные в виде многофункциональных зон дорожного сервиса.
Один из последних примеров — интерактивная заправочная станция «Газпромнефть» в Тосненском районе Ленобласти. На 665 км трассы М-11 «Нева» водители, следующие по пути из Санкт-Петербурга в Москву, могут заправить свой автомобиль, а также воспользоваться расширенными возможностями самообслуживания в торговом зале с кофе-зоной. Главный итог модернизации АЗС, действующей с 2019 года, — увеличение пропускной способности. Здесь появились дополнительные топливо-раздаточные колонки, парковочные места, а внутри АЗС — кофемодули и экспресс-кассы.
Во многом развитию таких цифровых АЗС и МФЗ способствуют запросы клиентов, говорят эксперты. Дело в том, что все больше водителей привыкают заправлять авто и оплачивать топливо, не выходя из автомобиля, а сама площадь заправки становится для автолюбителей «территорией безопасности», отмечает глава региональной общественной организации автомобилистов «СПб.Авто» Святослав Данилов.
«Желательно, чтобы на пути следования хотя бы раз в 150-200 км появлялись такие многофункциональные хабы, цифровые АЗС и т.д. То есть места, где человек мог бы подкрепиться, «подкрепить» свой автомобиль, отдохнуть и, может быть, даже остаться переночевать. В понимании водителей, заправочная станция — это территория безопасности. Рассматривая те или иные маршруты для путешествий, особенно с детьми, люди всегда смотрят, какие и где будут по пути заправочные станции», — объясняет эксперт.
Взаимный интерес
«Чем больше на трассах, как минимум федеральных, будет таких МФЗ, тем больше людей будут путешествовать на авто, понимая, что они везде найдут сервис, — полагает Сергей Вайнер. — Плюс это поддерживает коммерческие грузовые перевозки. С деловой точки зрения, МФЗ — это точка бизнес-активности, которая притягивает другие бизнесы. Основывается некое ядро, вокруг которого начинает наращиваться новая инфраструктура. У нас очень разветвленная сеть дорог, и как раз МФЗ на дорогах могли бы стать точкой притяжения людей и бизнеса. То, насколько активно бизнес туда пойдет, также зависит и от активной позиции собственника дороги по привлечению и по поддержке инвесторов в таких проектах».
Собственник и генеральный директор компании «"Норд Вест" ТЭК», занимающейся перевозкой грузов по всей России, Роман Власов подтверждает, что развитие инфраструктуры дорожного сервиса положительно влияет на коммерческие грузовые перевозки. По его мнению, на заправочных станциях и МФЗ стоит уделять внимание внедрению современных технологий и интеграции с логистическими системами (например, Cargorun). Это поможет эффективнее планировать маршруты и управлять перевозками.
«Важно, чтобы АЗС-хабы предлагали полный спектр услуг для коммерческого транспорта, — объяснил Роман Власов. — Это может включать в себя не только заправку топливом, но и возможность технического обслуживания, ремонта, мойки, стоянки и т. д. АЗС-хабы и МФЗ должны быть расположены вдоль федеральных трасс и обеспечивать быстрый доступ к необходимым услугам».
Повысить интерес бизнеса к таким объектам также может стандартизация требований к придорожной инфраструктуре и регламентация количества таких объектов.
Модель МФЗ и цифровых заправочных станций в виде торговых комплексов, расположенных прямо на трассе подойдет для любых территорий, где существует потенциал получения клиентского трафика.
По словам Сергея Вайнера, во многих странах заправочные хабы находятся по обе стороны скоростной трассы с построенным между ними мостом. С точки зрения бизнеса, это довольно выгодная история. «По бокам от дороги находятся АЗС, а вся нужная людям инфраструктура, в том числе цифровая, находится в крытом, светлом и отапливаемом помещении внутри. Один из важных моментов — правильный выбор локации, нужно учитывать трафик на конкретной дороге», — подчеркивает эксперт.
Обратная зависимость
В части развития АЗС важно помнить, что не заправочные станции должны «оживлять» федеральные трассы, а, напротив — строительство и улучшение автомобильных дорог стимулируют увеличение потока автотранспорта, в том числе и с туристическими целями, а уже потом на участках дорог становится экономически целесообразным создавать заправочные комплексы, говорят эксперты. Приоритетными направлениями для строительства МФЗ видятся все трассы, ведущие на юг — именно по ним движется основной поток людей, готовых воспользоваться услугами придорожной инфраструктуры
При этом уровень сервиса на цифровых АЗС и других видах заправочных станций должен быть одинаков везде — так формируется уверенность клиента в том, что он найдет нужный ему функционал на заправке в любом уголке страны. «Если, заправляясь на АЗС одного бренда в Петербурге, я привык, что там достойное качество, то такие ожидания у меня сохраняются, когда я заправляюсь на АЗС того же бренда, например, в Ярославской области. Это очень важно для развития туризма», — говорит Святослав Данилов.
Петербург не испытывает нехватки заправочных хабов, однако в Ленинградской области есть большой потенциал развития, полагает Сергей Вайнер.
«У Ленобласти внушительная территория, и есть дороги с очень большим трафиком, — напомнил он. — Все упирается в заинтересованность бизнеса. Петербург находится внутри кольцевой дороги, внутри города есть все услуги, которые предоставляют цифровые АЗС и другие заправочные хабы. Есть потребность в их создании на КАД и дальше по радиусу от Петербурга — Выборгское направление, Киевское шоссе. На перегонах между городами — Ленинградская, Тверская, Московская области, и дальше на восток — это точно нужно. То, насколько бизнес активно туда пойдет, зависит от нескольких факторов: локация и потенциальный трафик, который зависит от интенсивности дорожного движения».