От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Корову невозможно поставить на паузу»

Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Операционный директор ГК «Терра Нова» Ричард Рон — о современных трендах молочной отрасли и нюансах финансовых моделей для производства мягких и твердых сыров

По оценкам BusinesStat, за 2020–2024 годах производство сыра в России увеличилось на 51%: с 572 до 861 тыс. тонн, при этом предел потребления пока не достигнут. Российские производители научились делать многие сорта, которые ранее ввозились исключительно из-за рубежа. В частности, группа компаний «Терра Нова», которая владеет среди прочего племзаводом «Новоладожский» в Ленинградской области, уже производит бри и четыре мягких итальянских сыра, анализирует возможности расширения линейки продукции. О том, как в текущих экономических условиях строится агробизнес полного цикла, — в интервью РБК Петербург рассказал операционный директор ГК «Терра Нова» Ричард Рон.

Эффективность на повестке дня

— Союзмолоко прогнозирует, что в 2025 году производство молока останется на уровне прошлого года — 26,3 млн тонн. Какие условия нужны для того, чтобы наращивать производство?

— По моим ощущениям, внутренний рынок достаточно хорошо обеспечен сырым молоком и импортируемыми ингредиентами. Поэтому увеличение производства молока возможно в том случае, если будет расширяться экспорт готовой молочной продукции.

— Можете ли вы дать прогнозы относительно цен на молоко?

— Исторически сложилось так, что цены на молочную продукцию не следуют за общими инфляционными трендами. Это означает, что мы должны продолжать повышать эффективность производства, сокращая затраты и удерживая маржинальность. В том числе за счет автоматизации части процессов и сокращения затрат на персонал.

Исторически сложилось так, что цены на молочную продукцию не следуют за общими инфляционными трендами

— Исходя из вашего опыта, какие есть возможности по автоматизации в молочном животноводстве?

— Это зависит от типа фермы. В условиях привязного содержания эти возможности ограничены и связаны, в первую очередь, с кормлением животных. В случае беспривязного содержания возможностей больше, в том числе — автоматизация процесса доения, которая позволяет сократить количество операций, необходимых для данного процесса, и, соответственно, количество работников, задействованных в процессе.

Оборудование и кадры

— Вы используете импортное оборудование. Насколько остро в текущей ситуации стоит вопрос с его обслуживанием?

— На данный момент мы с этой проблемой не столкнулись. Действительно, ситуация с поставками импортного оборудования сокращает возможности дальнейшей автоматизации. При этом мы должны постоянно работать в этом направлении, чтобы оборудование могло устойчиво работать в минимальной зависимости от персонала.

— Насколько сложно сегодня найти квалифицированный персонал в вашей отрасли?

— Люди идут в сельскохозяйственные вузы, приток новых людей есть. Но, на мой взгляд, проблема высшего образования в аграрном секторе в том, что оно дает больше теории, чем практики. Еще одна проблема заключается в том, что молодые люди, которые интересуются современными технологиями, предпочитают жить в городах, а не в сельской местности.

— Видите ли вы какие-либо решения этой проблемы?

— Например, в Австралии для шахтеров строят вахтовые поселки, в которых сотрудники живут по три недели, после чего на две недели возвращаются в город. В этих поселках есть вся необходимая инфраструктура. Но когда ты производишь продукт, цена которого не коррелирует с инфляцией, а банковская ставка превышает 21%, это можно обсуждать только в теории.

Горизонт планирования

— Переходя от теории к практике, как продвигается ваш проект по увеличению поголовья в Ленинградской области?

— Мы по-прежнему находимся в процессе получения участка от Росимущества для нашего второго хозяйства в Ленобласти — племзавода «Мыслинский». Прогресс в этом направлении есть. Мы планируем построить новую современную ферму на 2,5 тыс. голов.

— Каковы планы по увеличению выпуска готовой продукции из собственного молока?

