
Ключевая ставка больше полугода продержалась на уровне 21%. Несмотря на это, по данным ЦБ, рост корпоративного кредитования в прошлом году оставался повышенным. Темпы роста потребительского кредитования замедлились, но остались положительными. Какие факторы поддерживают спрос на кредитование, что происходит с депозитами, какие банковские продукты и сервисы востребованы сегодня у бизнеса и розничных клиентов — в интервью РБК Петербург рассказал региональный управляющий Альфа-Банка в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Антон Кузнецов.
Кредитование живет
— Какие вы могли бы выделить тренды с точки зрения банковской деятельности по итогам прошедшего полугодия?
— Предлагаю начать с розничного сегмента. Мы видим, что банки немного охладили конкурентную борьбу, перестав наперебой предлагать повышенные процентные ставки по вкладам. Все меньше на рынке предложений со ставкой, значительно превышающей ключевую ставку ЦБ РФ. Пятый месяц подряд средневзвешенная ставка по депозитам снижается, это сигнал о том, что, если вы планируете разместить деньги в банке, лучше это делать сейчас и выбирать максимально длинный срок. Или покупать облигации с максимальным сроком к погашению. Кроме того, потихоньку начинают снижаться процентные ставки по кредитованию, что может быть мягким сигналом к скорому смягчению монетарной политики ЦБ. В розничном кредитовании стало чуть меньше беззалогового кредитования (потребительские кредиты и кредитные карты) и больше залогового (ипотека, кредитование под залог недвижимости), сильно больше кредитования под залог автомобилей за счет множества программ с пониженной процентной ставкой.
— Что вы наблюдаете в корпоративном сегменте?
— С точки зрения корпоративного сегмента все хорошо. Период высоких процентных ставок не привел к резкому спаду спроса в кредитовании. Деньги дорогие, но и потребность в финансировании сохраняется. Я слышал дискуссии на рынке о том, что дорогие кредиты снижают рентабельность бизнеса. С этим не спорю, но важно понимать, что в разных отраслях разная ситуация. Например, в оптовой торговле есть отдельные проблемы, связанные с ограничениями внешнеторговых операций, но внутренний спрос высокий, и если мы посмотрим на отчеты торговых компаний, то у них и выручка, и прибыль растут. Розничная торговля тоже финансово устойчива за счет роста располагаемых доходов населения. Банковский бизнес, если мы посмотрим на отчеты публичных банков, растет. Производственный сектор также уверенно себя чувствует, в том числе за счет роста государственных контрактов. В жилищном строительстве чуть сложнее за счет снижения доли государственных ипотечных программ и дорогого проектного финансирования, но я уверен: компании-застройщики справятся.
— А если посмотреть на проектное кредитование?
— Проектное финансирование — относительно новый вид кредитования. Тут важно не путать его с инвестиционным финансированием, где кредитный риск принимается на текущее финансовое состояние компании — например, на расширение текущего производства или закупку нового оборудования или техники. В проектном кредитовании кредитный риск принимается на будущие финансовые потоки, формируемые самим проектом. Это может быть запуск нового производства или строительство торговых или складских площадей. Прошлый год для Альфа-Банка в Санкт-Петербурге был рекордным с точки зрения количества новых проектов, которые мы реализовали. Бизнес нашего региона видит перспективы развития, видит новые ниши и готов вкладывать в это средства.
— Как вы оцениваете риски, связанные с возможным возвращением иностранных компаний на российский рынок?
— Я не думаю, что компаниям, которые ушли с российского рынка, будет так просто вернуться. Во-первых, у нас один из сильнейших регуляторов, который настроен защищать отечественный бизнес. Во-вторых, здесь можно провести аналогию с ретейлом (как вы знаете, в «Альфа Групп» входит не только Альфа-Банк, но и X5 Retail Group), когда товар потерял место на полке, его не так просто вернуть. Это достаточно сложный процесс, и, скорее всего, российские компании и регулятор будут занимать сторону российских поставщиков. В этом плане я больших опасений не вижу.
Малый бизнес — под давлением
— Какова ситуация в малом бизнесе?
— Долгий период высокой ключевой ставки действительно оказывает давление на некоторые сегменты малого бизнеса. Мы наблюдаем рост просроченной задолженности в сегменте малого бизнеса, и это не специфика Альфа-Банка, а повсеместный тренд. Тут важно сказать, что мы всегда идем навстречу предпринимателям, если они занимают честную, открытую позицию. В Альфа-Банке Санкт-Петербурга обслуживается более 100 тыс. компаний сегмента малого и микробизнеса, это более 20% от всех предпринимателей города. Мы ежедневно рефинансируем задолженности, пересматриваем условия погашения, устанавливаем кредитные каникулы нашим клиентам.

Высокие ставки существенно повысили финансовую грамотность не только кредитующихся компаний, но и компаний с наличием временно свободных денежных средств. Предприниматели стараются не оставлять деньги просто на счете, размещают их в овернайт или короткие депозиты, у нас для этого есть все инструменты, включая проведение этих операций онлайн.
Усиление конкуренции и рост активности
— Дальнейшие ожидания по рынку во многом будут зависеть от динамики ключевой ставки. Каких прогнозов в этом отношении придерживается ваш банк?
