«Перспективы внедрения и развития сетей пятого поколения в России пока туманны. С одной стороны, GSMA прогнозирует приток более $5,2 млрд от 5G уже к 2025 году и суммарную выгоду с 2022 по 2030 год в $60 млрд. С другой стороны, запуск сетей в коммерческую эксплуатацию откладывается, и та же GSMA уже предупредила, что обойдется он в два раза дороже, чем в других странах — если, конечно, ситуация с выделенными частотами не изменится. Насколько активно в таких условиях сотовые операторы будут разворачивать сети 5G — большой вопрос. Вполне возможно, что даже в среднесрочной перспективе коммерческий запуск затронет только отдельные локации, по которым операторы смогут относительно быстро вернуть инвестиции.
Так что я уверен: в такой ситуации бизнесу фиксированных операторов запуск 5G не угрожает. Более того, рынок фиксированной связи только выиграет от появления сетей пятого поколения. Это обусловлено тем, что технология 5G будет полезна в первую очередь пользователям B2C-сегмента, а в B2B-сегменте, особенно на первых этапах запуска, сможет решать лишь небольшое количество задач. Основной же набор услуг все так же будут оказывать проводные операторы. Дата-центры, например, никогда на 5G не перейдут, поскольку заботятся о безопасности: 5G — более уязвимая для взлома технология, так что использоваться для нужд ЦОДов вряд ли будет.
Что касается перспектив сотрудничества сотовых и фиксированных операторов в сегменте 5G, то большого потенциала в нем нет — мешать будут и экономические факторы, и сервисные. К примеру, рассматривать возможность использования 5G в качестве последней мили при обеспечении доступа на территории предприятий нецелесообразно. Такой вариант подойдет далеко не всем, скорее даже очень небольшому количеству организаций – тем, кто не беспокоится о сохранности данных и готов передавать их через «паблик» «по воздуху». Так что широкополосный доступ останется ключевым инструментом для компаний, которые ценят конфиденциальность, и будет неотъемлемой частью работы ЦОД, СКУД и других направлений, где 5G не сможет ничего противопоставить классической инфраструктуре фиксированной связи.
Сотрудничество операторов возможно лишь в оказании небольшого количества услуг для B2C-сегмента и может быть очень эффективным при условии, что операторы мобильной связи посчитают затраты на собственную сеть и придут к выводу о том, что аренда каналов у игроков фиксированного рынка намного выгоднее и эффективнее.
Однако, несмотря на такой оптимизм в отношении будущего, фиксированным операторам все-таки надо готовиться к переменам на рынке связи с грядущим запуском 5G. В первую очередь, необходимо обеспечить договоренности о взаимодействии операторов связи для организации такого покрытия и бесшовности, которые доступны только фиксированным операторам в связи с малым радиусом действия базовых станций 5G и «угасанием сигнала».