#8 Digital Forum РБК, 22 декабря 2020
Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

«Массовое возвращение в офлайн вряд ли случится»

Фото: МегаФон
Фото: МегаФон
Технический директор Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Петр Солодовник – о новых запросах клиентов и вызовах телеком-отрасли.

Пандемия увеличила долю работающих и учащихся в дистанционном режиме. При этом она изменила не только географическое распределение людей, но и паттерны поведения, в том числе в потреблении цифровых сервисов. Такие изменения вынудили телеком-отрасль менять свои планы и подстраиваться под новые запросы клиентов. О том, как игроки рынка отвечали на эти вызовы, и какие будут последствия для абонентов — в интервью РБК Петербург рассказал технический директор Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Петр Солодовник.

Цифровой сдвиг

— Как пандемия отразилась на цифровом развитии бизнеса и требованиях к телеком-инфраструктуре к концу этого непростого года?

– 2020 год завершается под знаком тотальной цифровизации для коммерческих компаний и конечного потребителя. Вырос спрос на решения для организации бизнес-процессов в дистанционном формате, а требования к скоростям передачи данных увеличились в разы. Многие до сих пор работают и учатся из дома, используют сервисы видеоконференцсвязи и смотрят онлайн-трансляции.

Взрывной рост популярности мессенджеров и платформ для организации видеоконференций радует их создателей, но ставит серьезные вызовы перед нами. Как итог — нагрузка на сети операторов увеличилась, как и инвестиции в поддержание их инфраструктуры. Но для нас весенний локдаун и все последующие перемены прошли без критичных сложностей. Мы, прежде всего, цифровая компания, постоянно развиваем свои сервисы и инфраструктуру. Поэтому переход в цифровую реальность для нас и наших клиентов старались делать максимально безболезненным.

— А как изменились потребности самих абонентов? Какие ключевые перемены в их поведении можете отметить?

— Для клиента стало жизненно важно оставаться на связи 24/7: иметь доступ в интернет, с помощью которого он работает или учится, заказывать товары и услуги на дом, смотреть кино, общаться с друзьями. Как следствие — локально менялась нагрузка на сеть. К примеру, весной бизнес-центры практически опустели, абоненты мигрировали в свои дома в спальных районах города. А значит — именно там выросла потребность в хороших скоростях передачи данных. Специалисты МегаФона в режиме онлайн анализировали перераспределение нагрузки на сети и точечно модернизировали базовые станции в тех локациях, где это было необходимо.

— Интересно, насколько критично выросло потребление трафика?

— Допустим, интернет-трафик в Ленобласти осенью вырос более чем на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это вполне объяснимо, так как большинство новых жилых районов, рассчитанных на десятки тысяч жителей, находятся как раз на границе с городом. В Петербурге за этот период — объем интернет-трафика увеличился почти на 30%. Жители города «накачали» около 30 тысяч Тб, что сравнимо с прослушиванием 10 млрд песен онлайн одновременно. В 2019 году эта цифра была на треть меньше. Рост трафика доказывает одно — практически все ушло в цифру. И, что интересно, летом, когда было послабление режима, трафик не мигрировал обратно в центр города. Есть основания считать, что даже после окончания пандемии, массовое возвращение в офлайн вряд ли случится.

Рост трафика доказывает одно — практически все ушло в цифру. И, что интересно, летом, когда было послабление режима, трафик не мигрировал обратно в центр города. Есть основания считать, что даже после окончания пандемии, массовое возвращение в офлайн вряд ли случится.

— А в других регионах Северо-Запада аналогичная ситуация?

— Масштаб, конечно, отличается, но миграция абонентов и рост потребления дата-трафика — общая тенденция для всех регионов. Даже если эпидемиологическая обстановка в отдельно взятой локации была более благоприятной, чем в другой, общероссийский тренд сохранился. Да и работодатели активно выводили сотрудников на дистанционный режим работы.

При этом не стоит сбрасывать со счетов, что число пользователей мобильного интернета растет год от года. 2020-й не стал исключением. Так, потребление мобильного интернета по стране выросло за последние три года почти на треть.

Подчеркну, мы всегда работаем на опережение, строим и модернизируем сеть таким образом, чтобы был запас на рост спроса. По Северо-Западному филиалу компании мы увеличили количество базовых станций с поддержкой LTE с начала года примерно на 20%, делая акцент на селах, деревнях и поселках Ленобласти и других регионов.

Ускоренное развитие

— Как пандемия сказалась на темпах развития вашей сети в целом? С какими итогами вы подходите к 2021 году?

— В 2020 году наша сеть развивалась почти в три раза быстрее, чем мы планировали в начале года. Мы оперативно пересматривали стратегические планы и активнее шли с быстрым мобильным интернетом туда, где в условиях локдауна он был нужнее: в малые населенные пункты, дачные поселки.