— Мы рассчитываем на то, что ставка в этом году будет снижаться. Может быть, нерезко, постепенно, по 50–100 базисных пунктов. По-прежнему многое зависит от внешней политики России. Я лично свои ожидания строю на том, что пик роста ключевой ставки уже прошел.
— Как будут развиваться события в финансовом секторе по мере снижения ставки?
— Это приведет к усилению конкуренции между банками, потому что вновь будет актуален такой продукт, как рефинансирование. Вероятно, это приведет также к взрывному росту экономической активности предпринимателей и физических лиц, стремящихся снизить свою долговую нагрузку за счет рефинансирования задолженности под более низкую процентную ставку.
Снижение ставки приведет к усилению конкуренции между банками, потому что вновь будет актуален такой продукт, как рефинансирование
— А в розничном сегменте? Сколько времени пройдет, прежде чем люди начнут выходить из депозитов?
— Выходить, наверное, нет, скорее всего, будет меняться структура портфеля. Если есть ожидания по снижению ключевой ставки, значит, нужно как можно скорее «удлинять» свои депозитный и инвестиционный портфели. Перекладывать средства из накопительных счетов в длинные депозиты или покупать ОФЗ с долгим периодом погашения. Мы уже сейчас видим рост активности на фондовом рынке. Люди начинают перекладывать деньги из депозитов в длинные облигации, и я в том числе.
— Существует ли с точки зрения банка некий комфортный уровень или коридор ставки рефинансирования как для кредитования, так и для депозитов?
— Скорее, можно говорить о некоей равновесной ставке, с точки зрения потребителя. Например, мне, как физическому лицу, сегодня было бы комфортно взять кредит под 10–12%. Депозит тоже становится интересен начиная от 10%, но это мое субъективное мнение.
А с точки зрения банка есть много других факторов, а внутреннее казначейство как раз их балансирует. ЦБ весь прошлый год поднимал и удерживал ставку — привело ли это к сокращению кредитования? Нет. К сокращению кредитования привел пересмотр норматива достаточности капитала со стороны Центрального банка. В результате банкам пришлось сокращать объемы кредитования. Привел ли рост ключевой ставки к росту депозитов? Да, причем как в сегменте юридических, так и физических лиц.
Цифровизация: есть над чем работать
— Сейчас говорят, что банк — это уже не только финансовая организация, а ИТ-компания. Какие тренды вы наблюдаете в этой связи?
— Продолжается цифровизация, набирает обороты искусственный интеллект, который проникает уже во все внутренние процессы банка, растет скорость, безошибочность и безопасность.
— Что еще можно цифровизировать?
— На самом деле не во всех банках степень цифровизации одинакова. У нас 98% операций оцифровано, а оставшиеся 2% — те, которые невозможно полностью перевести в цифру исходя из законодательных ограничений, например, наследство нельзя оформить без нотариуса.
98% операций у нас оцифровано, а оставшиеся 2% — те, которые невозможно полностью перевести в цифру исходя из законодательных ограничений
При этом цифровизация — это не только сама возможность воспользоваться услугой, но и удобство, простота интерфейса, доступность и скорость. Мы считаем себя лидерами рынка в этом процессе, тем не менее мы видим пути дальнейшего развития наших технологий.
— Например?
— Например, в розничном сегменте мы запустили собственный мобильный оператор «Альфа-Мобайл», который вписан в экосистему банка, то есть вы можете управлять связью через единое мобильное приложение, распределять средства, получать кешбэк и т.д. Для корпоративного сегмента мы запустили внутри нашего банк-клиента продукт «Альфа-Босс».
— В чем его суть?
— Банк-клиент — это достаточно сложная программа, которая устанавливается для взаимодействия и коммуникации компании с банком. В ней передаются документы, формируются платежные поручения, здесь же — зарплатные проекты и многое другое, банк интегрирован практически во всю хозяйственную жизнь предприятия. Как правило, руководитель компании передает контроль над этой системой финансовому директору или главному бухгалтеру. «Альфа-Босс» позволяет осуществлять контроль именно на уровне CEO. Директору нужно понимать, как проходят платежи, сколько средств на счетах, какие комиссии, где сейчас заявка на кредит, как быстро происходит рассмотрение, если есть заминка, то на чьей стороне. По сути, мы создали сервис внутри банк-клиента с простым и понятным интерфейсом, который позволяет руководителю очень наглядно и быстро посмотреть все аспекты взаимодействия с банком, оценить, насколько оно эффективно, и принять правильные решения.
— Еще одно следствие цифровизации — это цифровые финансовые активы (ЦФА). Какова сейчас динамика в этом сегменте?
— Мы наблюдаем двукратный рост практически ежеквартально.
— С чем он связан?
— ЦФА — это простой инструмент привлечения денежных средств для корпоративных клиентов. По стоимости получается дешевле, чем взять кредит в банке. А для физических лиц ЦФА — это возможность быстро и легко разместить деньги по ставке выше, чем по депозитам или облигациям. Уже сейчас многие знаковые компании, в том числе петербургские, размещают ЦФА. Мы уверены, что интерес к этому продукту будет только расти.