— Мы сейчас в процессе проектирования расширения производства нашей линейки французских сыров под брендом Nova Artisana, в планах увеличить их производство в пять раз.

— Сейчас вы поставляете сыры, преимущественно, в рестораны?

— Да. При этом ресторанный рынок имеет ограниченный объем, и с увеличением производства до, условно, 100 кг мягкого сыра в день, нам необходимо будет расширить поставки в магазины.

— Не так давно вы вывели на рынок собственный бри. Насколько российский потребитель хорошо воспринимает бри отечественного производства?

— Безусловно, вкус сыра будет отличаться в зависимости от региона производства. Однако Франция не может накормить сыром весь мир. Качество сыра во многом зависит от качества молока — это и уровень казеина (молочного белка), и его чистота, и даже уровень стресса, который испытывают коровы. За всем этим мы тщательно следим на наших фермах. Например, благодаря специальным устройствам, похожим на фитнес-браслеты, мы знаем, сколько коровы спят, а сколько времени проводят в движении.

— Каковы ваши дальнейшие планы по расширению линейки сыров?

— У нас есть запросы относительно твердых сыров, например, петербургские англичане очень ждут от нас чеддер, многие говорят о пармезане. Но производство твердого сыра требует минимум шесть месяцев. То есть мы должны увеличить производство молока, понести соответствующие затраты, понимая, что первые финансовые потоки получим только через полгода. При этом у нас нет возможности как-то зафиксировать цены на будущий сыр на этот период. Один мой знакомый производитель в США был вынужден в ковид продавать пармезан себе в убыток, потому что спрос упал, а запасы образовались большие. И если обычный завод можно в такой ситуации приостановить, то корову «поставить на паузу» невозможно.

— То есть, фактически, сейчас горизонт планирования меньше, чем срок созревания пармезана?

— Именно.

— И все же, говоря о планах и прогнозах, какие вы видите долгосрочные тренды в молочной отрасли?

— Во всем мире сейчас идет тренд на увеличение потребления молочной продукции. Он связан с трендом на здоровый образ жизни, здоровое питание. Молочные продукты — это источник белка. И если, например, в России творог — обыденность, то в Европе и США — это трендовая новинка, про которую снимают видео для блогов. Кстати, возможно, и нам стоит этим заняться.

В России тоже есть потенциал для расширения рынка: здесь пока потребление молочной продукции вдвое ниже, чем в странах Северной Европы

В России тоже есть потенциал для расширения рынка: здесь пока потребление молочной продукции вдвое ниже, чем в странах Северной Европы. Отчасти это вопрос культуры и традиций питания. Но мы должны понимать, что, если спрос будет расти, мы должны будем наращивать производство. А для этого нужен целый ряд условий, включая повышение эффективности без ущерба для животных и для качества молока, комфортные условия для персонала и т. д.

Практика Адаптация через боль, или можно ли IKEA вернуться?
Материалы выпуска
Рыночный расклад К возвращению иностранцев готовы
От первого лица Внешность стала бизнес-инструментом
Тенденции Новые технологии для врачей и пациентов
Рыночный расклад Высокий ресторанный сезон: новые открытия, сегменты и цены
Экспертиза Чем опасна дешевеющая нефть
От первого лица У российских брендов есть шансы на рынке, если они будут амбициозны
От первого лица «У отечественного бизнеса не сложилась культура ресурсосбережения»
Практика Адаптация через боль, или можно ли IKEA вернуться?
Экспертиза Ресторанный бум: еда в России больше, чем еда
Инновации Ресурсы для развития
Тенденции Переходи на интенсив
Тенденции «Контролируемое охлаждение»: как меняется экономика Ленобласти
Экспертиза «Искусственный интеллект встраивается в любую систему»
Тенденции Реформа для всеобщего блага
Экспертиза В ситуации турбулентности бизнесу и власти важно оставаться в диалоге
Скачать Содержание
Закрыть