«Пандемия улучшила понимание бизнесом онлайн-среды»
Материалы выпуска
На пороге эпохи беспроводных сетей с интеллектом Экспертиза Потери пятого поколения Инструменты Технологии глобального масштаба Рынок «Горизонт событий импортозамещения можно сделать абсолютно бесшовным» Экспертиза Отложенный старт: почему не удастся пропустить запуск сетей 5G Экспертиза «Бизнес фиксированных операторов выиграет от запуска 5G» Экспертиза Попрощаться с фиксированной связью после запуска 5G не получится Экспертиза Во всеоружии: с чем компании подошли к новой волне пандемии Решения Офис по расписанию: как сэкономить на рабочих местах Экспертиза «Пандемия улучшила понимание бизнесом онлайн-среды» Экспертиза Гибкий подход: как пандемия меняет рынок труда Инструменты Осознанная цифровизация Инструменты «Удаленка» без «уберизации» Экспертиза
Экспертиза Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Пандемия улучшила понимание бизнесом онлайн-среды»

Директор по развитию бизнеса ЦОД Tet (ранее Lattelecom) Марис Сперга – о перспективах ИТ-аутсорсинга в посткоронавирусный период.

«Глобальный рынок аутсорсинга в 2020 году оценивается Gartner в 3,4 трлн долларов США. Несмотря на то, что в последние годы он рос на 2,5-4%, в этом году впервые за десятилетие прогнозируется падение — и сразу на 8%. Основная причина — желание предприятий максимально снизить расходы, особенно на проекты по развитию, и поддерживать только критические бизнес-системы, чтобы пережить кризис Covid-19.

Однако сейчас происходят существенные перемены и в самой структуре ИТ-услуг, доступных на аутсорсинге. Ранее на рынке доминировали предложения для крупного бизнеса, поскольку эти услуги были сравнительно дорогими. Сейчас же появились простые продукты по доступной цене, в результате чего аутсорс ИТ стал доступен для малого и среднего бизнеса. Один из примеров — отрасль разработки программного обеспечения: по данным businesspartnermagazine.com, в 2019 году 52% малых и средних предприятий доверяли разработку внешним поставщикам.

Сейчас, в эпоху коронавирусных ограничений и экономического кризиса, для бизнеса есть два основных направления развития. Первое — это радикальное снижение расходов, чтобы просто выжить. Второе — инвестиции в цифровую трансформацию, ориентированные на то, чтобы предприятие смогло в будущем работать более эффективно и автоматизировано, предлагая клиентам услуги в онлайне. Пока неясно, кто станет победителем в этой гонке – тот, кто подождет с инвестициями, или тот, кто вкладывает средства сейчас.

Одно ясно точно: даже при отмене ограничений предприятия не вернутся к ситуации, которая была до пандемии. Данные крупнейших международных центров по исследованию рынков Gartner и McKinsey показывают, что в западном мире этим летом 48% работающих выразили желание продолжать выполнять свои обязанности дистанционно. Это означает трансформацию бизнес-процессов, изменения на рынке недвижимости. Доступность сотрудников улучшится, потому что 2020 год наглядно продемонстрировал, что можно привлекать персонал из других регионов или даже стран. С годами офисы станут эксклюзивным преимуществом больших предприятий и трансформируются, скорее, в места для социализации, мозговых штурмов, командной работы и проведения мероприятий.

Онлайн-торговля тоже останется с нами, что опять же означает инвестиции в ИТ, а не офлайн-магазины. Это, в свою очередь, означает, что для аутсорса открываются широкие возможности по размещению инфраструктуры и разработке ПО. Уже сейчас во всем мире наблюдается дефицит программистов, поскольку спрос на разработку электронных услуг превышает предложение. Особый всплеск спроса на ИТ-аутсорс наблюдается в странах Восточной Европы — в Беларуси, Польше, Румынии, Украине. Они развиваются в 4–5 раз быстрее, чем глобальный рынок аутсорса благодаря стремительному росту экспорта специалистов в США и Европу.

Еще один важный аспект состоит в том, что аутсорсинг становится более универсальным. Например, если посмотреть на рынок дата-центров, то просто аренда стоек, которая обеспечивает размещение оборудования, больше не интересна клиентам. Они хотят, чтобы все поставленные бизнес-задачи реализовывались в одном месте. То есть если клиент отдает внешнему поставщику какой-то из бизнес-процессов, то он ожидает, что ИТ-инфраструктура и программное обеспечение будут комплексным решением с одним ответственным лицом за уровень SLA [Service Level Agreement — соглашение об уровне предоставления услуги – ред.]. Кроме того, особая роль сейчас, особенно в кризис Covid-19, отводится облакам. Предприятия не готовы инвестировать средства в устройства (модель CAPEX), а предпочитают максимально эластичные решения по принципу pay-as-you-go (оплата потребленных ресурсов, OPEX).

До этого рост облачного рынка ограничивали вопросы безопасности, однако за последние годы ситуация изменилась: существует как локальные, так и международные требования по ИТ-безопасности, кроме того, обеспечение самого высокого уровня безопасности данных — это вопрос репутации, а значит и выживания для поставщиков. К слову, за последние три года увеличились и мощности облаков, их совместимость с инфраструктурой клиентов и ценовая доступность как глобально, так и в России.

Один из главных двигателей развития облаков — это цифровая трансформация, которая за время пандемии улучшила понимание бизнесом онлайн-среды. Если ранее бизнес планировал трансформироваться в течение 3–5 лет, то теперь это произойдет в ближайшие пару лет».