Аналитики уверены, что развитие сетей 5G принесет глобальной экономике десятки триллионов долларов уже в этом десятилетии. Некоторые страны уже начали получать преференции от новой технологии, Россия же пока выпадает из мирового тренда. О том, как автоматизация технологических процессов и перспективы развития 5G в России перекликаются в контексте внедрения этого стандарта на глобальном уровне, РБК Петербург рассказал директор представительства VIAVI Solutions в России и СНГ Денис Сладких.
ПОТЕНЦИАЛ ВЗРЫВНОГО РОСТА
— Что и почему является сдерживающим фактором распространения сетей 5G?
— Перспективы развития 5G могут быть обесценены незрелостью экосистемы, недостаточным масштабом производства и отсутствием абонентских устройств на рынке. Я смело могу утверждать: 5G не запускается по модели plug and play [включил и играй – ред.] — в противном случае мы бы увидели намного больше развернутых сетей по всему миру. Поэтому при развертывании сетей нового поколения обязательно должен быть больший контроль и внимание к деталям, чем, к примеру, при расширении покрытия сетей предыдущих поколений.
Нужно понимать и то, что не только отсутствие выделенных частот является сдерживающим фактором. В первую очередь это вопрос разработки стандарта: будет ли он создан обособленно, с нуля, что неминуемо повлечет за собой проблемы с абонентскими устройствами, или все-таки это будет сотрудничество с 3GPP [3rd Generation Partnership Project, консорциум, разрабатывающий спецификации для мобильной телефонии – ред.]. В гонке 5G — раз уж наша страна и так не в числе лидеров — у нас нет права допускать ошибки в планировании сети. Это и есть самый главный сдерживающий фактор.
— Какими, на ваш взгляд, будут последствия запуска 5G для страны в целом и для телеком-рынка?
— 5G предоставит массу возможностей. Появится гибкость, которая придет с новыми бизнес-моделями. Операторы смогут увеличить рынок за счет новых участников, новых услуг и сервисов. Но так как мы все же находимся в роли догоняющего другие страны по уровню развертывания сетей нового поколения, перед операторами встанут новые вызовы, с которыми им придется разбираться.
5G в отличие от сетей предыдущего поколения дает потенциал индустриальной автоматизации. Уже сейчас мы можем привести в пример тестирование «Белаза» в Хакасии. Результат проекта — автоматизация процесса, экономия бюджета и сохранение человеческих жизней, и это уже не трамвай, идущий по рельсам без водителя — это шаг в сторону той самой четвертой промышленной революции, о которой в последние годы так много говорят.
Примечательно, что потенциальные пользователи сами не знают, что они ждут от сетей нового поколения — об этом свидетельствуют результаты отчета GSMA Intelligence: 81% респондентов ответил, что главное в 5G — это увеличение скорости и уменьшение задержек. Но мало кто может ответить, зачем это нужно. А ведь благодаря этому можно будет реализовать множество интересных кейсов — например, запустить проекты в области иммерсивного образования.
— Получается, мы уже сейчас можем определить, какие направления ждет взрывной рост после запуска 5G?
— Хотелось бы, но пока практически невозможно предсказать, что действительно впоследствии станет определяющим вектором. Технология 5G с ее широким спектром сценариев применения, безусловно, является движущей силой Индустрии 4.0. Но, как мы помним, несколько лет назад никто не смог спрогнозировать, что количество текстовых сообщений в мессенджерах превысит в несколько раз число голосовых вызовов, а благодаря развитию сетей 4G начнется эра TikTok и стрима. На мой взгляд, в отличие от 3G и 4G пятое поколение касается не столько конечных потребителей на массовом рынке, сколько части корпоративных институтов — по крайней мере на начальном этапе развертывания сетей. Именно поэтому мы не имеем права потерпеть неудачу.
ФАКТОРЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ
— Каковы перспективы развития отечественных вендоров 5G? Каковы факторы успеха или неудач подобных начинаний?
— Я уверен, что будущее у российских вендоров есть, и для развития института отечественного разработчика должны создаваться все условия. Если им не придется разрабатывать все технологии с нуля со сроком «вчера», российские производители смогут занять свою нишу. Например, мы недавно начали сотрудничать с отечественным разработчиком базовых станций «ГлобалИнформСервис». Эта компания первой в России начала применять подход нагрузочного тестирования в лаборатории для обеспечения динамической емкости, имитации тысяч абонентов, проверки пропускной способности оптоволокна, транспорта и RF, автоматизации процесса оптимизации сети, аналитики в сочетании с трехмерными данными о местоположении. Это ставит их в один ряд с большой тройкой глобальных вендоров. А мы в свою очередь дали им возможность использовать лучшие существующие наработки в сфере тестирования и верификации сети. Также мы ведем переговоры с НПК «Криптонит» и с компаниями МТС, «Элемент» и «Сколтех», в рамках их договора о совместной разработке оборудования для сетей радиодоступа с открытой архитектурой (Open RAN) для 5G /REUTERS. Но таким путем идут не все отечественные компании, желающие играть на поле 5G.
— Что нужно от государства, чтобы этот телеком-сегмент развивался?
— Поддержка. Открытый вопрос с частотами и отсутствие единой нормативной регуляции — все это приведет к отставанию и в итоге к монополии. А это значит, цены будут завышены, а качество продукции низким — это объяснят повышением стоимости производства и его вынужденным расширением или покупкой патентов на ключевые технологии. Но самое главное — мир может поделиться на два лагеря: одни страны будут строить сети 5G на базе новейших технологий, а другие искусственно ограничат конкуренцию и, как следствие, развитие беспроводной инфраструктуры пятого поколения. Успешные кейсы — это всегда меморандум о взаимопонимании. Давайте вспомним «АвтоВАЗ» и Fiat — их коллаборацию вполне можно считать успешным кейсом, такой подход применим и к ИКТ-отрасли.
Телеком-индустрии необходимо перенимать лучшие практики — что-то адаптировать, где-то создать свою технологию, где-то запускать коллаборации. Именно совместная работа сможет обеспечить помощь в развитии национальных компетенций и создании в России доверенных сетей 5G, построенных на российском оборудовании и программном обеспечении. Таким образом, горизонт событий импортозамещения можно сделать абсолютно бесшовным.
— Какие игроки данного рынка и почему действительно имеют потенциал для быстрого развития в этом сегменте?
— Потенциал есть только у тех, кто готов быть конкурентным и гибким. Давайте просто представим: миллиметровая сеть 5G требует расположения сотовых антенн на расстоянии 100-200 м друг от друга. В одной Москве и Московской области почти 70 тыс. базовых станций сотовой связи четвертого поколения, а по всей России в разы больше. Для разворачивания сетей нового поколения необходимо больше, намного больше базовых станций. Помимо этого, создаваемую инфраструктуру надо тестировать, мониторить, интегрировать, так что места точно хватит всем игрокам.