При этом особое внимание уделили развитию сетей четвертого поколения. Только в Санкт-Петербурге и Ленобласти количество новых базовых станций с поддержкой 4G выросло почти на 10% по сравнению с концом 2019 года. Сейчас их более 3 тысяч, а в целом в Северо-Западном филиале — более 10,5 тысяч: рост составил более 2,3 тысяч. Улучшена работа и существующей инфраструктуры МегаФона.

— Основное внимание было направлено на развитие сети, а удалось ли запустить новые сервисы, технологии?

— Конечно. Мы делаем ставку на самые перспективные технологии, чтобы и наш абонент шел в ногу со временем и мог пользоваться инновациями. Осенью мы запустили на сети всего Северо-Западного филиала технологию Voice over Wi-Fi или сокращенно VoWiFi. Она позволяет совершать и принимать голосовые вызовы в помещениях со слабым сигналом сотовой сети, но устойчивым Wi-Fi подключением именно через Wi-Fi.

Постараюсь объяснить в двух словах на примере. Допустим, вы находитесь в помещении на цокольном этаже здания или в «доме-колодце», коих в Петербурге более чем достаточно. Сигнал слабый, но есть соединение по Wi-Fi, и значит звонок все равно пройдет. С VoWiFi абонент даже не заметит, что разговаривает не через сотовую сеть. Это важно, потому что клиенту всегда нужно быть на связи, а как оператор этого добивается — забота самого оператора.

— Какие работы на сети необходимо было провести для этого?

— Данные технологии включаются функционально, дополнительных масштабных модернизаций на оборудовании радиоподсистемы не требовалось. Конечно, перед запуском, мы изучали проникновение устройств с поддержкой VoWiFi. Специалисты компании зафиксировали увеличение доли гаджетов с такими возможностями. В итоге технологию запустили, предоставив возможность абонентам получить высокое качество голосовой связи даже там, где есть сложности с мобильным сигналом.

— Каковы ваши дальнейшие планы? Есть ли пространство для роста и развития на сетях четвертого поколения или оператор достиг потолка и дальнейшим шагом может стать только строительство 5G?

— Мы много рассуждаем про возможности сетей пятого поколения, которых нам не хватает, но на текущий момент 4G полностью отвечает основным потребностям среднестатистического абонента. Высокие скорости, качество связи — все это делает комфортной жизнь в цифровой среде. Поэтому в ближайшее время продолжим развитие 4G, а также будем непрерывно оптимизировать сеть, чтобы как можно лучше отвечать ожиданиям потребителя. Да и с появлением сетей пятого поколения сеть LTE никуда не денется: базовые станции, разумеется, никто демонтировать не будет, четвертое поколение продолжит работу, закрывая потребности абонента в базовых услугах.

Мы много рассуждаем про возможности сетей пятого поколения, которых нам не хватает, но на текущий момент 4G полностью отвечает основным потребностям среднестатистического абонента.

Мы, как и другие представители телеком-рынка, ждем урегулирования вопросов с частотами для 5G, что даст нам возможность быстрее развивать перспективные технологии — от интернета вещей и виртуальной и дополненной реальности до беспилотного транспорта и телемедицины. Пока мы готовимся, с 2016 года реализуя пилотные проекты. Так, в период проведения Чемпионата мира по футболу мы представили первый беспилотный «КамАЗ», возивший болельщиков в тестовой зоне 5G, а летом 2019 года совершили первый международный видеозвонок в сети 5G. В конце августа в «Москва-Сити» провели киберcпортивный турнир по Dota2, причем игры работали из «облака». Пилотные проекты позволят нам быть полностью готовыми к быстрому развертыванию 5G не только технически, но  с точки зрения бизнес-стратегии.

Экспертиза Пандемия породила новых цифровых дисрапторов
Материалы выпуска
Экспертиза «Массовое возвращение в офлайн вряд ли случится»
Экспертиза Пандемия породила новых цифровых дисрапторов
Экспертиза «Голос не умрет, пока не появится телепатия»
Экспертиза На пороге эпохи беспроводных сетей с интеллектом
Рыночный расклад Технологии глобального масштаба
Экспертиза «Горизонт событий импортозамещения можно сделать абсолютно бесшовным»
Экспертиза Отложенный старт: почему не удастся пропустить запуск сетей 5G
Экспертиза «Бизнес фиксированных операторов выиграет от запуска 5G»
Экспертиза Попрощаться с фиксированной связью после запуска 5G не получится
Решения Во всеоружии: с чем компании подошли к новой волне пандемии
Экспертиза Офис по расписанию: как сэкономить на рабочих местах
Экспертиза «Пандемия улучшила понимание бизнесом онлайн-среды»
Инструменты Гибкий подход: как пандемия меняет рынок труда
Инструменты Осознанная цифровизация
Экспертиза «Удаленка» без «уберизации»
Содержание
Закрыть